Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультации для педагогов «Наши руки не знают скуки – важность продуктивной деятельности для дошкольников»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультации для педагогов:

«Наши руки не знают скуки – важность продуктивной деятельности для дошкольников»

                                                                                                          Подготовила:

                                                                                                        Воспитатель

Андреева И.П.

«Наши руки не знают скуки – важность продуктивной деятельности для дошкольников»

 В последние годы детей в дошкольные образовательные учреждения отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь таких детей малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые указывают на то, что речевые области головного мозга человека формируются  под влиянием импульсов от пальцев рук.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.

Согласно данным психологов и физиологов у дошкольников слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки... Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Существует очень много способов развития мелкой моторики рук:

1) Составление фигур из счетных палочек.

В работе с дошкольниками можно использовать счетные палочки. Предлагаемые упражнения не только развивают ручную умелость, ловкость, координацию, но и речь, мышление, воображение, сообразительность; помогает ввести ребенку в речь правильное произнесение поставленного звука; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. Занятия со счетными палочками продуктивны и для формирования математических представлений у дошкольников.

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения.

В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками.

Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Выполняют дети и творческие задания, дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных изображений («Угадай, что изменилось») .

Дошкольники выполняют задание на выкладывание букв, слогов, слов, цифр из палочек задания: «Выложи из палочек свое имя», «Напиши палочками, какое сейчас время года», и пр .

Если ребенку с дислалией такие задания кажутся легкими, то у детей с дизартрией вызывают затруднения.

В группе имеется набор счетных палочек  на каждого ребенка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Можно  использовать  этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечаем победителей (звездочкой).

2) Использование прищепок

Прищепки – не только средство для удержания белья на веревке, но и прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными.

Оборудование: 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика (без иголок, стрекозы (без крыльев, дерево (без листьев, тучи, яблока и др.) .

Этапы работы:

1. Ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур.

2. Ребенок крепит прищепки к нескольким фигурам, объединенным в сюжет.

3. Проговариваются чистоговорки, скороговорки.

В конце любого этапа проводится речевая работа.

Примерные задания:

• Дать определение (расскажи, какой у тебя получился ежик? Представь и расскажи, какое это яблоко) .

• Образовать сущ. Р. п. ед. ч. или мн. ч. (чего нет у солнышка – лучиков. Чего не хватает у стрекозы – крыльев) .

• Образовать сущ. с уменьшительно - ласкательными суффиксами («назови предметы перед тобой ласково: солнце – солнышко, луч -, трава -. , еж - … и др.) .

• Повтори чистоговорку. Например, при составлении фигуры «солнышко» в рамках автоматизации у ребенка звука С: со-со-со – засияло колесо; Са-са-са – солнце встало в небеса, и др.

• Придумать рассказ, сказку, стишок. В качестве темы рассказа может быть предложенная педагогом или выбранная ребенком. Например: «Сказка о веселом ежике», «Стрекоза и ежик» и др.

• Сделать осеннее (летнее, зимнее) дерево. В соответствии с темой занятия ребенок с помощью прищепок делает летнее дерево (зеленые прищепки, осеннее (желтые, красные, оранжевые прищепки, зимние (белыми прищепками изображаются снежинки). Затем ребенок рассказывает, почему он выбрал прищепки такого цвета, называет приметы этого времени года.

• Найти прищепке «домик» нужного цвета. Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, по краю которых наклеены цветные полоски; набор цветных прищепок. Можно предложить играть в эту игру сразу двум детям. Они берут по одному стаканчику, на которых цветные полоски наклеены в разном порядке, и крепят прищепки на полоску нужного цвета (красную прищепку на красную полоску и т. д.) В игру можно включить соревновательный момент: «Кто быстрее найдет домик прищепкам? ».

3) Выкладывание фигур из шнурков, рисование ниткой

Шнурки используются на логопедических занятиях не только для обучения завязывания узелков. С помощью них можно и рисовать.

На первом этапе ребенку предлагается образец, по которому нужно выложить на столе фигуру из шнурка. Фигуры могут быть следующие: «груша», «яблоко», «лодка», «бантик», «узор» и д. т. При кажущейся простоте данный вид работы труден для детей с неразвитой мелкой моторикой: шнурок норовит выскользнуть, повернуться в другую сторону, его длины поначалу не хватает для выкладывания фигуры.

При условии усвоения этого задания переходим к следующему этапу: нужно выложить фигуру при помощи шнурка, не имея перед глазами образца. Ребенку нужно подключить воображение, представить зрительный образ нужной фигуры и затем создать.

«Рисование ниткой» предлагается тем детям, кто освоил выполнение фигур из шнурков. Нитки – боле тонкий, чем шнурок, материал, поэтому для данной работы требуется еще большая сосредоточенность и концентрация внимания. Пальчики ребенка должны действовать осторожно, чтобы неловким движением не повредить хрупкую фигуру.

4) Обведение трафаретов

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:

Учим детей штриховать:

Детям нравится придумывать рассказы о том, что они нарисовали. Задача логопеда при этом – не только выслушать ребенка, но и направлять сюжет для выстраивания его в логический рассказ, а не в поток несвязных предложений, т. к. дети с ОНР испытывают трудности при составлении связного рассказа.

Слова в построенных ими предложениях зачастую неверно синтаксически и грамматически оформлены, могут подменяться и путаться значения слов. В этом случае педагог исправляет неточности, ребенок произносит исправленное предложение еще раз.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех.

5) Нанизывание катушек, собирание бус

Нанизывание катушек, собирание бус предлагается детям, освоившим работу со шнурками, умеющим завязывать узелки. Проводится в виде игры: «Сделай бусы для куклы», «Сделай бусы для мамы», «Соберем браслет», «Соберем узор».

Сначала ребенку предлагается собрать узор по образцу, катушки из-под ниток разного цвета выкладываются с учетом получения симметричного рисунка. Ребенок надевает катушки или бусины крупного размера на нитку. Затем концы шнурка завязываются на два узелка, чтобы бусы не рассыпались. Бусы можно примерить самому ребенку или надеть на куклу, игрушку.

Затем ребенку предлагается собрать красивый узор, самому составив его из россыпи катушек или бусин.

После того, как ребенок соберет бусы, проговариваются чистоговорки с включением в них автоматизируемого у ребенка звука.

Например:

ша-ша-ша – наша Маша хороша;

ра-ра-ра – одену бусы я с утра;

су-су-су – в бусах видели лису;

ла-ла-ла – бусинка мала, и др.

6) Собирание развивающих пазлов

В арсенале логопеда имеются развивающие пазлы фабричного производства, которые используются на индивидуальных логопедических занятиях. Чаще данный вид работы предлагается дошкольникам с ОНР, так как тематика пазлов предполагает расширение и уточнение словаря, закрепление правильного употребления грамматических форм.

7) Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно — в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета.

Пальчиковые игры увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

При выполнении каждого упражнения нужно стараться  вовлекать все пальчики, выполнять упражнение их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Вначале произносить стихотворение  четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделать это вместе с детьми. В процессе работы над стихом меняю темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

8) Использование сухого бассейна

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную горохом. Разработаны задания, позволяющие проводить массаж пальцев рук в форме игры и попутно развивать речь детей:

Нарисуй на горохе прямую (извилистую) дорожку. Прошагай по ней пальчиками (указательным и средним, повторяя на каждом шаге… (проговаривается автоматизируемый звук, слог или слово с ним) .

Представь, что тебе нужно замесить тесто (ребенок погружает в горох обе руки и имитирует замес теста) .

Найди спрятанную игрушку и наощупь определи, что это (перед этим логопед прячет фигурку в горохе так, чтобы ребенок ее не видел) .

Найди игрушки, но достань только ту, в которой есть звук… (называется автоматизируемый звук – работа по развитию фонематического слуха) .

Нарисуй на горохе букву или цифру.

Сухой бассейн используется периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще, так как отмечено успокаивающее действие сухого бассейна. Дело в том, что на кончиках пальцев находится большое количество нервных окончаний.

При перебирании пальчиками гороха, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

9) Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделали пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Важно  учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Список литературы:

Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992.

Васина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1994.

Новоторцева Н. В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду. "Академия развития", 1998.

Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.

Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Санкт-Петербург 1997.

Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.

Цвинтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург 1997.

Каше Т. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Москва. Просвещение.

Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста, М., Педагогика 1988.

Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. //Дошкольное воспитание. 1986 - №3 - С. 36.

Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.

Толбанова А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1988 - №9 С. 81-82; 1989 - №10 С.94-95.

Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму.// Начальная школа. 1993 - №5 - С. 20-21.// Начальная школа. 1994 - №8 С. 12-13.

Рузина М. Поиграем? //Дошкольное воспитание. 1997 - №5 С. 73-75.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области