«Монотипия, как средство развития творческого воображения у детей».
В последнее время в нашем обществе все более остро стоит вопрос о воспитании творческой личности. Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Человек с хорошо развитым воображением легче решает любые задачи. Все благодаря тому, что его мышление незаурядно. Реальный критерий ума человека - это способность создавать что -то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) - все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие мышления и воображения. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в обучении и воспитании ребенка от 5 до 12 лет. Этот период наиболее благоприятный для развития образного мышления и воображения. Позволяйте ребенку фантазировать и мыслить нестандартно.
Воображение - это процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Основные типы воображения: Воссоздающее. Возникает при чтении книг. Человек в своем воображении представляет то, о чем читает или слышит. Творческое. Создание образов и историй самостоятельно. Неуправляемое. Истории, не связанные какой–либо последовательностью и логикой.
Развитие творческого воображения у детей помогает в усвоении новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения, как творческого действия: умения видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных связях и отношениях, находить способы решения проблемных ситуаций.
Рисование- одно из любимых занятий детей, дающий большой простор для проявления творческой активности. Рисование имеет огромное значение в формировании личности
ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности ребенка, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи
советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.
Существует большое количество упражнений, направленных на развитие
воображения и фантазии у детей. Монотипия - одно из средств развития воображения у детей. Монотипия (от греческого «monos-один, единый и «tupos»- отпечаток) – графическая техника, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность с последующим оттиском на бумагу. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковые работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляются в первоначальном виде, либо продумывается подходящий образ и прорисовываются недостающие детали. Монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление, воображение. Детям очень нравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось. Монотипия в плане техники очень проста, и ее могут освоить даже дети дошкольного возраста - главное тут разбудить воображение ребенка и обратить рисование в занимательную игру.