"Игровые приёмы работы над нормализацией интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР с помощью тембра"
Вопросами изучения русской речевой интонации занимались как языковеды, так и психологи. Вопросами интонации в музыке занимался также композитор, музыковед академик Борис Асафьев. Итогом теоретических исканий Асафьева явилось создание теории интонации. Эта теория базируется на том, что речевая интонация дает композитору материал, тесно связанный с проявлениями психической жизни. То есть происходит процесс выделения мелоса из живой речи. Главные предпосылки выразительности мелодий - те же, что и предпосылки выразительности речевой интонации. Открытие академика Асафьева состояло не в том, что "в музыке тоже есть интонация", - нет. Аналогия между словами, которые произносятся-интонируются, и музыкой, которая исполняется-интонируется, достаточно проста. Открытие же произошло, как только была обнаружена связь между "интонациями" речи и природой музыки. И оно состояло в том, что "речевая и чисто музыкальная интонация - две ветви одного звукового потока".
Вопрос о включении тембра в компонент интонации в современной лингвистике считается спорным. Тембр произнесения рассматривается интонологами неоднозначно и определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр является врожденным качеством каждого человека. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, даже от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно. Разные исследователи выделяли различные виды тембра. Все они единодушны в одном: интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. В своей статье мы делимся опытом применения некоторых игровых приёмов на пути к достижению желаемого результата, а также даём описание методики их применения.
"Повар Булочка"
Алгоритм проведения игры
Шаг 1
сопряженное и отраженное повторение фраз и движений с музыкальным руководителем
Мы поставим в печь пирог (ладошки от себя)
И достанем из печи (обратно)
Из трубы идёт дымок такой приятный (спираль пальцем)
Повар булочка живёт (показываем руками большой живот)
Возле леса (показываем большим пальцем себе за плечо)
У реки (показываем одной рукой волнистую линию)
По утрам печёт пирог он ароматный (мнём тесто)
Ааа!.. (гладим рукой по животу)
Шаг 2
Аудирование: слушаем плюсовую фонограмму (троекратное исполнение в разных регистрах). Выясняем, когда пел великан, когда гном, а когда дети. Примечание: Если дети начнут не только слушать, но и показывать, останавливать их не следует.
Шаг 3
Перевоплощаемся (поём все вместе с "плюсовой" фонограммой с показом движений, меняя тембр исполнения):
- в среднем регистре (это дети)
- в нижнем регистре (это великан).
- в верхнем регистре (это маленький гномик)
Шаг 4
Поём (произносим) индивидуально без фонограммы
Игра "Кто тебя позвал?"
Описание
Один из детей становится спиной к остальным детям. Дети по очереди называют этого ребенка по имени. После каждого раза выбранный ребёнок поворачивается лицом к детям и говорит, кто его позвал.
Называть можно:
- медленно или быстро
- громко или тихо, но не шептать
- "своим" голосом или изменённым (медведь, мышка, и т.п.)
Подвижная игра «Огородник»
-Ах, картошка, ты картошка,
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме -
Будешь сытым целый год!
Дети становятся в круг, в центре – Огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого воспитатель дотрагивается до одного из детей: он будет отвечать на вопросы огородника. Огородник стучит палкой об пол. Выбранный воспитателем ребенок спрашивает: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то ему снимают повязку с глаз, огородником становится ребёнок, которого он узнал. Если не узнал, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.
Важнейшим средством как формирования выразительной речи, так и диагностики уровня её развития является театрализованная деятельность. Она интегрирует во все образовательные области дошкольного образования. Именно участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и говорить свободно и выразительно. Но, как правило, в этом случае нам предлагается целиком постановка как конечный продукт совместной деятельности детей и педагога, как результат большой проделанной ими в этом направлении работы. Нас же более интересует сам процесс. Поэтому в качестве литературного первоисточника мы берём не всю русскую народную сказку, а какой-либо её эпизод. Лучше, если это будет эпизод сказки о животных. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какова должна быть его манера речи.
Эпизод из сказки "Волк и семеро козлят"
Алгоритм работы
1. По отрывку дети узнают сказку (читает музыкальный руководитель):
- Однажды Волк подслушал, как поёт Коза. Вот раз Коза ушла, Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Козлята ему отвечают: Слышим, слышим! Да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом.
2. Принимаем на себя роль Козы (коллективно и индивидуально).
3. Принимаем на себя роль Волка (Аналогично)
4. Вспоминаем продолжение сказки:
- Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Только ушла Коза, Волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
%. Принимаем на себя роль Волка с "новым" голосом
Эпизод из сказки "Кот, Петух и Лиса"
Выбранный отрывок:
- В лесу в маленькой избушке жили-были Кот да Петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а Петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет. Бежала как-то Лиса, услыхала, как Петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Алгоритм работы аналогичный.
Причины невыразительной речи, на наш взгляд, не только в индивидуальных особенностях детей, но в том, что они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Важно, чтобы дети при этом понимали, что им это действительно нужно. Добиться этого понимания можно с помощью использования игровых приёмов, описанных нами выше.