Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквы и звуки ч – щ».
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Образовательные задачи:
1.Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными.
2. Учить осуществлять звуковой анализ слова ЧАШКА с определением места звука в слове и его характеристикой.
3.Познакомить с печатными буквами Ч-Щ.
4.Учить читать слова.
5.Учить употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята давайте перед началом занятия поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг ,
ты мой друг и я твой друг,
вместе за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся.
Скажите мне пожалуйста из чего состоит наша речь?
А предложения?
А слова?
Молодцы!
Ребята, сейчас я Вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто пришел к нам в гости.
У Крокодила Гены
В руках гармошка играет,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит… (Чебурашка)
Чебурашка пришел к нам не просто так ему нужна помощь, чебурашка путает звуки и не как может научиться четко их произносить ,он знает что вы скоро пойдете в школу и хочет попросить у вас помощи! Ну что ребята поможем Чебурашке?
Воспитатель:
Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.
Мы ходим ночью ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
Опущу я в речку руку,
Чтоб поймать на ощупь ... (Щуку)
На доску выставляется картинка.
Воспитатель:
Какой первый звук в слове «часы»?
Дети:
Первый звук «ч».
Воспитатель:
Какой первый звук в слове «щука»?
Дети:
Первый звук «щ».
Воспитатель:
Ребята, предлагаю послушать, как звучат «ч» и «щ».
Попробуйте произнести -ч, -щ, -ч, -щ
Дети повторяют.
Какие эти звуки гласные или согласные?
А глухие они или звонкие?
Воспитатель:
Как они звучат? Звонко или мягко?
Дети: Мягко.
Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но, кроме этого, у них есть еще один общий Секрет: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
Воспитатель:
А теперь давайте все вместе подумает и назовем слова, которые начинаются на звук «ч».
Дети:
Часы, чашка, червяк, чемодан, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, четыре.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
А теперь я буду называть слова, измените его так, чтобы в нем появился звук Ч.
Например: щенок - щеночек, диван, ребенок, платок, , лист, , щетка, горшок, коза, василек, забор, жук, птица, кофта, палец, рука.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, Чебурашка перепутал свои картинки. Нужно помочь Чебурашке распределить правильно картинки. И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.
(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)
Ребята, давайте с вами немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится физкультминутка).
Физкультминутка: Звуки Ч - Щ
Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)
Ему теперь грозит беда: (Приседания)
Котище черный рыщет, (Ходьба)
Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).
Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).
К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).
Щегленок помощи не ждет (Прыжки)
И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)
И вот удача - высота
Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки).
Воспитатель:
Молодцы! Отдохнули.
«Звуковой анализ слова чашка и выкладывание слова из букв»
Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он очень сильно устал и замерз с дороги. Давайте напоим нашего гостя горячим чаем. Но откуда же он будет пить чай? Верно из чашки .Предлагаю вам выложить это слово у нас на столах. Никита будет работать у доски ,а все остальные самостоятельно за столами.
ЧАШКА, первый звук Ч, какой буквой обозначают Ч ищем ее? Следующий звук А, какой буквой обозначается?
А теперь давайте проведем звуковой анализ этого слова. Никита присаживайся у доски работает Лера ,а мы внимательно смотрим и проверяем правильно ли Лера отвечает.
Сколько в слове гласных звуков? А согласных ? Давайте посчитаем, сколько слогов в это слове?
Скажите мне а на каком месте находится звук Ч в этом слове .В начале ,в середине или в конце.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».
На доске выставляет картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
Молодцы!
«Буквы Ч Щ»
Ребята у звуков Ч и Щ есть буквы которые обозначают их на письме. Что это за буквы?
Давайте поиграем в игру на что похожи буквы?
А сейчас я предлагаю попробовать написать эти буквы в воздухе начнем с буквы Ч…..
А сейчас давайте выложим эти буквы на столе из счетных палочек самостоятельно. Затем я вывешу правильный ответ на доске, и мы проверим себя.
«Соедини в слог, слово»
А сейчас давайте покажем Чебурашке как мы умеем соединять звуки в слоги!
Сначала со звуком Ч . ЧА ЧИ ЧУ Пока я веду указкой от звука Ч к звуку А, мы тянем слог.
А теперь со звуком Щ ЩИ ЩУ ЩА.
А теперь усложним наше задание и попробуем соединить слоги в слова. ЧА-ЩА, получилось слово чаща что это? Густой лес.
Вы молодцы! У вас отлично получилось.
Рефлексия:
Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!
Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
Какие звуки мы учились различать?
Как произносятся [Ч], [Щ]?
Какое задание понравились Арина?
Какие задания для вас были сложными Коля?