Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование представлений о предметах у детей раннего возраста посредством дидактических игр

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования и науки

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 3 курса,

специальность 44.02.02.

Дошкольное образование,

группа ДО-3ф

ГАРЕВА

Галина Анатольевна

Формирование представлений о предметах у детей раннего возраста посредством дидактических игр

Курсовая работа

Руководитель:

Т. Ю. Журавлева,

преподаватель

высшей категории

Дзержинск – 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с предметным миром…………………...……..6

1.1. Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей раннего возраста……………………………………………………..6

1.2. Дидактические игры: определение, структура, виды……...………10

1.3. Методика проведения дидактических игр в группах раннего возраста……………………………………………………………………14

Выводы по главе 1………………………………………………………..……..20

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ представлений о предметах у детей раннего возраста………………………………………………………….21

2.1. Опыт практикующих воспитателей в организации игр с предметами в группах раннего возраста…………………………..….....21

2.2. Картотека игр по ознакомлению с предметами для детей раннего возраста………………………………………………………………...….25

Выводы по главе 2……………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…….……..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..….….31

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34

ВВЕДЕНИЕ

Знакомство дошкольников с предметным миром охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой и актуальной. Познавательный интерес к предметному миру, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.

В тексте ФГОС ДО говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры» [1, с.2]. Из этого следует, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка и обеспечение социальной успешности дошкольника.

С раннего детства людей окружает мир предметов, который призван пробудить любопытство, желание познать этот мир и сделать в нем что-то новое. Взрослый играет очень важную роль в этом процессе, поскольку именно он осуществляет первоначальное знакомство и руководство в ориентации среди множества объектов, окружающих ребенка, раскрывая их функциональные возможности и свойства.

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка внесли такие ученые как Л. А. Венгер, О. В. Дыбина, А. В. Запорожец, Э. Г. Пилюгина, С. А. Козлова и др.

В исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Э. Г. Пилюгиной, предметный мир рассматривался как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.

О. В. Дыбина, рассматривала предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого.

Одним из эффективных средств познания мира и совершенствования усилий ребенка может являться дидактическая игра.

Дидактическая игра – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. В дидактической игре дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями.

В педагогикедидактическую игру изучали такие авторы, как Л. В. Артёмова, Н. К. Ахметов, А. П. Усова, Е. И. Удальцова, Д.Б. Эльконин, и др.

Практическая актуальность изучения предметного мира заключается в эффективном развитии воспитателем познавательной сферы дошкольника, в применении дидактических игр, так как в процессе дети познают окружающее их пространство, приобретают опыт взаимодействия с различными предметами. Игра является первым этапом в обучении, познание детьми окружающей действительности. Но любая игра, используемая в рамках воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических сил. От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится у ребенка стремление познавать окружающий мир.

Проблеме ознакомления детей раннего возраста с предметным миром уделяется должное внимание, но, к сожалению, в настоящее время не существует четких теоретических обоснований и целенаправленной практической работы по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром посредством дидактических игр. Поэтому мы считаем важным изучить данную проблему.

Проблема исследования: Каким образом дидактические игры способствуют ознакомлению с предметным миром детей раннего возраста?

Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование возможности использования дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста с предметным миром.

Объект исследования: процесс ознакомления детей раннего возраста с предметным миром.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство ознакомления детей раннего возраста с предметным миром.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей раннего возраста.

2. Рассмотреть дидактические игры: определение, структура, виды.

3.Изучить методику проведения дидактических игр в группах раннего возраста.

4. Проанализировать опыт практикующих воспитателей в организации игр с предметами в группах раннего возраста.

5. Описать картотеку игр по ознакомлению с предметами для детей раннего возраста.

Методы исследования: теоретические: сравнительный и сопоставительный анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с предметным миром

1.1. Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей раннего возраста

Ранний возраст – это этап активного формирования всех свойственных ребёнку психофизиологических процессов. Раннее детство охватывает период – от 1 до 3 лет. Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная деятельность.

Предметы имеют большое значение для развития ребенка раннего возраста. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения [14, с.39].

В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Важно отметить, то предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый.

Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

О. В. Дыбина предметный мир с позиций пользы для ребенка делит на 3 группы:

Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует. Дети в силу объективных причин не имеют возможность непосредственно контактировать с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, которые облегчают труд взрослых на производстве). У детей появляются некоторые представления о предметах, они начинают интересоваться ими, а также проявляют интерес к человеку как создателю.

Вторая группа - это предметы, входящие в ближайшее окружение ребенка. Он уже действует с ними, видит их разнообразие. Ребенок еще не может преобразовывать эти предметы, но они имеют огромное значение для его развития: дети могут видеть их и действовать с ними на практике.

Третья группа - это предметы, с которыми ребенок может действовать и преобразовывать. Эти предметы по содержанию близки к реальной жизни, то есть имеют похожесть с предметами, которые находятся в обращении у взрослых, позволяют детям приближаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых [9, с.22].

Исследователи предметного мира выделяют три этапа познания в деятельности детей:

1) Спонтанно-исследовательский. Начинается первое знакомство с предметом. Малыш впервые видит предмет, он пробует как-то манипулировать им, узнает о каких-то свойствах и качествах, но пока еще не осознанно. Задача взрослых (педагога и родителей) на данном этапе организовать разную предметную среду (чтобы предметы были разной формы, материала, цвета и даже по-разному звучали).

И главное, чтобы ребенок на данном этапе усвоил принадлежность предмета, как им пользоваться и что с ним делать (ложка нужна для питания, а не игр).

2) Вариативный. Здесь дети усваивают различные варианты использования предметов. Например, палочками можно копать, доставать предметы – в общем, усваивают, что предмет можно использовать по-разному и в разных ситуациях.

Появляются предметы – заместители, если у ребенка этот этап хорошо развит, то он на правильном пути к зарождению сюжетно-ролевой игры. И как раз здесь начинается развиваться воображение и творческие способности.

3) Преобразующий. На данном этапе, дети мало того, что манипулируют с предметами, но еще они хотят изучать свойства, качества, строение, назначения предметов. Здесь у дошкольника развивается наглядно-образное и логическое мышление, появляются предпосылки оценивать деятельность другого человека, и возникает стремление преобразовывать творческую деятельность.

Этот этап отличается от других тем, что дети не только проявляют интерес к предметам, они хотят именно изучить их, узнать о строении и отличительных свойствах, и для чего могут служить. По-другому, ребенок осознанно хочет исследовать окружающий его мир предметов.

Другой особенностью этого этапа является возникновение желания преобразовать старые предметы и даже самим создавать новые. Эти две особенности говорят о том, что у старшего дошкольника развиваются наглядно-образное и логическое мышление.

Важно отметить, что в раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребёнка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности [18, с.19].

Переход от предметных действий, выполняемых ребёнком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребёнка составляют именно предметные действия: так, в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками, отображающие близкие и понятные ребёнку образы людей, животных, предметов обихода.

Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире, окружающем ребёнка с детства, возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра.

Формирование интереса к предметной деятельности, а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды, в которой дети будут жить, вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важнейших условий возникновения и развития предметной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что раннее детство охватывает период – от 1 до 3 лет. Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная деятельность. Предметы имеют большое значение для развития ребенка раннего возраста. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

1.2. Дидактические игры: определение, структура, виды

Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Очень важное место в умственном воспитании детей занимают дидактические игры, обязательными элементом их являются умственная задача и познавательное содержание.

Дидактические игры - это игры познавательные, обучающие, на расширение, систематизацию и углубление представлений дошкольников об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактическую игру изучали такие авторы, как Н. К. Ахметов, А. К. Бондаренко, О. Ю. Дюдюева, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая и др.

Так А.К. Бондаренко указывает что, «дидактическая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку взрослыми, игровой материал и систему правил, регламентирующих интеллектуальные, предметные действия и способы взаимоотношения в игровом коллективе. Игровая дидактическая цель имеет два аспекта: познавательный и воспитательный» [4, с. 27].

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют. Решая умственную задачу в игре, дети раннего возраста упражняются в произвольном воспроизведении и запоминании, в классификации явлений или предметов по общим признакам, в выделении качеств и свойств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В структуру дидактической игры входят следующие составляющие:

Рисунок 1 – Структурные составляющие дидактической игры

1. Дидактическая задача определяется целью воспитательного и учебного влияния. Сформулированная воспитателем, она отражает его учебную деятельность. Дидактическую задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учетом возрастных особенностей дошкольников.

2. Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется при помощи игровой задачи. Важно то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед детьми в виде игровой задачи.

3. Игровые действия - основа игры. В различных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но содержат также действия, которые направлены на решение дидактической задачи.

4. Правила игры, их направление и содержание обусловлены общими задачами формирования личности, игровыми действиями и игровыми задачами. В дидактической игре правила всегда заданы. С помощью правил воспитатель руководит игрой, поведением игроков и процессами познавательной деятельности.

5. Подведение итогов (результат) проводится сразу по завершении игры. Это может быть подсчет баллов; определение игроков, результативнее других выполнивших игровую задачу; определение команд - победителей и т. п. [7, с.33].

Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

- мотивационный: мотивы, потребности, интересы, определяющие желания дошкольников принимать активное участие в игре;

- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

- исполнительный: операции, действия, которые позволяют реализовать поставленную игровую цель;

- контрольно - оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, которая осуществляется детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она происходит через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самих детей, возбуждает потребность и желание решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи отмечает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Дидактические игры классифицируют на: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры [7, с.34].

В играх с предметами используются реальные предметы и игрушки. Играя с ними, дети учатся сравнивать устанавливать различия и сходство предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью ребёнок знакомится со свойствами предметов и их признаками: формой, цветом, величиной, качеством. В играх решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности в решении задач.

По мере овладения ребёнком новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: ребёнок упражняется в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (форме, цвету, и т. д.), что очень нужно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно - печатные игры разнообразны по видам: домино, парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам - это нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся друг от друга. Составление разрезных кубиков и картинок. Задача этого вида игр - это учить ребёнка логическому мышлению, развивать у него умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игры построены на действиях и словах играющих. В этих играх воспитанники обучаются, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх необходимо применять приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, в новых связях.

Воспитанники решают различные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки различия и сходства; группируют предметы по различным признакам, свойствам [4, с.24].

Словесные игры помогают развивать у детей речь: активизируя и пополняя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Таким образом, можно сделать выводы, что дидактические игры - это игры познавательные, обучающие, направленные на расширение, систематизацию и углубление представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей и воспитание познавательных интересов.

Дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку взрослыми, игровой материал и систему правил, регламентирующих интеллектуальные, предметные действия и способы взаимоотношения в игровом коллективе. Игровая дидактическая цель имеет два аспекта: познавательный и воспитательный.

1.3. Методика проведения дидактических игр в группах раннего возраста

Результативность дидактической игры зависит от методики её организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ [8].

Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания [10, с.54].

На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки)

-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи [8].

Проведение дидактических игр включает:

-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

О. Ю. Дюдюева отмечает, что приобретаемые детьми знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми, чтобы впоследствии они могли применять их. Опыт показывает, что при повторении дидактических игр и упражнений растет активность детей. Повторение без всяких изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем неоднократных упражнений закреплять получаемые знания и умения. Но обязательным условием является необходимость при повторении игры дополнительно использовать новый материал [10,с.54].

Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, вначале могут быть использованы большие и маленькие шарики, а позже - большие и маленькие матрешки или собачки. Нецелесообразно решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном.

Разнообразие игр достигается также усложнением заданий. Например, детям читается стихотворение А. Барто «Кто как кричит». Сначала дети воспроизводят подражания крикам животных, затем педагог, не повторяя стихотворения, предлагает воспроизвести мычание коровы, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, писк цыпленка и при этом показывает соответствующую игрушку или картинку. Так усложняются требования к детям - от подражания слышимому образцу к самостоятельным ответам [11, с.10].

Педагоги могут использовать и прием неожиданного появления игрушек, всевозможные элементы сюрпризности. Однако при этом необходимо соблюдать чувство меры. Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.

Одним из основных принципов, на основе которого строится методика проведения дидактических игр с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, педагог широко использует приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко.

Проводятся специальные занятия, на которых дети смотрят, как взрослый гладит белье (куклы) или чинит детские игрушки. В результате дети получают некоторое представление о тех предметах и явлениях действительности, которые преподносят им наглядным путем. Все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом. Ему говорят: «Это флажок, чашка, кубик, домик и т. д.», называют действия: «Беру утюг, глажу рубашечку».

Восприятие ребенком предметов и действий становится более точным, конкретным, так как своим словом взрослый направляет его внимание на те свойства и качества предмета или явления жизни, которые он считает нужным показать. На вопрос: «Где кукла, собачка?» - ребёнок поворачивается в ту сторону, где они находятся, и показывает на них рукой. Это значит, что у него образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. По мере того как ребенок овладевает речью, он не только узнает, различает предметы, но и называет их, чему способствует и самостоятельный опыт действий с предметами [11, с.13].

Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности, педагог также стремится показать по возможности в действии, движении. При проведении дидактических игр кукла Катя идет гулять, топает ножками, потом падает, ее укладывают спать; игрушечных животных поселяют в построенном из кубиков домике, башенке-пирамидке, они катают друг друга в колясочке.

Приемы показа действий обогащают впечатления, получаемые детьми, содействуют возникновению эмоций, созданию положительного отношения к игре. Содержание и методика дидактических игр направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте.

Организуя дидактические игры, педагог пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем. С детьми раннего возраста следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию. Важную роль при этом играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок [8].

Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Таким образом, результативность дидактической игры зависит от методики её организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Выводы по главе 1

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка внесли такие ученые как Л. А. Венгер, О. В. Дыбина, А. В. Запорожец, Э. Г. Пилюгина, С. А. Козлова и др.

Раннее детство охватывает период - от 1 до 3 лет. Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная деятельность. Предметы имеют большое значение для развития ребенка раннего возраста. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

Дидактическую игру изучали такие авторы, как Н. К. Ахметов, А. К. Бондаренко, О. Ю. Дюдюева, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая и др.

Дидактические игры – это игры познавательные, обучающие, направленные на расширение, систематизацию и углубление представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей и воспитание познавательных интересов.

Дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку взрослыми, игровой материал и систему правил, регламентирующих интеллектуальные, предметные действия и способы взаимоотношения в игровом коллективе. Игровая дидактическая цель имеет два аспекта: познавательный и воспитательный.

Результативность дидактической игры зависит от методики её организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ представлений о предметах у детей раннего возраста

2.1. Опыт практикующих воспитателей в организации игр с предметами в группах раннего возраста

Рассмотрим опыт работы К. В. Кизуб воспитателя детского сада МКДОУ «ДС № 8» г. Коркино.

К. В. Кизуб отмечает, что овладение практическими и орудийными действиями расширяет представления ребенка о мире вещей, способствует развитию ловкости ручных движений, повышая в целом уровень его компетентности. Широкий спектр возможностей для овладения разнообразными по строению и сложности предметными действиями открывается в специально организованных взрослыми играх и занятиях. Поэтому важной задачей воспитателя является подбор подходящих предметов и игрушек, а также организация соответствующей возрасту детской деятельности [15].

В группе имеются предметы домашнего обихода (расчески, щетки, сумочки, шкатулки и пр.); игровые аналоги «взрослых» предметов; игрушки и приспособления для совершения разнообразных действий - шнуровки, пристегивания, заколачивания, выуживания и др.

Наиболее подходящей формой организации детской деятельности является включение ребенка в интересные для него занятия и игры, как индивидуальные, так и совместные со взрослым и другими детьми.

В обучении детей раннего возраста используются основные методы обучения - игровые. В работе с детьми сочетаются игровые и наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую смысловую инструкцию, поэтому взрослый на каждом этапе поясняет действия: I этап – действия сопровождаются словом. II этап – ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ребенка и педагога при направляющем педагогическом руководстве. III этап – ребенок действует самостоятельно (иногда прибегает к помощи педагога); пояснения взрослого становятся более развернутыми. IV этап – ребенок действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что ребенок делает, побуждая его вступить в речевое общение.

Занятия с предметами по-прежнему играют важную роль. Малыши уже имеют навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в усложненных вариантах. Обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках. Занятия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены, в основном, на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию [15].

Это возможно, потому что дети уже владеют необходимыми практическими способами действия с предметами (нанизывание, проталкивание, прокатывание и т.п.). Главные задачи обучения детей третьего года жизни связаны уже не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Это умение может сформироваться в процессе систематических занятий, постепенного усложнения.

Для ребёнка от года до трёх больше всего подходят игры с пирамидками, кубиками, различного рода вкладышами, матрёшками, а также игры с картинками.

Педагогом применяются игровые приемы:

- внесение игрушек;

- создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками);

- обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»);

- сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» – воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает);

- внезапность появления, исчезновение игрушки;

- изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом);

- показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает);

- интригующие обстановки;

К. В. Кизуб отмечает, что при проведении игр и занятий с маленькими детьми следует помнить, что любые объяснения взрослого - разговор о различной величине предметов, призывы сравнить предметы и выбрать больший, или напоминания что нужно вкладывать маленький в большой - неэффективны и бесполезны для малышей. Только в игровой форме, действуя своими руками и воспринимая предметы своими глазами, ребёнок может понять и прочувствовать [15].

Рассмотрим опыт работы Н.Н. Янкиной воспитателя детского сада МДОУ «Детский сад № 76 «Родничок» г. Волжский. Свой опыт воспитатель описала в статье «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры».

Н. Н. Янкина отмечает, что в работе по сенсорному развитию детей она использует разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика), многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал), которые способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук [22, с.154].

К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес. Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяют придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений, которые были разработаны и успешно применяются в работе с детьми.

Примеры игр используемых педагогом:

Детская игра «Собери бусы»

Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера с отверстием для нанизывания, шнурки красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Детская игра «Мозаика»

Дидактическая задача: учить детей различать цвета, складывать несложные картинки, опираясь на образец, развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, карты - образцы с примерами сборки.

Детская игра «Помощники»

Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Детская игра «Полянка»

Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материал: планшет с горлышками от бутылок, оформленный в виде полянки с цветами, крышки с прикрепленными на них бабочками разного цвета, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Педагог отмечает, что дидактические игры и упражнения подбирались с учетом возрастных особенностей детей, проводили их как вместе со всеми детьми, так и по подгруппам, индивидуально. Каждую игру проводили неоднократно, в эмоциональном тонусе, добиваясь внимания каждого ребёнка, длительность игр в зависимости от поставленных задач от 2–4 минут до 5–7 минут. Для поддержания постоянного интереса к игре использовали различные методические приёмы: индивидуальные и хоровые ответы, художественное слово.

Н.Н. Янкина отмечает, что данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей раннего возраста. Накапливая чувственный опыт, ребенок подготавливается для успешного интеллектуального развития, развивает речь и учится взаимодействовать с окружающими людьми и предметами [22, с.155].

Таким образом, был рассмотрен опыт педагогов: К.В. Кизуб и Н.Н. Янкиной. И можно отметить, что педагоги активно проводят работу в организации игр с предметами с детьми раннего возраста.

2.2. Картотека игр по ознакомлению с предметами для детей раннего возраста

Представим картотеку дидактических игр по ознакомлению с предметами для детей раннего возраста.

1. Дидактическая игра «Собери цветок»

Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

Ход игры:

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).

2 Дидактическая игра «Прищепки в корзине»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.

Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).

Ход игры:

Входит зайчик. Детки, посмотрите, к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит: зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

3. Дидактическая игра «Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли - будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.

4. Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.

Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?

- От яблока.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

- А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и т.п.

5. Дидактическая игра «Разложи-ка кубики»

Цель: учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики.

Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

6. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету. Материал: у каждого ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: «Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый».

После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них кубики.

7. Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов. Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай?

Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

8. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

Выводы по главе 2

Во второй главе нами был рассмотрен опыт педагогов: К.В. Кизуб и Н.Н. Янкиной. И можно отметить, что педагоги активно проводят работу в организации игр с предметами с детьми раннего возраста.

К.В. Кизуб отмечает, что овладение практическими и орудийными действиями расширяет представления ребенка о мире вещей, способствует развитию ловкости ручных движений, повышая в целом уровень его компетентности. Широкий спектр возможностей для овладения разнообразными по строению и сложности предметными действиями открывается в специально организованных взрослыми играх и занятиях. Поэтому важной задачей воспитателя является подбор подходящих предметов и игрушек, а также организация соответствующей возрасту детской деятельности.

Н.Н. Янкина отмечает, что дидактические игры и упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей, проводятся как вместе со всеми детьми, так и по подгруппам, индивидуально. Каждую игру нужно проводить неоднократно, в эмоциональном тонусе, добиваясь внимания каждого ребёнка, длительность игр в зависимости от поставленных задач от 2–4 минут до 5–7 минут. Для поддержания постоянного интереса к игре используются различные методические приёмы: индивидуальные и хоровые ответы, художественное слово.

Представлена картотека дидактических игр по ознакомлению с предметами для детей раннего возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена проблема формирование представлений о предметах у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Раннее детство охватывает период – от 1 до 3 лет. Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная деятельность. Предметы имеют большое значение для развития ребенка раннего возраста.

Дидактические игры – это игры познавательные, обучающие, направленные на расширение, систематизацию и углубление представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей и воспитание познавательных интересов.

Результативность дидактической игры зависит от методики её организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Во второй главе нами был рассмотрен опыт педагогов: К.В. Кизуб и Н.Н. Янкиной. И можно отметить, что педагоги активно проводят работу в организации игр с предметами с детьми раннего возраста.

Также представлена картотека дидактических игр по ознакомлению с предметами для детей раннего возраста.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, реализованы, цель достигнута.

Перспективы дальнейшей работы состоят в разработке в старшей группе серии конспектов занятий, направленных на знакомство детей с историей окружающих предметов.

Данная работа будет интересна педагогам и студентам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.10.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Москва: Сфера, 2014. – 52 с.

2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артемова. - Москва - Просвещение, 1992. - 96 с. - ISBN 5-09-004053-2. - Текст - непосредственный.

3. Ахметов Н. К. Теория и технология игры : учебное пособие / Н. К. Ахметов, Ж. С. Хайдаров - Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1998. - 295 с. - ISBN 5-8380-1695-7. - Текст : непосредственный.

4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение; 1991.- 160 с. - ISBN: 5-09-001629-1. - Текст : непосредственный.

5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учебное пособие / Л.С.Выготский ; ред. Г.В.Бурменская. - 2-е издание, расширенное. - Москва : МПСИ, 2005. - с. 283-299. - ISBN: отсутствует. - Текст : непосредственный.

6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер - Москва : Просвещение, 1988.- 232 c.- ISBN 5-09-000732-2. - Текст : непосредственный.

7. Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И. Ю. Глебова. // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - С. 33-35. - Текст : непосредственный.

8. Герасимова, Т. А. Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста / Г. А. Герасимова. - Текст : электронный.- Мультиурок : [сайт]. - 2022. - 7 января. - URL: https://multiurok.ru/files/metodika-provedeniia-didakticheskikh-igr-s-detmi-r.html (дата обращения 21.02.2023).

9. Дыбина, О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: методическое пособие / О. В. Дыбина. - Москва: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с. - ISBN: 978-5-93134-340-2. - Текст : непосредственный.

10. Дюдюева, О. Ю. Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста / О. Ю. Дюдюева // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - Т. 0. - Москва : Буки-Веди, 2014. - С. 54-57 . - Текст : непосредственный.

11. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : пособие для воспитателей дет. садов. / М. И. Попова, Н. С. Карпинская, Е. И. Радина; под ред. С. Л. Новоселовой. - 3-е изд., исправлен. - Москва : Просвещение, 1977. - 152 с. - ISBN - отсутствует. - Текст - непосредственный.

12. Зворыгина, Е. В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Конюхова и др.; под редакцией С. Л. Новоселовой - Москва : Просвещение, 1985 - 144 с. - ISBN: отсутствует. - Текст : непосредственный.

13. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец.- Москва : Просвещение,1986.- 296с. - ISBN: отсутствует. - Текст : непосредственный.

14. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие / С. А. Козлова. - Москва : Академия,1998. - 156 с. - ISBN 5-7695-0286-X. – Текст : непосредственный.

15. Кизуб, К. В.Использование игровых приёмов в обучении детей раннего возраста / К. В. Кизуб.- Текст : электронный.- Педпроект. РФ [сайт]. - URL: https://педпроектф/кизуб-к-в-мкдоу-дс-№8-коркино-2/ (дата обращения: 28.02.2023).

16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Д. В. Менджерицкая. – Москва : Просвещение, 1982. - 350 с. - ISBN: отсутствует. – Текст : непосредственный.

17. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком : методическое пособие / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., дораб. - Москва : Обруч, 2012. - 176 с. - ISBN: 978-5-904810-14-6. - Текст : непосредственный.

18. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В.Ермолова, С. Ю.Мещерякова.- Санкт-Питербург : Детство-Пресс.-2005.-144с. - ISBN 5-94051-012-4.-Текст - непосредственный.

19. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск : Народная авеста, 1976. - 73с. - ISBN : отсутствует. - Текст : непосредственный.

20. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1976. - 94 с. - ISBN - отсутствует. - Текст - непосредственный.

21. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с. - ISBN 5-691-00256-2. - Текст - непосредственный.

22. Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры / Н. Н. Янкина, В. В. Данилина // Молодой ученый. - 2019. - № 9. - С. 154-161. - Текст : непосредственный.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ

Методика проведения обследования уровня освоения детьми 2 - 3 лет программного материала по образовательному компоненту «Ознакомление с предметным и социальным окружением».

Задание 1

Цель: определение умения детей называть предметы ближайшего окружения.

Материал: набор предметных картинок по темам: «Посуда», «Одежда», «Мебель».

Содержание диагностического задания:

Задание: выбери картинки, на которых изображена посуда (мебель, одежда)

Вопросы:

-Для чего нужна посуда? (мебель, одежда).

- Какого цвета этот предмет?

Задание 2

Цель: определение умения детей определять свойства и качества предметов.

Материал: набор предметов разных по качествам (твердый, мягкий, тяжелый, легкий) и свойствам (тонет, плывет).

Содержание диагностического задания:

Ребенку предлагаются игрушки, различные по качеству и свойствам (например, резиновая игрушка, матрешка, пластмассовая машинка и т.д.)

Задание 3

Цель: определение умения детей называть имена членов своей семьи и воспитателей.

Содержание диагностического задания:

Предложить детям назвать свое имя, фамилию, имена членов своей семьи и воспитателей.

Вопросы:

-Как тебя зовут?

-Как зовут твою маму?

- Как зовут твоего папу?

-Как зовут воспитателей

-Как зовут ребят из группы?

Оценка уровня освоения программного материала:

2 балла (часто):

- узнает и называет некоторые предметы ближайшего окружения;

- называет имена членов своей семьи и воспитателей;

- рассказывает о свойствах и качествах предметов.

1 балл (иногда):

- ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, называя некоторые предметы ближайшего окружения, членов семьи, воспитателей, но исправляет их самостоятельно;

- рассказывает о свойствах и качествах предметов с помощью воспитателя.

0 баллов (крайне редко):

- справляется с заданиями только с помощью взрослого;

- допускает ошибки, называя некоторые предметы ближайшего окружения, членов семьи, воспитателей;

- не знает и не называет свойства и качества предметов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Конспект игры-занятия в группе детей раннего возраста на тему: «Катание шариков красного и синего цвета в ворота».

Цель: знакомство с формой, цветом предметов и их свойствами.

Задачи:

- развивать умение детей катать шарики в ворота, выполняя действия по слову воспитателя;

- формировать умение детей устанавливать тождественное различие в цвете предметов;

- продолжать развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- воспитывать желание играть.

Словарная работа: шарик, синий, красный, ворота, катится.

Материал: ворота, шарики, ведерки красного и синего цвета.

Ход игры-занятия:

1. Сюрпризный момент.

В гости к детям приходит кукла и приносит ведерки с шариками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам кто- то пришел. Кто это? (Ответы детей.)

- Правильно, это кукла. Зовут куклу Катей. Кукла пришла к нам в гости и что- то принесла. Давайте посмотрим.

2. Основная часть.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает ведерки с шариками.

Воспитатель: Кто знает, что это? (Ответы детей.)

- Да, это ведерко. Какого оно цвета? (Ответы детей.)

- Правильно, это ведерко красного цвета. А ведерко не пустое, в нем что-то лежит.

Воспитатель достает из ведерка шарик и показывает детям.

Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей.)

- Правильно, это шарик. Какого цвета шарик? (Ответы детей.)

- Да, шарик тоже красного цвета. Молодцы ребята. Посмотрите, в ведерке красного цвета лежат красные шарики.

Аналогичным образом воспитатель вместе с детьми рассматривает синее ведерко с шариками.

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что шарики по форме круглые и их можно катать.

Давайте вместе скажем, что можно делать с шариками?

- Правильно, шарики можно катать. Можно прокатить шарик по полу, а можно прокатить через ворота. Посмотрите, у меня есть ворота. Что это? (Ответы детей.)

- Это ворота. Какого цвета ворота? (Ответы детей.)

- Да, вот эти ворота красного цвета, а эти синего цвета. Я возьму красный шарик и прокачу в ворота красного цвета:

Красный шарик покатись,

Нашим деткам покажись!

- Вот покатился красный шарик в красные ворота.

А теперь возьму синий шарик и прокачу в ворота синего цвета:

Синий шарик покатись,

Нашим деткам покажись!

- Вот и синий шарик покатился в синие ворота. Как здорово.

Далее проводятся практические действия детей.

Воспитатель называет имя ребенка и предлагает ему взять красный, либо синий шарик из ведерка и прокатить в ворота нужного цвета. При этом используется прием «скажи-повтори».

Воспитатель: Вот какие шарики разные,

Синие и красные.

Катятся по полу

К Ванечке и Ариночке.

- Молодцы ребята, покатали шарики в ворота. А теперь наши детки пойдут, и шарики в ведерки соберут. Красные шарики мы будет собирать в ведерки красного цвета, а синие шарики в какое ведерко соберем? (Ответы детей.)

- Да, синие шарики мы соберем в ведерко синего цвета.

Проводится подвижная игра «Собери шарики в ведерки».

3. Итог.

Воспитатель: Молодцы наши детки, все шарики собрали в ведерки. Ребята, что мы сегодня делали с вами? (Ответы детей.)

- Мы катали шарики в ворота. Какого цвета шарики нам принесла кукла Катя? (Ответы детей.)

- Да, кукла нам принесла шарики красного и синего цвета? Покажите, где шарики красного цвета?

- Правильно, шарики красного цвета лежат в красном ведерке, а шарики синего цвета - в синем ведерке. Кукле Кате очень понравилось, как наши детки играли. А теперь кукле нужно уходить к другим деткам, они тоже хотят играть с шариками.

Дети прощаются с куклой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «Собери цветок»

Дидактическая игра «Разложи-ка кубики»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области