Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск «Детский сад №51»
Конспект открытого занятия по развитию речи «Филипок хочет в школу»
(подготовительная к школе группа)
2022г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-Продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение.
-Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении.
-Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу Кто? или Что?
-Закреплять умение называть слова в единственном и множественном числе, слова с противоположным значением.
-Закреплять умение называть слова с заданным начальным слогом.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-Продолжать развивать фонематический слух, речь.
-Развивать познавательный интерес, внимание, память.
-Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Разучивание речевой разминки, слов физкультминутки; написание конспекта; изучение методической литературы
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
4 письма в конвертах, три плаката с изображением домиков, картинки со звуком [ш] в разных позициях, карточки со словами «Миша», «шишки», карточки со слогами ша, шу, ши, коробка с шоколадками, презентация.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: практические, словесные, наглядные, игровые, поощрительные.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:
Письмо от мальчика по имени Филипок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в группу.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. (Здравствуйте!)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
1. Первое задание:
Логоритмика на звук [ш].
Дети по кругу (Выполняют движения в соответствии со словами)
Мы пошли, пошли, пошли (ходьба на месте)
Шишку взяли малыши (наклонились)
Дальше мы опять пошли (ходьба на месте)
Что растет здесь? Камыши.
Ветер дует ш-ш-ш
Зашумели камыши (наклоны в стороны)
Ну а мы опять пошли (ходьба на месте)
И к игрушкам подошли
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (прикладывают указательный палец к губам – жест «тише»)
Мы пошли, пошли, пошли
На места к себе пришли
Потянулись, улыбнулись
И уселись помогать.
(Дети садятся на свои места.)
Сели, ножки поставили вместе, спинки выпрямили.
«Скажите, какой звук вы слышали чаще других? ([ш])
Правильно! Это звук [ш]. Молодцы!»
Ребята, давайте вспомним с вами чем буквы отличаются от звуков?. (Буквы мы пишем, читаем, а звуки произносим и слышим)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие)
Чем отличаются гласные звуки от согласных? (согласные мы произносим с преградой, а гласные протяжно без преград)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом)
Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (твердые – синим цветом, мягкие – зеленым цветом)
Молодцы!
Ребята, ведь мы с вами не просто так вспомнили звук (ш), вы уже подросли, научились многому: чему? (считать, читать…) и теперь вы готовы отправиться ( куда?) ( В школу)
Правильно!!!
«Вы знаете, есть один мальчик по имени Филипок ( слайд 1 ) Он обращается к вам с просьбой, ( прослушивание аудиообращение)
Дорогие ребята, группы «Смородинка», прошу вас помочь мне с поступлением в школу! Оказывается для того чтобы пойти в школу нужно многое знать, а у меня ничего не получается! Но мне сказали в школе, если я выполню нужные задания, то меня возьмут!
Воспитатель: «Ну что, ребята, вы согласны помочь Филипку?» (Да)
2. Второе задание:
На доске три домика. В первом схема со звуком [ш] в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце слова. Воспитатель показывает картинки с предметами, в названии которых есть звук [ш] в разных позициях. Необходимо отправить их в свои домики. Шапка, шарф, шкаф, вишня, чашка, кошка, ландыш, камыш, душ. При произнесении слова выделять звук [ш].
«Вы знаете, Филипок не умеет различать место звука в слове. Давайте покажем ему, как это делается. Посмотрите на доску. Здесь изображены три домика. В каждом домике по три квартиры. Но в них нет жильцов. Нужно их заселить. Под каждым домиком находится схема слова. Я буду показывать вам карточки с предметами, в названии которых есть звук [ш]. Если звук [ш] слышится в начале слова, нужно поселить его в первый домик. Если этот звук слышится в середине слова, то нужно его поселить во второй домик. Если звук [ш] слышится в конце слова, то следует отправить его в третий домик».
«Я так рада, что вы справились и с этим заданием! Значит можно переходить к следующему, чтобы помочь Филипку.
Давайте дадим вашим глазкам отдохнуть.
«Чтоб глаза твои зорче были»
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево по быстрей.
Удивимся что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше — БУДЬ ЗДОРОВ!
3. Третье задание: (слайд 2)
Воспитатель выставляет картину «Скоро в школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы. Педагог напоминает, что отвечая на вопросы, нужно обращать внимание на свою речь, отвечать полным ответом, желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что…»
- Ребята, как вы думаете, в какое время года дети начинают учиться? (осенью)
- Ребята, посмотрите на картину и скажите, кто изображён на ней? (На картине изображены мальчик с девочкой).
- Какое настроение у детей?
- Как они одеты? Почему?
- Какой день изобразил художник на картине? (1 сентября)
- Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов)
- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)
- Кто встречает детей в школе? (Учитель)
- Какие деревья нарисованы на картине?
- Как можно назвать картину? Придумайте ей название.
- Как вы думаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?
«Молодцы ребята, задание выполнили правильно! А теперь можно немного передохнуть во время физкультминутки»
Физкультминутка.
«Вновь у нас физкультминутка».
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
«Садимся тихонько на свои места. Вы такие молодцы, справились с заданиями. Вот следующее задание от Филипка»
4. Четвёртое задание: (3 слайд)
Миша, шишки, школа. Деление их на слоги, определение ударного слога.
На доске карточки со словами «Миша», «шишка», «школа».
«Правильно! Как мы определяем, сколько слогов в слове? (Сколько гласных звуков столько и слогов) Сколько слогов в этом слове? (Два) Молодцы!
Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово.» Какой слог ударный – первый или второй? Молодцы!
«А теперь попробуем составить предложение с данными словами и составим схему этого предложения» (Миша сорвал шишку)
«Здорово! И это задание вы выполнили верно!»
5. Пятое задание:
Следующее задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много».
Я называю предмет один, а вы - когда предметов много. Например, один мяч - много мячей (дети встают в круг)
Один дом – много (домов,
Одна шишка – много (шишек),
один носок и много… (носков),
одно ухо и много (ушей),
одно пальто и много (пальто),
один шар – много (шаров).
«А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» Например, я говорю - ночь, а вы говорите - день,
Холодный - (горячий),
сухой - (мокрый)
Тяжело - (легко),
густая каша – (жидкая),
солнечная погода - (пасмурная),
смелый ребенок - (трусливый).
легкий- (тяжелый).
Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили все задания.
«6. Шестое задание.
На доске написаны слоги: ша, шу, ши. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с этих слогов.
«Ребята, перед вами на доске написаны слоги. Давайте прочитаем первый слог (ша) Нужно назвать как можно больше слов, которые начинаются со слога ша. Например, шалаш.
Ша - (шалаш, шарф, шкаф, шампунь, шар, шарик, шайба, шаг, шагать)
Шу – (шум, шуруп, шустрый, шуба, шутка, шут, шумит, шумный)
Ши – (шишка, ширма, шип, шипит, ширина, широкий)
«Как много слов вы знаете! Молодцы!»
7. Седьмое задание
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой?»
Например, я говорю шкаф из дерева. Значит, шкаф какой? Деревянный.
Игрушка из пластмассы – (пластмассовая игрушка),
Сорочка из хлопка – (хлопковая сорочка),
Труба из металла – (металлическая труба),
Ваза из стекла – (стеклянная ваза),
Халат из шелка – (шелковый халат),
Сок из груши - (грушевый сок).
«Очень хорошо. Давайте посмотрим, какие следующие задания нужно выполнить для Филипка. (слайд 5)
Ребята, давайте послушаем Филипка, «Дорогие ребята, я не сомневался, что вы сумеете выполнить все задания и приготовил для вас сюрприз, но его нужно найти. Первая подсказка находится в конверте на полке слева от доски, если стоять к ней лицом». Дети находят конверт.
Воспитатель читает: "У стены, находящейся напротив окна стоит шкаф с полками,на полке сверху лежит конверт с подсказкой». Дети находят конверт.
Воспитатель читает: «Если стоять лицом к двери на выход, справа от вас есть полка с книгами. На верхней полке лежит коробка, а в ней для вас сюрприз».
Дети находят коробку – в ней шоколадки. Воспитатель интересуется, что дети нашли. (Шоколадки) Есть ли в названии звук [ш] и его местоположение в слове. После того как дети разобрали шоколадки в коробке осталась одна.
Воспитатель: "Ой, а в коробке осталась одна шоколадка, что же мне с ней делать?" Дети высказывают свое мнение.
На дне в коробке письмо от Филипка, в котором он благодарит ребят и пишет, что теперь смело пойдет учиться в школу.
«Ребята, скажите, какой звук мы сегодня слышали чаще других? ([ш])
Назовите слова со звуком [ш]? Что вам больше всего запомнилось? Какое задание было самим легким? А какое самым трудным? Какое у вас, настроение?» (Ответы детей).
Спасибо. Вы молодцы!