14.03.2023г.
Занятие по развитию речи. «Весна идет, весне дорогу!» В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.68
Цель: Приобщение детей к поэтическому складу речи. Развивать речь детей, словарный запас.
Ход ООД:
Звучит музыка весенняя. Звуки птиц.
«Весна идет – весне дорогу!»
Дети садятся на стульчики.
Орг. момент
Воспитатель:
Добрый день. Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится
Что это?
Д. Улыбка
В. Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки.
Воспитатель: Письмо от зайца
«Здравствуйте, дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или все еще зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую. С уважением, заяц!»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы сможем помощь зайцу?
А как мы ему можем помочь?
Дети выдвигают свои предположения.
Воспитатель.. После какого времени года наступает весна?
Ответы детей.
Воспитатель: Расскажите какие изменения в природе происходят весной?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо серое, а весной (голубое)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело).
Воспитатель: А сколько месяцев у весны?
Ответы детей
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу какие изменения происходят в каждом месяце, но прежде отгадайте загадку:
Прошла зима,
И каждый рад,
Спешит весна
И месяц (март).
За ним другой стучится в дверь,
Он называется (апрель)
И третий месяц вспоминай,
И называется он (май).
Воспитатель : Март- протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.
Показ картинки
Воспитатель : Апрель – снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями, тает снег.
Ну-ка приглядитесь к веточкам, на них маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. Кое –где на открытых участках уже появилась первая травка.
Воспитатель: Май – травень, потому что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть слова родственники. Давайте подберем родственные слова к слову «Весна» - это родственные слова «веснушка», «веснянка», «весенний», «весной», «по-весеннему»
Ответы детей
Воспитатель: К слову «лес».Однокоренные слова к слову «лес»: лесок, лесочек, лесовик, лесник, лесной, лесистый, лесничий, лесничество, безлесье, безлесный, обезлесеть, лесоруб, лесоповал, лесопилка, лесополоса, лесоторговля, лесопарк, лесостепь, лесоруб.
Ответы детей
Воспитатель: К слову «лист».ЛИСА ЛИСЬЯ ЛИСТ ЛИСЕНОК ЛИСИЦА
Ответы детей
Физ. минутка.
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
(Идут по кругу)
Побежал в саду ручей,
(Бегут взявшись за руки)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками)
А сугробы тают, тают,
(Приседают)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх).
В. Конечно же, весной распускаются первые весенние цветы. А раз они первые, то их еще называют первоцветами.
Показ картинок
В. Очень много писателей и поэтов пишут о весне. И сегодня мы разучим одно из таких стихотворений. Послушайте стихотворение
ЧУДЕСА
По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли -
Загалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
Чу-де-са!
(работа над стихотворением ведется по мнемотаблице)
Три, четыре ребенка рассказывают стихотворение по
мнемотаблице.
Рассказы детей о весне по опорным картинкам
Воспитатель: Ребята, теперь нам нужно зайцу написать ответное письмо. Что мы ему напишем? (весна наступила, что заяц может менять свою шубку)
Дети диктуют, воспитатель пишет.
Воспитатель: Я рада, что мы помогли зайчику.
Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Что особенно было интересным?