Областное государственное бюджетное образовательное учреждение.
«Шегарская школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педсовете.
«Воспитание толерантного сознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как эффективное условие профилактики экстремизма и терроризма».
Воспитатель: Орлова Ольга Владимировна
Победа 2021
«Воспитание толерантного сознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как эффективное условие профилактики экстремизма и терроризма»
Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», «экстремизмом», «терроризм» их происхождением, значением и актуальностью их формирования, как нравственного качества личности.
Злободневная проблема На сегодняшний день в российском обществе происходит трансформация системы ценностей, обусловленная процессами модернизации экономической, политической и культурной сфер. Все это затрагивает жизнь населения страны и приводит к осложнению уже имеющихся структурных связей. В связи с этим возникает напряженность между людьми различных наций, формируются различного рода оппозиционные группы, идущие к своей цели через терроризм и экстремизм.
Приверженцы крайних мер и взглядов стремятся разжечь религиозную вражду. Подобное явление угрожает духовным и нравственным устоям общества, а также жизни людей. Не секрет, что влияние разного рода негативных тенденций в первую очередь затрагивает молодежь. Будучи вовлеченными в экстремистские формирования, юноши и девушки порой не имеют ни малейшего представления о той идеологической основе, которую имеют подобные объединения.
Каковы же определения этих негативных явлений? Под экстремизмом мы понимаем приверженность некоторых групп, организаций или отдельных лиц к радикальным мерам, позициям и взглядам, касающимся общественной деятельности. Представители подобных объединений призывают: - к насильственному изменению существующего конституционного строя; - к нарушению целостности страны; - к возбуждению розни на фоне расовой, социальной и национальной неприязни; - к пропаганде и публичной демонстрации нацистской атрибутики и т. д.
Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. Это сложное криминальное и социально-политическое явление, вызванное внешними и внутренними противоречиями развития общества. Это наиболее масштабная разновидность экстремизма. Она представляет собой идеологически обоснованное и политически мотивированное применение насилия. Причем к своей цели оно идет путем физического устранения людей. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.
В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде в нашей школе нацелены на:
• создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;
• создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной социально ответственной личности;
• создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;
• развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи.
Исходя из поставленных целей, в нашей школе присутствуют такие направления противодействия экстремизму и терроризму:
проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на педагогических советах, советах профилактики;
При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий мы не касаемся самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.
Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.
Тематика проведения занятий в школе могут быть разнообразными, например:
- начальная школа: «Я и другой», «Всегда ли я хороший», «Единство разных», «Легко ли быть особенным»;, «Умей дружить», «Волшебная страна Дружба»;
- средняя школа: «Мы разные, но мы вместе!», «В единстве наша сила», «Учимся решать конфликты», «Толерантность – дорога к миру»;
- старшая школа: «Учимся жить в многоликом мире», «Международный терроризм», «Терроризм – угроза, которая касается каждого», «Свобода быть равными».
2.Профилактическая работа с учащимися школы, родителями, педагогическим коллективом.
Работа с обучающимися: в школе большое внимание уделяется просветительской работе по профилактике экстремистской деятельности:
- классные часы («Патриотизм без экстремизма)
- Дни Правовых знаний;
- патриотические общешкольные мероприятия («День снятия Блокады», «День Победы» и др.);
- библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные, но мы вместе»);
- беседы («Преступление против личности, общества и государства»,
«Экстремизм – угроза человеку и государству»);
- организация спортивных праздников.
.
Информационно-просветительская работа с родителями:
-личная встреча с родителями;
- родительские собрания в онлайн режиме;
-беседа с родителями по телефону;
- привлечение родителей совместно с ребенком для участие во всероссийских предметных и творческих викторинах, в областных и школьных конкурсах:
-общение с родителями по Whats App о проделанной работе, о здоровье, о классных делах и об успеваемости.
Я создаю такую атмосферу, в которой не было бы места актам насилия и жестокости. У ребенка, а после и у молодого человека необходимо вырабатывать толерантность, объясняя ему, что на нашей планете живет много людей. И несмотря на разницу во внешности и жизненных устоях, все должны пользоваться одинаковыми правами. В этом и будет состоять работа по профилактике терроризма, основывающаяся на: - активности учащихся и их стимулировании к самовоспитанию; - сознательном поведении молодежи; - принципе адекватности. Однако профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях не должна затрагивать неформальные объединения молодежи. В отличие от негативно настроенных группировок здесь отсутствует членство. Неформальные объединения – это не что иное, как проявление обособленной субкультуры. Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма не должны затрагивать и деятельность, проводимую оппозиционными политическими партиями, а также этническими обществами, конфессиями и представителями иных религий. Все они выражают свои идеи в любых формах, предусмотренных законодательством.
Я в своей работе постоянно делаю акцент детей на терпимость друг к другу, провожу беседы (Классный час «Правила поведения в школе», Беседа «Добро не умрет, а зло пропадет», Классный час «О щедрости и жадности»), участвуем во всероссийских предметных и творческих викторинах, в областных и школьных конкурсах для детей с ОВЗ и различные игры, направленные на сплочение детского коллектива, (Лото, коллективная лепка «Ферма», Выполнение коллективной поделки «Дары осени»), снижение агрессии по отношению к другим ребятам, которые отличаются от других.