Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений Тема «Лаборатория профессора Математики»

Цель развитие исследовательской активности воспитанников в логико-математической деятельности. Задачи Образовательные закрепление навыков измерительной деятельности условной меркой, сравнения величины предметов формирование умения устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения. Развивающие продолжать формировать логико-математическое мышление умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения. Воспитательные воспитывать аккуратность при работе с различными материалами воспитывать интерес к исследовательской деятельности в математике и желание работать в коллективе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект НОД

по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Лаборатория профессора Математики»

Разработала: воспитатель высшей категории Дякова В. И.

Цель: развитие исследовательской активности воспитанников в логико-математической деятельности.

Задачи:

Образовательные: закрепление навыков измерительной деятельности условной меркой, сравнения величины предметов; формирование умения устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.

Развивающие: продолжать формировать логико-математическое мышление; умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения. 

Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с различными материалами; воспитывать интерес к исследовательской деятельности в математике и желание работать в коллективе.

Словарная работа: измерение, мерка, научная лаборатория, оборудование.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, оборудование для лаборатории; кроссворд «кодовый замок», магнитные доски, рабочие карты для экспериментов, карточки с цифрами, халаты с геометрической маркировкой, шапочки; муляж дыры, панели «доски»; клетка с птицами, чашечные весы, мешочки и тарелочки с крупой, мерные стаканчики, ложечки по количеству детей; воздушные шары в корзине; мелко нарезанная бумага; смайлики, лупы.

Предварительная работа: измерение длины и объема сыпучих веществ разными мерками, работа с рабочими картами для экспериментов, чтение сказки Г. Остера «38 попугаев».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся, а теперь улыбнемся нашим гостям.

Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо с задачами (и разрезная картинка «Профессор – Математик».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.
(открывается конверт - в нем разрезная картинка и письмо).

Воспитатель: что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.
Дети: собрать картинку.

Дети собирают картинку.
Воспитатель: все ясно! Это написал нам Профессор-математик!

«Помогите, кто-нибудь помогите! Мне, срочно, нужна помощь! Мои помощники не могут вовремя вернуться в лабораторию с научной конференции из-за нелетной погоды, а мне срочно нужны помощники для проведения научных экспериментов! Кто же мне поможет?»

Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь профессору в проведении научных экспериментов? (Да)

Но для начала, Профессор – математики предлагает вам математическую разминку.»

Математическая разминка.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух собак? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько носов у двух котов? (2)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10?

11. Что же такое лаборатория?

Дети: (Лаборатория – это специально оборудованное помещение для проведения экспериментов, опытов и научной работы.)

Воспитатель: А Вы знаете, кто работает в лаборатории?

(в лаборатории работают учёные-исследователи).

Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое опыт?

(Опыт — это, то чем занимаются ученые исследователи, чтобы узнавать что-нибудь новое, подтвердить свои догадки).

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили.

Воспитатель:(обращает внимание на двери лаборатории, «Режим работы»).

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что это такое? (режим работы)

Давайте проверим, работает сегодня лаборатория или нет.

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

Материал: на столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующими числа точками.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – красный – 1точка,

вторник – оранжевый – 2 точки,

среда – желтый – 3 точки,

четверг – зеленый – 4 точки,

пятница – голубой – 5 точки,

суббота – синий – 6 точки,

воскресенье – фиолетовый – 7 точек.

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Дети выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);

- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);

- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);

- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».

Все верно лаборатория сегодня работает, пойдемте за мной.

Воспитатель: Я совсем забыла, вам сказать, что в лаборатории проводятся очень важные эксперименты, поэтому все двери там закрываются на кодовые замки.

И для того, чтобы попасть в лабораторию профессора нам нужно открыть кодовый замок. (В. показывает на закрытый кроссворд на магнитной доске).

Воспитатель: - Вы знаете, как открывается кодовый замок?

Дети (нет)

Воспитатель: вот и подсказка: «Чтобы узнать код замка, нужно подобрать цифры к каждому квадрату» 

- Давайте по очереди подберем цифры для кодового замка? Сколько кружочков в первом квадрате… (дети подбирают) и. т. д

На экране появляется профессор Чудаков.

«Здравствуйте ребята, я профессор Чудаков. Я очень рад, что вы пришли в мою лабораторию. Ребята, хотите стать моими помощниками, а для этого расскажите правила поведения в лаборатории, которые, я отправлял вам в письме. Сейчас мы и проверим, как вы подготовились».

Дети называют правила: нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослого, нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами. Громко не разговаривать, не мешать друг другу. Должна быть специальная одежда.

(Педагог предлагает детям надеть халаты)

Профессор: теперь, вы настоящие сотрудники лаборатории, вот вам тетради для записи результатов опытов и первое задание, для начала посмотрим, как вы с ним справитесь.

Воспитатель: теперь, вы настоящие сотрудники лаборатории.  

На экране – В лаборатории Чудакова происходит взрыв. Появляется растерянный профессор.

«Во время опыта у меня случайно взорвались колбы, и от взрыва на полу появилась большая дыра. Как же, Вы теперь ко мне пройдете?»

На полу выкладывается муляж поврежденного пола.

Воспитатель: посмотрите, какая образовалась огромная дыра! Как же мы пройдем в лабораторию? Что нам делать? Подумайте, как можно ее отремонтировать. (Заложить досками) Здесь в углу лежат доски разного размера. Но как узнать, какие нам пригодятся. (Измерить) Что сначала будем измерять, и чем будем измерять? (Сначала нужно померить «дыру», затем выбрать доски). С помощью чего можно измерить? Предположения детей: сантиметром, линейкой. Но этих предметов у нас нет, как быть? Чем еще можно измерить? (ладошками, локтями, шагами, ступней) Давайте попробуем измерить ступней и ладошками.

Эксперимент 1

Цель: Выбор «досок» для ремонта пола с помощью условных мерок (ступни ног, ладошки).

Воспитатель: Ребята, чем будет являться длина ступни, ладошки в нашей работе? (Меркой. Это то, чем будем измерять). А у всех одинаковый размер стопы, ладошки? (Нет, размер разный).

- Сейчас, чтобы не мешать друг другу, будем работать в парах. Найдите свою пару (по геометрическим фигурам).

- Первая пара детей работает с большой меркой стопы, вторая – с меньшей, а третья пара - ладошками. В паре - один измеряет, второй считает и отмечает количество мерок на рабочей карте цифрой.

По ходу эксперимента детьми уточняется правило измерения длины: начинать надо точно от конца прямо по краю, ступня к ступне и укладывать до тех пор, пока не будет измерена вся длина, отмечая число (количество) мерок с помощью карточек. Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

Дети измеряют сначала длину муляжа образовавшейся дыры ступнями, ладошками, выкладывают цифры на рабочей карте с соответствующим изображением условной мерки и объясняют, почему получились разные результаты. У всех разная длина ступни, ладошки. Затем выбирают нужные панели и закрывают «дыру».

Вывод: у одной группы мерка уложилась 3 раза, у другой — 4 раза, у третьей 4,5. Следовательно, если мерка уложилась большее число раз, то данная «доска» подходит для ремонта пола в лаборатории. Если мерка уложилась меньше, то эти «доски» не могут быть использованы.

Воспитатель: Молодцы, у Вас получилось выбрать «доски» нужного размера и закрыть «дыру» в полу, теперь пройдем в лабораторию!

На экране появляется расстроенный профессор:

«Что же делать? Что же делать? Мои помощники приготовили корм для лабораторных птиц на целый месяц, но не успели разделить его поровну по мешочкам. Помогите мне разложить корм!»

Дети проходят к столам, на которых установлены весы, мешочки с кормом и пустые, мерные стаканчики с ложками, рабочие карты, карточки с цифрами.

Воспитатель: Ребята, мы можем разложить корм для птиц поровну в мешочки? (Да) А, что значит – разложить поровну (одинаковое количество). Я знаю, что для одной птицы на один месяц хватает два мешочка корма. Посчитайте, сколько птиц у Профессора в клетке? (Три). Значит сколько должно получиться у нас мешочков корма всего? (Шесть) А, сколько мешочков, успели разложить помощники профессора? (Три) Значит, что мы должны сделать? (Разложить корм еще в три мешочка) Как же это сделать? (Отмерить и взвесить одинаковое количество корма).

Эксперимент 2

Цель: измерение разными мерками одинакового количества крупы.

Воспитатель: Одинаковые, ли готовые мешочки? Как узнать? (Взвесить на весах) Как еще можно взвесить? А мы можем определить примерный вес мешочка на руках? (Да) Дети на руках определяют вес. - А как узнать точный вес? (Взвесить на весах) Дети перевешивают мешочки на весах.

- Что у вас получилось? (Вес во всех мешочках одинаковый)

- Узнали, что во всех мешочках вес одинаковый, а нам надо разложить поровну. Что будем делать дальше? (Отмерить такое же количество крупы во второй мешочек) Как это сделать? С помощью чего? Хотите узнать, сколько больших или маленьких стаканчиков входит в один мешочек? Дети работают в парах: кладут готовый мешочек на одну чашу весов, на вторую – пустой и насыпают крупу разными мерками и отмечают в рабочей карте количество мерок.

По ходу эксперимента детьми уточняется правило измерения сыпучих тел: мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки.

- Что у вас получилось? (Вес одинаковый, а количество мерок разное)

Вывод: Количество крупы в одинаковых мешочках не зависит от размера условной мерки.

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, разложили корм для птиц поровну. Молодцы, профессор будет доволен.

- В лаборатории у профессора принято после трудной работы делать разминку.

- В лаборатории у профессора принято после трудной работы делать разминку.

Воспитатель: Приготовьте свои ручки.

Пальчиковая игра:

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть!

Разбудили дом, соседей –

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять десять –

Веселятся все!

Но пора обратно всем –

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть – калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

Воспитатель незаметно скидывает со стола мелко нарезанную бумагу.

Воспитатель: ой, что за неприятность такая, посмотрите, я случайно уронила бумагу на пол! Нужно все убрать до прихода профессора! Только как, не знаю? У нас нет ни веника, ни совка. (Предположения детей) Зато у нас есть шары! Скажите, какой секрет есть у шарика, который поможет нам убраться в лаборатории.

- Если шарик потереть о что-то шерстяное, то он электризуется и притягивает к себе легкие предметы.

Дети собирают бумагу в корзину с помощью шаров

Воспитатель: вот и закончилась наша работа в лаборатории, предлагаю снять халаты и пройти к нашей «Стене успеха».

- Посмотрите внимательно на «Стену успеха», что на ней находится? (Смайлики) Вы видите на смайликах улыбки? Какой предмет может помочь четко увидеть улыбки смайликов? (Лупы)

Дети на столе берут лупы, подходят ближе к стене и рассматривают смайлики.

- А сейчас, я прошу вас самостоятельно оценить себя: если Вам было интересно, и вы считаете, что справились со всеми исследованиями – выберите веселого смайлика, а если считаете, что у вас не все получилось, возникали трудности – выберите грустного смайлика.

Дети, выбрав смайлика рассказывают о своих результатах и отношении к своей деятельности.

В: Молодцы, вы все справились с заданиями профессора. У вас все получилось, многое узнали. За хорошую работу Профессор передал Вам в подарок лупы для ваших будущих научных открытий. Спасибо, до свидания

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области