Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


концентрация внимания детей с овз

Цель – изучение развития внимания у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, разработка программы, использующей методы диагностики и коррекции. Объект – развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предмет – методы и приемы развития внимания в условиях инклюзивного образования. Гипотеза исследования предполагается, что предложенная программа позволит улучшить развитие свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач. Задачи 1. Раскрыть понятие и сущность инклюзивного образования в Российской Федерации 2. Выявить особенности произвольного и непроизвольного внимания у детей с задержкой психического развития 3. Разработать программу, использующую методы диагностики и коррекции внимания, применить методики развития внимания для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В рамках исследования используются такие методы, как 1. Анализ и обобщение педагогических, психологических литературных источников по теме исследования 2. Методы диагностики развития внимания 3. Моделирование программы исследования 5. Наблюдение за экспериментальной группой 6. Количественный и качественный анализ результатов работы. Методологической основой являются положения отечественных психологов, исследующих клинико-психологический характер детей с задержкой психического развития. Среди таких ученых можно выделить 6 Т.А. Власову, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойма, К.С. Лебединскую, Э.Я. Пекелис. Важным для работы является теория общественноисторического происхождения высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским и его последователями Л.Л. Лурией, А.Н. Леонтьевым. Изучение основных аспектов внимания основывалось на концепциях П.Я. Гальперина, У.В. Ульенковой. Исследование опирается также и на работы современных психологов таких, как О.В. Алмазова, И.И. Мамайчук

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Цель – изучение развития внимания у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, разработка программы, использующей методы диагностики и коррекции.

Объект – развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет – методы и приемы развития внимания в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная программа позволит улучшить развитие свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач.

Задачи: 1. Раскрыть понятие и сущность инклюзивного образования в Российской Федерации;

2. Выявить особенности произвольного и непроизвольного внимания у детей с задержкой психического развития;

3. Разработать программу, использующую методы диагностики и коррекции внимания, применить методики развития внимания для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В рамках исследования используются такие методы, как:

1. Анализ и обобщение педагогических, психологических литературных источников по теме исследования; 2. Методы диагностики развития внимания; 3. Моделирование программы исследования; 5. Наблюдение за экспериментальной группой; 6. Количественный и качественный анализ результатов работы. Методологической основой являются положения отечественных психологов, исследующих клинико-психологический характер детей с задержкой психического развития. Среди таких ученых можно выделить 6 Т.А. Власову, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойма, К.С. Лебединскую, Э.Я. Пекелис. Важным для работы является теория общественноисторического происхождения высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским и его последователями Л.Л. Лурией, А.Н. Леонтьевым. Изучение основных аспектов внимания основывалось на концепциях П.Я. Гальперина, У.В. Ульенковой. Исследование опирается также и на работы современных психологов таких, как О.В. Алмазова, И.И. Мамайчук/

Психологические особенности детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной .

Термин призван обозначать сборную и клинически неоднородную группу нарушений развития. Характеризуя состояние «ЗПР» по данным литературы, представляется наиболее целесообразным выделить те особенности дефекта, которые значимы для психолого-педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия . Клинический аспект задержек психического развития подразумевает 20 интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. По ряду параметров эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер дети с ЗПР находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Их характеризует незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений.

Но при этом наблюдающаяся у них «зона ближайшего развития» позволяет дифференцировать данный дефект от умственной отсталости. Основой этих симптомов может являться органическое поражение центральной нервной системы, или ее функциональная незрелость. Задержку развития могут вызвать условия, возникшие в перинатальном и постнатальном периоде. Среди таких условий перинатального периода можно выделить: эмоциональное состояние матери, ее образ жизни, родовые травмы, перенесенные инфекции и т.д. Постнатальный период связан с множеством социальных и биологических факторов, влияющих на психику ребенка. Иногда к задержке психического развития приводит сочетание неблагоприятных условий перинатального и постнатального периода. Исследования ЗПР развивались в клиническом (клиникопатопсихологическом), психологическом и педагогическом направлениях. История изучения данной проблемы отечественными и зарубежными исследователями и обобщенный анализ результатов исследования содержится в работах Т.А. Власовой, Т.Б. Глезерман, Ю.Г.Демьянова, В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, В.И. Лубовского, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, Г.Е. Сухаревой, У.В. Ульенковой и других ученых. Исследования выявили клиническую неоднородность детей с данной аномалией развития, позволили дифференцировать и систематизировать основные клинические формы ЗПР . В теории и практике наиболее популярно используется классификация К.С. Лебединской (1980), основанная на этиопатогенетическом подходе, что подразумевает в себе совокупность факторов возникновения. В соответствии 21 с данной классификацией выделяют четыре варианта задержки психического развития. 1. Конституциональное происхождение задержки психического развития. Данная форма подразумевает гармонический, психический и психофизической инфантилизм, то есть в структуре дефекта выступают черты эмоциональной незрелости. Это выражается в нарушениях познавательной деятельности, речи, высокой истощаемостью внимания, повышенной внушаемости. У детей такой задержки психического развития, как правило, замедленны темпы развития структур левого полушария лобной и теменной областей, а также внутриполушарных и межполушарных связей. 2. Задержка психического развития соматогенного генеза обусловлен длительной соматической недостаточностью, например, пороки сердца, заболевания почек, эндокринной системы, и т.д. У детей данного типа наблюдается неуверенность в своих поступках, боязливость, низкий уровень коммуникативной сферы. 3. Задержка психического развития психогенного происхождения. Данный тип связан с неблагоприятными условиями воспитания. Так, при безнадзорности могут наблюдаться импульсивные реакции, неумение сдерживать свои эмоции. При гиперопеке возможно проявление эгоцентризма, неспособность к труду. 4. Церебрально-органическое происхождение задержки психического развития. Данному типу соответствует большая часть детей. При этом варианте сочетаются черты незрелости и повреждения психических функций ребенка разной степени тяжести. На первый план здесь выходит нарушение познавательной деятельности. Данная категория детей сложнее поддается коррекции, и, в первую очередь, нуждается в комплексной психолого-медикопедагогической помощи.

Внимание является одной из важных предпосылок познавательной деятельности. Если внимание специально не развивать это может привести к снижению способности сосредотачивать, распределять, удерживать, распределять внимание, что в итоге приведет к неуспеваемости. Дети с задержкой психического развития по реализации основных свойств внимания заметно отстают от нормально развивающихся сверстников. Федеральным законом 270-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 введено понятие инклюзивного образования. Так, дети с ограниченными возможностями здоровья оказались включены в образовательный процесс в массовые общеобразовательные организации, наряду с нормально развивающимися сверстниками. Численность таких детей с каждым разом растет, что и составило актуальность данного исследования. Таким образом, в теоретической части было рассмотрено понятие, сущность и особенности инклюзивного образования, дана классификация детей с задержкой психического развития (по К.С. Лебединской). Описаны психологические особенности детей с задержкой психического развития. Так, у детей с ЗПР страдают высшие психические функции, например, логическая память, целенаправленное мышление, произвольные действия, речь, письмо, процессы восприятия. Характерны особенности: памяти (преобладает кратковременная память, наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный); мышления (недостаточный уровень сформированности обобщения); речи (бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение); внимания (снижен объем, концентрация, распределение внимания). Во второй главе описаны основные свойства внимания, приведены этапы, методы и методики исследования внимания детей с задержкой психического развития. Так, работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе была изучена документация ПМПК, на втором осуществлялось наблюдение за 76 обучающимися, далее были организованы беседы и анкетирование педагогов и родителей, и на последнем этапе проведена диагностика с помощью стандартизированных методик. Методики диагностики применялись следующие: «найди и зачеркни», корректурная проба, «запомни и расставь точки», «проставь значки». Также приведена характеристика выборки и представлены результаты исследования. Исследование показало, что большинство детей с ЗПР имеют низкий уровень устойчивости и продуктивности внимания, слабую концентрацию, объем, и уровень переключения внимания. Дети часто отвлекались, допускали ошибки, с трудом понимали инструкцию.

В заключение данной главы отражено, что дети с задержкой психического развития экспериментальной группы нуждаются в проведении специальных коррекционных занятий по развитию внимания. Коррекционная программа по развитию внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР представлена в третьей главе. Коррекционная программа была проведена в индивидуально-групповой форме и рассчитана на 37 занятий. Последнее занятие является открытым, и организовано в форме праздника. На нем присутствовали родители, которым впоследствии были предложены рекомендации по развитию внимания детей. Сравнительный анализ количественных и качественных показателей показал эффективность проведенной коррекционной работы. Предложенная программа улучшила развитие основных свойств внимания детей с ЗПР. Указанное выше, позволяет сделать вывод, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области