МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №78» НМР РТ
КОНСПЕКТ
итогового интегрированного занятия
по речевому развитию на тему:
«Чтение рассказа Н.Носова «На горке»
с детьми логопедической старшей группы.
Подготовила и провела:
воспитатель I квалификационной категории
логопедической старшей группы № 11
детского сада № 78 «Лейсан»
Иванова Наталья Николаевна
РТ. г. Нижнекамск
Дата | 13.02.2023г |
Тема | Интегрированное занятие «Чтение рассказа Н. Носова «На горке»». |
Программа | От рождения до школы |
Возраст | Логопедическая старшая группа |
Направление | Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие |
Основная образовательная область | Речевое |
Интегрированные образовательные области | Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие |
Форма проведения | Игровая |
Цель | Познакомить детей с произведением Н. Носова. |
Воспитательные | Воспитывать бережное отношение к труду людей. |
Развивающие | Развивать умение придумывать продолжение рассказа и его окончание. |
Образовательные | учить давать характеристику герою, обогащать речь пословицами, упражнять в подборе синонимов. |
Планируемый результат | Умеют составлять рассказы по схеме. |
Методы | Наглядные, словесные, практические |
Приемы | игровые, практические, словесно-наглядные, поисково-исследовательские, вопросы, указания, дополнение, напоминания, художественное слово, поощрение.игры. |
Наглядные средства обучения | Портрет Н. Носова, книги Н. Носова, иллюстрации из рассказа «На горке». Картинки из серии «Времена года» «Зима», альбомный лист ,цветные карандаши, краски гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка. |
Организация детей | за столами, стоя полукругом |
Индивидуальная работа | С Азаматом, с Мишей игра «Четвертый лишний», с Дариной составление рассказа по схеме. |
Словарная работа | Писатель, дворницкая. |
Предварительная работа | Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему: «Зима», выставка «Мы любим зиму», чтение пословиц, поговорок «Делу время - потехе час», «Дело мастера боится» и т.п., рассматривание картинок на тему «Зимние забавы»,чтение рассказов Н.Носова «Живая шляпа». «Леденец». «Заплатка». «Затейники». «Огурцы». |
Предшествующая работа | написание конспекта, подготовка материала . Беседа о писателе. |
Структура ООД | а) Вводная часть б) создание позитивного настроения; Основная часть а) игра «Какая?»; б) игра «На горке»; в) ознакомление детей с писателем Н. Носовым; г) пальчиковая игра; д) словарная работа; е) чтение рассказа Н.Носова «На горке»; ж) беседа по содержанию; з) физкультминутка «Что вам нравится зимой?»; и) игра «Что сначала, что потом» к) нарисовать к новому рассказу Николая Носова «На горке» свои рисунки. Заключительная часть. Подведение итогов. |
Ход ООД | Организационный момент. Привет, сосед! Воспитатель: - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». А как называются зимние месяцы? Дети: - Декабрь, январь, февраль. Воспитатель: - А из чего строим горку зимой? Дети: - из снега. А) Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам). Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится. Начинаем: ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….). СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….). НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….). ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный). Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая. Б) Физ.минутка Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх) И под горкой снег, снег, (Приседают) И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки) И под ёлкой снег, снег, (Приседают) А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя) Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем) В) В. Ребята, Посмотрите сюда (Показывает портрет) Вы знаете, как зовут этого писателя? Дети отвечают. В.: Зовут этого писателя Николай Николаевич Носов. Скажите, пожалуйста, кто такой – писатель? Дети. Человек, который пишет стихи, рассказы, сказки и повести. В.: Вспомните, какие рассказы Н. Носова мы читали, вызнаете? Дети. «Живая шляпа», «Леденец», «Заплатка». В: Кто же такой Носов? - Детский писатель Николай Носов родился в городе Киеве, рос в многодетной семье, у него были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Мама певунья, рукодельница. Учился Николай в Киеве в гимназии. Он читал много книг, играл на скрипке, в шахматы, часто выступал на школьной сцене и даже собак дрессировал. В юности Николай увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил опыты. Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя, когда у него родился сын Петя. Первый его рассказ назывался «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». Все герои писателя как живые, а их поступки учат добру и благородству. Г)Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному. В.: Сегодня мы с вами прочитаем интересный рассказ Н. Носова «На горке - Ребята, детский писатель - Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе? Д)Словарная работа Е)Чтение рассказа. Ж)Беседа по содержанию Воспитатель: - О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове.) Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые.) - Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки). Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый.) Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься...) - Ч- Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты. - Честно ли поступил Котька? Что плохого он сделал? (испортил горку). -- Откуда таскал Котька песок? (Из ящика). - Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты. - Честно ли поступил Котька? - Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое). Каким он стал в конце? (Он исправился, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами.умным…. трдолюбивым) А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей.) - Можно назвать его сообразительным? Почему? (ступеньки «проделал» к горке сбоку, чтобы всем было удобно взбираться). - Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой) - Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной) - Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой? В. : Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым? Дети. Ребят. В. : Почему? Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку. - -Понравилось ли Котьке работать, после того как он исправил, то что натворил? 1. Воспитатель: Что вам нравится зимой? Дети: Белые полянки (Дети идут по кругу «скользящим» шагом.) 2. Воспитатель: Что вам нравится зимой? Дети: Мягкие сугробы, (дети, присев на корточки, сгребают воображаемый снег). 3. Воспитатель: Что вам нравится зимой? Дети: Потеплей одеться, (развести руки в стороны и обнять себя). Решение проблемной ситуации: Скажите, а если бы я назвала рассказ«Волшебная горка», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? Кто ещё как думает? (педагог выслушивает аргументы детей за и против). - Конечно, ребята, волшебные горки бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Горка волшебница» не подходит для рассказа Воспитатель: - Ребята, художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (Нет.) Давайте расставим картинки по порядку. Какая первая? Что было потом? (Ответы детей.) Какой картинки не хватает? У нас получился картинный план. Давайте попробуем пересказать рассказ по картинкам. (Спросить 2-3 детей.) Кто может продолжить рассказ? Дети высказываются. А как по-другому можно продолжить рассказ? Высказываются 2 – 3 ребенка. К) - Я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать к новому рассказу Николая Носова «На горке» свои рисунки. Подведение итогов НОД Воспитатель: - Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными) Читая книги Николая Носова, мы учимся не совершать плохих поступков, учимся дружить. зимний период? (Голод) Ребята , вы слышите, кто это кричит? Игровой момент «Угадай, кто это кричит? ». Дети на слух угадывают звуки диких и домашних животных. - Ребята, животные по-разному подают голоса. Кто это и как подаёт голос? Это тявкает лиса. Это рычит медведь. Это воет волк. Это хрюкает дикий кабан.(хрюкает). Это ржёт лошадь. Это цокает белка. Это трубит лось (стоят в кругу) - собака, волк, кошка, лошадь, свинья, корова, медведь. Воспитатель : Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня будем говорить. (ответы детей) . б) игра со схемами «Узнай и назови»; - Я приготовила вам две схемы, нарисованные черным фломастером на белом листе. Игра со схемами : «Узнай и назови». На одной схеме изображены дерево, а на другой дом. - Как вы думаете, что могут обозначать эти схемы (дерево – это лес, там живут дикие животные, а дом – это человек, у него живут домашние животные) - Где живут дикие животные? (в лесу) - Почему их так называют (потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят жилища) . - Где живут домашние животные? (они живут вблизи дома человека) - Кто о них заботиться и как? (человек их кормит, поит, заготавливает корм на зиму, стрит для них специальные дома : будки, загоны, стайки) . - Теперь берите карточки животных и делите их на две группы : диких животных нужно помещать к картинке дерево, домашних к домику. - Ну, что ребята молодцы с этим заданием вы хорошо справились. В) Дыхательная гимнастика «Запах леса» Воспитатель: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.). Г) Игра «Четвёртый лишний». - На карточках, что лежат перед детьми, изображены животные. Д) Игра «У кого кто» - Перед вами картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. А теперь возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша. Вы должны снять картинки и соотносить картинки взрослых животных с их детенышами.) - А теперь назовите животное и его детеныша. Ответы детей:- У собаки – щенок. - У кошки – котенок…. Е) Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом» (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.) Удары ладонями и кулачками поочередно.) У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем Ж) Работа с крышками. Выполним звукослоговой анализ. Звукослоговойвой анализ слов: волк, лиса, кабан, корова, собака, кот. Составить предложения со словами «корова», «медведь» и начертить их графические схемы. З) Физкультминутка: (Дети идут по кругу ) «Вот сидит мой пес Барбос, В лапы спрятал черный нос. Наши дети тихо встали И к щеночку подбежали. Ну, дружок, скорей вставай, Нас по голосу узнай!» Дети поочередно издают голоса животных. Водящий должен догадаться, кто голос подавал. И) Игра «Волшебные маски». Воспитатель: Я вижу, вы много знаете о животных. У меня есть волшебные маски. Если их одеть, то можно превратиться в животное. Вот послушайте в кого превращусь сейчас я: «Я – кошка. Я домашнее животное. У меня есть туловище, голова, четыре лапы и пушистый хвост. Мордочка у меня вытянутая, на ней чуткий нос, раскосые глаза, красивые усы. На голове остренькие ушки. Вся я покрыта шерстью, а на лапах у меня цепкие когти. Я живу в доме. Питаюсь молоком, рыбой, мясом. Моих детенышей зовут котята. Я «хищник» и могу ловить мышей». - Давайте посмотрим на нашу схему подсказку. Что мы будем рассказывать о животных? - Название. «Домашнее» или «дикое» животное. - Внешний вид животного. Части тела. - Где живет? - Чем питается? «Хищник» или «травоядное животное»? - Название детенышей. - Какую пользу приносит человеку? Ребята, сейчас, вы будете рассказывать про животных. Рассказы детей. Дети выбирают маску понравившегося животного и составляют описательный рассказ). Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы. Воспитатель: - Сейчас скажу волшебные слова. Крибли, крабли – бум! И вы все превратитесь опять в ребят. К) Игра « Угадай по контуру», творческая деятельность. -А сейчас еще одно задание, я вам раздам раскраски, а вы должны по контуру определить животных и одно из них раскрасить ( Дети угадывают животное) Проблема: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя) не умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя пищу, защищаться от врагов. А как вы думаете могут ли жить рядом с человеком, дикие животные? Дикие животные не могут жить с человеком, так как они: (дети дополняют фразу ) боятся человека, лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека. Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа. Анализ НОД В: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Д: Мы сегодня говорили о домашних , диких животных и их детенышах. В: Что нового мы узнали про них? Д: ответы детей В: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте. |