Технологическая карта урока
ФИО учителя: Игнатьева А.Г.
Предмет: математика
Тема урока: «Смешанные числа»
Класс: 5
Дата:
Тип урока: урок открытия нового знания
Место урока в теме: №1
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Задачи по содержанию:
обучающие: повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, уметь читать и записывать смешанные числа; сформировать умение выделения неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание
воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки
метапредметные: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону; усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация; Учебник: Математика. 5 класс: учебник/А.Г.Мерзляк; В.Б.Полонский; М.С.Якир.; под ред. В.Е Подольского. – М.: Просвещение, 2021.; рабочие листы, смайлы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задачи для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
1. Организа-ционный этап (1 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Психологический настрой учащихся. | Учащиеся проверяют подготовку к занятию, записывают в тетрадях число. Настраиваются на деловой ритм работы. | - Добрый день, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши. «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Читают со слайда 1: «Я умный, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.»Слайд 2. Молодцы, а теперь садитесь. У вас у каждого на партах лежат оценочные листы. Не забывайте делать записи в оценочных листах. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Учащиеся концентрируют внимание, включаются в деловой ритм урока. |
2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности. (1 мин.) | Устанавливает тематические рамки. Создаёт условия для осознания учащимися целей урока. | Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы урока. | -Какую тему вы изучили на прошлом уроке? -Сегодня мы продолжим работу с дробями. Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться! | Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
3. Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин.) | Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, создаёт проблемной ситуацию, способствующую формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Ответ: 1) натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц 2) черта означает знак деления 3) Среди них есть правильные и неправильные. <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>; <Object: word/embeddings/oleObject2.bin>. | Разбейте числа на 2 группы (слайд 3) I- натуральные числа; II - дробные числа 36; <Object: word/embeddings/oleObject3.bin>; <Object: word/embeddings/oleObject4.bin>; 6; <Object: word/embeddings/oleObject5.bin>; <Object: word/embeddings/oleObject6.bin>; 12; 5; <Object: word/embeddings/oleObject7.bin>. 1) Чем натуральные числа отличаются от дробных?Что они обозначают? 2) Что означает черта в дроби? (деление) - проверяем ответы по слайду:(слайд 4) Самопроверка ОЦЕНКА (+), (--) 3) Во второй группе вы записали дроби, чем они отличаются? 3) Назовите неправильные дроби. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
4. Формирование новых знаний. (9 мин.) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа Организует работу с учебником. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках | Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради. Решают пример. Записывают в тетрадях тему урока. Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части Записывают в тетрадях. | Проблемная ситуация - К какой группе можно отнести число <Object: word/embeddings/oleObject8.bin>? - Что заметили нового, интересного? Проблемная ситуация -А мы знаем как такие числа называются? Для того, чтобы узнать название этого числа решим пример. Задача (слайд 5) Как разделить поровну 6 апельсинов на 5 детей? Сколько апельсинов получит каждый ребёнок? Работают в парах. взаимопроверка по слайду. Ответ: каждый ребенок получит по одному целому и 1/5 апельсина. Тогда -Какое же название вы могли дать этому числу? Правильно, ребята такие числа называются –смешанными. -Тогда как мы назовем тему нашего урока? Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» (слайд 6) | Личностные: ответственно относиться к учению; проявлять инициативу при выполнении заданий; Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для открытия нового понятия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
6. Первичное закрепление изученного (13 мин.) | Организует усвоение нового знания. Организует работу по выполнению упражнений с проговариванием во внешней речи. Осуществляет контроль за процессом решения задач | Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради. Читают смешанные числа Самостоятельная работа | Запись смешанных чисел (слайд 7) (Учитель объясняет это на доске) 1)(дробная черта по середине целой части) 2 – целая часть - дробная часть Пример: <Object: word/embeddings/oleObject9.bin> (принято записывать короче) Обратите внимание!Дробная часть смешанного числа---правильная дробь. Прочитать смешанные числа Перевод из неправильной дроби в смешанное число (слайд 8) А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока? А как вы думаете, что с ними можно сделать? Чему мы должны научиться? Что предлагаете? Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? Тест 1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть: А) правильная дробь Б) неправильная дробь В) любой дробью А) 2 Б) 7 В) 13 А) 505<Object: word/embeddings/oleObject14.bin> Б) 5<Object: word/embeddings/oleObject15.bin> В) 100<Object: word/embeddings/oleObject16.bin> | Личностные: развитие самооценки Познавательные: совершенствование умения осуществлять сравнение, выявлять объект, подходящий под данное определение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка (1 мин.) | Организовать смену деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | Физминутка дается в виде видео в интернете по ссылке (слайд 9) | |
7. Контроль и коррекция знаний (7 мин.) | Организует самостоятельную работу по закреплению изученного с последующей проверкой. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Организует работу в парах. Контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах. | Учатся применять полученные знания в процессе групповой работы. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Параллельно 4 учащихся решают №769 у доски. | Работают в группах, заполняют таблицу проверка по слайду ОЦЕНКА (+), (--) (слайд 12) Проверяют правильность выполнения по слайду. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение работать в парах, группах, уважительно относиться к мнению других Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; осуществлять навыки взаимоконтроля в ситуации общения |
8. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) | Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности. Предлагает оценить свою деятельность с помощью смайла. | Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Оценивают свою учебную деятельность | Что вы нового узнали на уроке? Чему вы научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке и настроение, используя один из карточек: -Я все понял и мне было интересно -Я понял на уроке, но у меня есть вопросы -Я ничего не понял на уроке, мне было скучно (выставление оценок) 5-6 «+» оценка 5 3-4 «+» оценка 4 2 «+» оценка 3 0-1 «+» оценка 2 | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причину успеха ( неуспеха) Регулятивные:оценивание собственной деятельности на уроке |
9. Информация о домашнем задании (2 мин.) | Обеспечивает понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание | Выучить определения; № 770, №772. УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ! | Личностные: ответственное отношение к учению |