Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект итогового интегрированного занятия по речевому развитию на тему "Чтение рассказа Н. Носова "На горке" сдетьми логопедической старшей группы.

Цель. Познакомить детей с произведением Н. Носова. Задачи Воспитывать бережное отношение к труду людей. Развивать умение придумывать продолжение рассказа и его окончание. Учить давать характеристику герою, обогащать речь пословицами, упражнять в подборе синонимов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №78» НМР РТ

КОНСПЕКТ

итогового интегрированного занятия

по речевому развитию на тему:

«Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

с детьми логопедической старшей группы.

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

логопедической старшей группы № 11

детского сада № 78 «Лейсан»

Иванова Наталья Николаевна

РТ. г. Нижнекамск

Дата

13.02.2023г

Тема

Интегрированное занятие «Чтение рассказа Н. Носова «На горке»».

Программа

От рождения до школы

Возраст

Логопедическая старшая группа

Направление

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие

Основная образовательная область

Речевое

Интегрированные образовательные области

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Форма проведения

Игровая

Цель

Познакомить детей с произведением Н. Носова.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к труду людей.

Развивающие

Развивать умение придумывать продолжение рассказа и его окончание.

Образовательные

учить давать характеристику герою, обогащать речь пословицами, упражнять в подборе синонимов.

Планируемый результат

Умеют составлять рассказы по схеме.

Методы

Наглядные, словесные, практические

Приемы

игровые, практические, словесно-наглядные, поисково-исследовательские, вопросы, указания, дополнение, напоминания, художественное слово, поощрение.игры.

Наглядные средства обучения

Портрет Н. Носова, книги Н. Носова, иллюстрации из рассказа «На горке». Картинки из серии «Времена года» «Зима», альбомный лист ,цветные карандаши, краски гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка.

Организация детей

за столами, стоя полукругом

Индивидуальная работа

С Азаматом, с Мишей игра «Четвертый лишний», с Дариной составление рассказа по схеме.

Словарная работа

Писатель, дворницкая.

Предварительная работа

Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему: «Зима», выставка «Мы любим зиму», чтение пословиц, поговорок «Делу время - потехе час», «Дело мастера боится» и т.п., рассматривание картинок на тему «Зимние забавы»,чтение рассказов Н.Носова «Живая шляпа». «Леденец». «Заплатка». «Затейники». «Огурцы».

Предшествующая

работа

написание конспекта, подготовка материала . Беседа о писателе.

Структура ООД

а) Вводная часть

б) создание позитивного настроения;

Основная часть

а) игра «Какая?»;

б) игра «На горке»;

в) ознакомление детей с писателем Н. Носовым;

г) пальчиковая игра;

д) словарная работа;

е) чтение рассказа Н.Носова «На горке»;

ж) беседа по содержанию;

з) физкультминутка «Что вам нравится зимой?»;

и) игра «Что сначала, что потом»

к) нарисовать к новому рассказу Николая Носова «На горке» свои рисунки.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход ООД

Организационный момент.

Привет, сосед!
        Улыбнись мне в ответ.
        Я хочу, чтобы ты не грустил,
        Всем улыбки сегодня дарил.

 Воспитатель: - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». А как называются зимние месяцы?

Дети: - Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: - А из чего строим горку зимой?

Дети: - из снега.

А) Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).

Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).

НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).

Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.

Б) Физ.минутка

Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)

И под горкой снег, снег, (Приседают)

И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)

И под ёлкой снег, снег, (Приседают)

А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)

  В) В. Ребята, Посмотрите сюда (Показывает портрет) Вы знаете, как зовут этого писателя?

Дети отвечают.

В.: Зовут этого писателя Николай Николаевич Носов.

Скажите, пожалуйста, кто такой – писатель?

Дети. Человек, который пишет стихи, рассказы, сказки и повести.

В.: Вспомните, какие рассказы Н. Носова мы читали, вызнаете?

Дети. «Живая шляпа», «Леденец», «Заплатка».

В: Кто же такой Носов?

- Детский писатель Николай Носов родился в городе Киеве, рос в многодетной семье, у него были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Мама певунья, рукодельница.

Учился Николай в Киеве в гимназии. Он читал много книг, играл на скрипке, в шахматы, часто выступал на школьной сцене и даже собак дрессировал. В юности Николай увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил опыты.

Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя, когда у него родился сын Петя. Первый его рассказ назывался «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». Все герои писателя как живые, а их поступки учат добру и благородству.

Г)Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,                   Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.                   «Идут» по столу указательным и                              средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,                         «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,                 «Крошат хлебушек» всеми пальцами.
С горки мы потом катались,                 Ведут указательным пальцем правой           руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись.                         Кладут ладошки на стол то одной, то                     другой стороной.
Все в снегу домой пришли.                  Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли.                        Движения воображаемой ложкой;              руки под щёку.

В.: Сегодня мы с вами прочитаем интересный рассказ Н. Носова «На горке - Ребята, детский писатель - Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе?

Д)Словарная работа

Е)Чтение рассказа.

Ж)Беседа по содержанию

        Воспитатель: - О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове.) 

Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые.) 

- Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).

Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый.) 

Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься...) 

- Ч- Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты.

- Честно ли поступил Котька? Что плохого он сделал? (испортил горку).

-- Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).

- Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты.

- Честно ли поступил Котька?

- Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое).

Каким он стал в конце? (Он исправился, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами.умным…. трдолюбивым) 

А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей.) 

- Можно назвать его сообразительным? Почему? (ступеньки «проделал» к горке сбоку, чтобы всем было удобно взбираться).

- Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)

- Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)

- Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?

В. : Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В. : Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

- -Понравилось ли Котьке работать, после того как он исправил, то что натворил?
з)Игра «Что нам нравится зимой». (слова Л.Некрасовой)

1. Воспитатель: Что вам нравится зимой?

Дети:

Белые полянки
И на горке ледяной
Лыжи или санки.

(Дети идут по кругу «скользящим» шагом.)

2. Воспитатель: Что вам нравится зимой?

Дети:

Мягкие сугробы,
Чтоб копаться день – деньской,
Крепость делать чтобы.

(дети, присев на корточки, сгребают воображаемый снег).

3. Воспитатель: Что вам нравится зимой?

Дети:

Потеплей одеться,
В шубке теплой, меховой,
На морозе греться.

(развести руки в стороны и обнять себя).

              Решение проблемной ситуации:

Скажите, а если бы я назвала рассказ«Волшебная горка», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? Кто ещё как думает? (педагог выслушивает аргументы детей за и против).

- Конечно, ребята, волшебные горки бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Горка волшебница» не подходит для рассказа
  и)Игра «Что сначала, что потом».

        Воспитатель: - Ребята, художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. 

Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (Нет.) 

Давайте расставим картинки по порядку. Какая первая?  

Что было потом? (Ответы детей.)

 Какой картинки не хватает?

У нас получился картинный план.

Давайте попробуем пересказать рассказ по картинкам. (Спросить 2-3 детей.)

Кто может продолжить рассказ? Дети высказываются.

А как по-другому можно продолжить рассказ?

Высказываются 2 – 3 ребенка.

К) - Я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать к новому рассказу Николая Носова «На горке» свои рисунки.
-Ребята, давайте нарисуем красивую снежную горку, которую сделали дети, нарисуем ребят, катающихся с этой горки. Будем рисовать и вспоминать героев рассказа «На горке», вспомним какие предметы использовались ребятами при постройке горки (лопатки, фанерки).

Подведение итогов НОД

Воспитатель: - Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными) Читая книги Николая Носова, мы учимся не совершать плохих поступков, учимся дружить.

зимний период? (Голод)

Ребята , вы слышите, кто это кричит? Игровой момент «Угадай, кто это кричит? ». Дети на слух угадывают звуки диких и домашних животных.

- Ребята, животные по-разному подают голоса. Кто это и как подаёт голос? Это тявкает лиса. Это рычит медведь.

Это воет волк. Это хрюкает дикий кабан.(хрюкает). Это ржёт лошадь. Это цокает белка. Это трубит лось

(стоят в кругу)

- собака, волк, кошка, лошадь, свинья, корова, медведь.

Воспитатель : Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня будем говорить. (ответы детей) .

б) игра со схемами «Узнай и назови»;

- Я приготовила вам две схемы, нарисованные черным фломастером на белом листе. Игра со схемами : «Узнай и назови».

На одной схеме изображены дерево, а на другой дом.

- Как вы думаете, что могут обозначать эти схемы (дерево – это лес, там живут дикие животные, а дом – это человек, у него живут домашние животные)

- Где живут дикие животные? (в лесу)

- Почему их так называют (потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят жилища) .

- Где живут домашние животные? (они живут вблизи дома человека)

- Кто о них заботиться и как? (человек их кормит, поит, заготавливает корм на зиму, стрит для них специальные дома : будки, загоны, стайки) .

- Теперь берите карточки животных и делите их на две группы : диких животных нужно помещать к картинке дерево, домашних к домику.

-  Ну, что ребята молодцы с этим заданием вы хорошо справились.

В) Дыхательная гимнастика «Запах леса»

Воспитатель: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.).

Г) Игра «Четвёртый лишний».

- На карточках, что лежат перед детьми, изображены животные.
- Ребята, внимательно посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Назовите тех животных, которых вы видите (белка, заяц, волк, свинья). Как вы думаете, кто лишний? (лишняя – свинья). Почему? (потому что свинья – домашнее животное, а волк, заяц, белка – дикие животные, они живут в лесу, вдали от человека).

Д) Игра «У кого кто»

- Перед вами картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. А теперь возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша. Вы должны снять картинки и соотносить картинки взрослых животных с их детенышами.)

- А теперь назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:- У собаки – щенок. - У кошки – котенок….

Е) Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом» (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.) Удары ладонями и кулачками поочередно.)

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем 

Ж) Работа с крышками. Выполним звукослоговой анализ.

Звукослоговойвой анализ слов: волк, лиса, кабан, корова, собака, кот.

Составить предложения со словами «корова», «медведь» и начертить их графические схемы.

З) Физкультминутка: (Дети идут по кругу )

«Вот сидит мой пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

Наши дети тихо встали

И к щеночку подбежали.

Ну, дружок, скорей вставай,

Нас по голосу узнай!»

Дети поочередно издают голоса животных.

Водящий должен догадаться, кто голос подавал.

И) Игра «Волшебные маски».

Воспитатель: Я вижу, вы много знаете о животных. У меня есть волшебные маски. Если их одеть, то можно превратиться в животное. Вот послушайте в кого превращусь сейчас я: «Я – кошка. Я домашнее животное. У меня есть туловище, голова, четыре лапы и пушистый хвост. Мордочка у меня вытянутая, на ней чуткий нос, раскосые глаза, красивые усы. На голове остренькие ушки. Вся я покрыта шерстью, а на лапах у меня цепкие когти. Я живу в доме. Питаюсь молоком, рыбой, мясом. Моих детенышей зовут котята. Я «хищник» и могу ловить мышей».

- Давайте посмотрим на нашу схему подсказку. Что мы будем рассказывать о животных?

- Название. «Домашнее» или «дикое» животное.

- Внешний вид животного. Части тела.

- Где живет?

- Чем питается? «Хищник» или «травоядное животное»?

- Название детенышей.

- Какую пользу приносит человеку?

Ребята, сейчас, вы будете рассказывать про животных.

Рассказы детей. Дети выбирают маску понравившегося животного и составляют описательный рассказ).

Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы.

Воспитатель: - Сейчас скажу волшебные слова. Крибли, крабли – бум! И вы все превратитесь опять в ребят.

К) Игра « Угадай по контуру», творческая деятельность.

-А сейчас еще одно задание, я вам раздам раскраски, а вы должны по контуру определить животных и одно из них раскрасить ( Дети угадывают животное)

Проблема: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)

не умеют строить себе жилье,

самостоятельно добывать для себя пищу,

защищаться от врагов.

А как вы думаете могут ли жить рядом с человеком, дикие животные? Дикие животные не могут жить с человеком, так как они: (дети дополняют фразу )

боятся человека,

лишены привычных условий жизни,

требуют много мясной пищи,

образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Анализ НОД

В: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Д: Мы сегодня говорили о домашних , диких животных и их детенышах.

В: Что нового мы узнали про них?

Д: ответы детей

В: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области