Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Особенности создания плоскостной композиций из пластилина учащимися младшего школьного возраста в ДХШ"

Цель распространение педагогического опыта Задача раскрыть особенности создания плоскостной композиции из пластилина на занятия в ДХШ у учащихся младшего школьного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Особенности создания плоскостной композиций из пластилина учащимися младшего школьного возраста в ДХШ

Баландина Наталья Юрьевна

Преподаватель

МБУДО «ДХШ им. Ф.А. Бронникова »

Курганской области г. Шадринск

В детской художественной школе имени Фёдора Андреевича Бронникова г. Шадринска предмет «лепка» изучается в курсе дополнительной образовательной общеразвивающей программы в области искусств «Подготовка к школе», в возрастной группе учащихся от 8 до 9 лет.

Основной задачей предмета лепка, в данной возрастной группе, является подготовка детей к творческой деятельности через развитие мелкой моторики во время работы с пластилином. На занятиях лепкой учащиеся закрепляют ранее полученные знания по предметам композиция станковая, основы изобразительной грамоты. Продолжают изучение основных способов создания плоскостных композиций из пластилина.

Тематический план по предмету «лепка» состоит из четырёх тем: «Осенний натюрморт» «Зимний пейзаж», «Портрет сказочного героя» и панно «Сказка». Программа предусматривает 1 час занятий в неделю и 34 часа занятий за год [1].

Мы решили заменить тему «Осенний натюрморт» на тему «Осеннее дерево». Это произошло т.к. тема «Осенний натюрморт» была хорошо раскрыта на занятиях по «композиции станковой», а нам хотелось бы закрепить знания о строении дерева и способах их изображения.

Работа над композицией начинается с постановки основной цели и задач. Целью является ознакомление со способом создания композиции из пластилина мелкими «горошинами», в живописи «пуантилизм» и закрепление ранее полученных знаний по теме «Рисование дерева» по предмету «Основы изобразительной грамоты».

Основными задачами можно определить: развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности, представлений о цвете и его изменении под воздействием света – знания о светотеневых градациях, ознакомление учащихся с понятиями «пуантилизм» и «колорит», способе создания изображения при помощи «горошин» или «мазков» схожих с техникой «мозаичной пластилнографии». Воспитание интереса к окружающей среде и родному краю.

Для выполнения композиции подбираем следующие материалы и инструменты: лист плотного картона, графитный карандаш, ластик, набор мягкого воскового пластилина, набор стек с рельефными краями, салфетки, клеёнки для стола, а также учащиеся используют фартуки и нарукавники.

Предварительно детям рассказывается о возможных применяемых техниках при выполнении творческой работы, что будет учитываться, начиная с эскиза. Могут быть применены такие техники как «размазывание» при выполнении фона, «раскатывание» при формировании ветвей и «горошин» пластилина для ствола дерева. Так же применяем «сплющивание» и «вытягивание», «заглаживание» и другие способы работы с пластилином.

Первым этапом на пути к созданию творческой работы является выполнение эскиза графитными карандашами. Учащиеся, предварительно изучив строение разных пород деревьев на занятиях по предмету ОИГ (основы изобразительной грамоты), под руководством преподавателя выполняют от 2 до 4 эскизов на формате А 4.

До того, как учащиеся начнут выполнять эскиз в цвете, следует уделить внимание рассмотрению светотеневых градаций при изображении живописной работы: цвет кроны дерева на свету и в тени, цвет коры, падающие и собственные тени. Демонстрируется полный цветовой круг, и рассматриваются способы получения новых цветов и оттенков пластилина [2, 3].

Далее разрабатывается цветовое решение наиболее удачно выполненного эскиза, это может быть цветной карандаш, фломастеры, гуашь по выбору и с учётом особенностей группы (активность детей, скорость выполнения работы, аккуратность). Из представленных вариантов выбирается самый удачных эскиз при совместном решении преподавателя и ребёнка. При необходимости рисунок исправляется. В этот момент самое главное направить ребёнка по правильному пути решения задачи и не потерять его интерес к творческой работе. Когда эскиз выбран, его переносят на формат плотного картона при помощи копировальной бумаги.

Перед работой пластилином ещё раз следует повторить методику и способы механического смешивания цветов пластилина. Основные пропорции при создании оттенков и цветовую палитру дети создают индивидуально, опираясь на эскиз. Так же следует напомнить, что при добавлении в любой цвет белого, цвет становится светлее, а при добавлении чёрного – темнее и насыщеннее.

Теперь можно приступать к работе пластилином. Особое внимание уделяется последовательному ведению работы. В первую очередь прорабатываются большие плоскости – небо, земля. Для этого подбираются необходимые цвета пластилина, в соответствии с эскизом. Если необходимого цвета нет, то его следует составить, опираясь на таблицу цветов. Когда цвет подобран, пластилин режется на небольшие кусочки, накладывается на эскиз и размазывается пальцем или стекой.

Когда плоский рисунок фона сформирован, начинаем работу над основным узором – дерево в технике «пуантилизм». Из пластилина катаем небольшие шарики нужного цвета и накладываем на эскиз. «Шариками» может быть выполнен только ствол или дерево в целом с кроной, стволом и ветвями.

В зависимости от эскиза и идеи дети могут выполнять круглые, или вытянутые шарики, одинакового размера. Техника прикрепления «шариков» должна быть единой на всём рисунке.

Работа детей контролируется на всех этапах, при необходимости преподаватель может оказать помощь в переводе эскиза на основной форма, подборе цвета, формировании шариков, подобрать технику прикрепления пластилина к основе, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей учащегося.

После окончания работы оформить пластилиновую картину в паспарту.

Литература

Приложение

Рис. 1. Арина, 8 лет

«Осеннее дерево»

дипломант школьной выставки-конкурса «Осенняя пора» и победитель международного творческого конкурса «В окно стучится осень» г. Новосибирск

Рис. 2. Ксения, 8 лет

«Осеннее дерево»

дипломант школьной выставки-конкурса «Осенняя пора» и победитель международного творческого конкурса «В окно стучится осень» г. Новосибирск

Рис.3. Анна, 7 лет

«Осенняя яблоня»

дипломант школьной выставки-конкурса «Осенняя пора» и победитель международного творческого конкурса «В окно стучится осень» г. Новосибирск

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области