Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие познавательно - исследовательской деятельности через экспериментальную деятельность

Представить опыт работы по экспериментальной деятельности с детьми разных возрастных групп.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Капелька»

(МБДОУ – детский сад «Капелька»)

Тема «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через экспериментальную деятельность»

Воспитатель: Духовская Валентина Ивановна

с.Криводановка

2023г.

"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

( Сухомлинский В.А.)

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребёнка, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий.

  Известно, что ребёнок познаёт окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни.
Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.

Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обогатив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Эта идея была не понята и не принята, потому что все считали ведущим видом деятельности игру.

Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н. Подъяков доказал, что если детей дошкольного возраста лишить экспериментирования, то у них возникают серьезные психические нарушения, которые негативно сказываются на развитии ребёнка в дальнейшем и способности обучаться. Он доказал, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы жизни, в том числе и игру.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:

*Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.

*Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр: «Определи на вкус»; «Определи по запаху»; «Узнай по голосу»; «Оденем куклу на прогулку»; «Где живёт вода»

*Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта: - установить цель (для чего проводится опыт); - подготовить материал и оборудование; - продумать поэтапную инструкцию; - подвести итоги; - доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.

*Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей. Познавательный рассказ педагога расширяет кругозор детей, знакомит с правилами проведения опыта

*Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы: «Воздух в моей жизни»; «Зачем нужно беречь уши»; «Волшебный снег»; «Плавающее перо»; «Удивительный песок»; «Таинственные камни»; «Волшебница вода».

*Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах, «Чудо-дерево», Почему деревья не ходят», «Каменный цветок».

*Художественное творчество: - Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»). - Лепка из мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»). - Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).

*Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).

*Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

Формы работы на занятии: фронтальные; групповые; индивидуальные.

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Увлекательное и оригинальное начало занятия создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:

- сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие; - видеообращение сказочного или вымышленного героя; - стихотворения и загадки; - познавательный рассказ; - игры и задачи; - диалог с детьми; - проблемная ситуация; -музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Условием для развития детской познавательной активности является предметно-развивающая среда. Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы.

 Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Задачи уголка экспериментирования:

* развитие первичных естественнонаучных представлений;

* развитие наблюдательности, любознательности,  активности;

* развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

 *формирование умений комплексно обследовать предмет.

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:

*безопасность для жизни и здоровья детей;

 *достаточность;

 * доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

- компонент дидактический;

- компонент оборудования;

- компонент стимулирующий.

Дидактический компонент (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов).

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны:

- алгоритмы выполнения опытов;

- карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки;

- правила поведения в уголке экспериментирования.

Компонент оборудования - приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий:

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

- сита, воронки разного размера и материала;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

- шишки, перья, мох, листья и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

 В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе

должны быть:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

  - тематические альбомы;

  - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани",  "Бумага", "Пуговицы";

  - песок, глина;

  - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

  - материалы для игр с мыльной пеной;

  - красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

  - семена бобов, фасоли, гороха;

  - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

 Простейшие приборы и приспособления:

 - лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

 - семена бобов, фасоли, гороха;        

 - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста;

 -  персонажи, наделённые определенными чертами  ("Зайка -Любознайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;

 - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности в средней группе

должны быть:

 - книги познавательного характера для среднего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

 - мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);      

 - песок, глина;

 - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

 - материалы для игр с мыльной пеной;

 - красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - семена бобов, фасоли, гороха;

 - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- персонажи, наделённые определенными чертами  ("Утёнок - Удивлёнок") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 Простейшие приборы и приспособления:

- лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

 - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего возраста.

Старший дошкольный возраст

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.

Экспериментальная деятельность помогает формировать у старших дошкольников конкретные представления о свойствах природных и искусственных материалов

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы: - формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;

- знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);

- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);

- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;

- учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;

- стимулировать познавательную деятельность;

- познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);

- воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;

- развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Паспорт уголка экспериментирования "Почемучка"

Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Задачи:                 - формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление;  - развивать поисково – познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

Наш уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из

6 зон:

1 зона – мини - лаборатория «Почемучка».

Хозяйка этой лаборатории - Почемучка. Она помогает знания добыть,

на все "почему" ответ получить.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

-специальная посуда (разнообразные  ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);

-утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

-приборы – помощники ( лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

- медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

-мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок), т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещётки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини - лаборатории находятся:

- коллекции семян, тканей, ниток, ракушек, камней; 

- модели:

-календарь природы (времена года, дни недели);

-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам;

- макеты (выставляются соответственно темам недели) :

-царство льда и снега;

-кто живет в жарких странах;

-животные наших лесов;

-пресмыкающиеся;

-насекомые.

2 зона - уголок природы.

В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

Оформлен паспорт комнатных растений. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, так как дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Есть тематические альбомы: «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Комнатные растения», «Насекомые», «Кустарники» и др.

В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа - это тоже объект исследования.

3 зона – наш методический центр.

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности, мнемотаблицы, лэпбуки.

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации), дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

4 зона – центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много знать, интересоваться

познавательной литературой. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами способствует формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

В центр «Хочу всё знать» входят книги: «Почему осенью листопад?», «Как рубашка в поле выросла», «Почему муха упала в обморок», «Как хлеб на поле вырастили», «Какие бывают грибы»; научно – познавательная литература «Тайны живой природы», мини- энциклопедии в картинках «Кошки и собаки», «Рептилии и амфибии»; «Первая энциклопедия для маленьких любознашек», «Большая энциклопедия природы для детей», «Детская энциклопедия. Животные», «Энциклопедия с объёмными элементами – Живая планета. Джунгли», «Детское справочное бюро – «Спросите у шмеля» , атласы, альбомы - картинки: «Времена года», «Деревья», «Растительный мир, грибы», «Природные явления», «Насекомые», «Птицы», «Животные жарких стран», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Животные Севера».

5 зона -  наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр: "Кто где живет?», "О животных", "О растениях», "Хочу все знать!", "Ассоциации", "Зоологическое лото",

Домино "На море, на суше", "Большие и маленькие", "Кто чем питается", "Как растет живое", "Кто как появился", "Что из чего сделано", "Времена года", "Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

6 зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: лук, салат, огурец, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету сказки "Репка". С детьми сделали бабочек, тучки и солнышко и украсили ими окно. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями их роста.

Индивидуальные карты для фиксации результатов опытов

Заключительным этапом любого опыта является подведение итогов и формулирование выводов. Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

1.Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объемные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2.Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

3.Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Чаще всего выводы мы делаем в словесной форме, но иногда избираем и другие способы. Я со своими воспитанниками практикую фиксирование результатов графически, т. е оформляем протокол, по которому дети формулируют выводы.

Работа с такими карточками проводится с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Дети по желанию выбирают рабочие листы, оборудование, которое им необходимо для проведения опытов и начинают работать.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области