Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока "Слова категории состояния"

урок-исследование открытия новых знаний

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок

Тема: «Категория состояния как часть речи»

(7 класс)

Учитель: Мартынова Марина Николаевна

Тип урока: Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления

Цели:

Материально-техническое обеспечение урока:

Ход урока:

I. Организационный  момент. Подготовка учащихся к работе.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно и немного волнительно вас всех видеть! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. И мы им очень рады.

Запишите число. Классная работа.

Проведен орфоэпическую минутку (задание 5 ВПР)

Запишите слова с доски, расставьте ударения.

Проверьте себя по Календарику-словарику

Домашнее задание ТАБЛИЦА

II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)

1. Рефлексия.

- Ребята, оцените своё настроение на начало урока:

Палец вверх, в сторону, вниз

-А что обозначают ваши движения? ( отлично, хорошо, плохо)

- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние человека)

- А как сегодня за окном? (пасмурно, холодно, солнечно)

- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние природы)

2. Определение темы и целей урока

-Я не случайно начинаю урок с этих слов, потому что тема нашего урока

«Категория состояния как часть речи»

- Это новая для нас часть речи или мы уже знакомы с ней?(новая)

- Тогда какова же будет цель нашего урока? (изучение категории состояния как части речи)

А какие части речи вы знаете? Таблица

А как вы их определяете? По морфологическим признакам.

Чтобы изучить часть речи, что мы должны о ней узнать?

Новая часть речи

III. Аналитическая работа

 1. Проблемная ситуация

- У каждого из вас на парте находится раздаточный запишите предложения по рядам, определите часть речи выделенных слов, член предложения.

Весело

Ясно

Просто

- Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Можете посовещаться.

Ответы:

- К какой же части речи относится третье слово? (Это не наречие и не краткое прилагательное).

2. Работа с таблицей

- Возвращаемся к нашим предложениям, кладём перед собой сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных ( часть таблицы заполнена ранее)

- Проверим, все ли признаки выделенных слов в первом и во втором примерах мы с вами определили?

-Записываем в верхнюю колонку новую часть речи «Категория состояния» и заполняем оставшиеся строки. Попробуйте эту работу сделать самостоятельно.

-Совместная проверка.

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какой части речи относится?

Существительное

местоимение

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Глаголы было, будет, станет

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

-Ребята, Слово КС является сказуемым в безличном предложении, это предложение без лица, т.е. действие происходит само по себе, ни от чего не зависит, нет подлежащего, его нельзя подставить.

Может сочетаться с глаголами было, будет, станет.

Попробуем изменить как стр 129 Мне, тебе, вам, нам….

5.Историческая справка.

Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.

-Обратите внимание, какой суффикс чаще всего присутствует у СКС? (суффикс - о)

-С какой частью речи роднятся СКС? ( с наречием)

4. Работа с учебником.

- Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.49, стр. 128 (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей) правило

V. Задания по теме урока

-Ребята, так что же обозначают слова КС? Цветы (работа в группе)

Задание 1

-Запишите предложения, определите значение слов категории состояния и их роль в предложении.(по рядам – по 2 предложения; с каждого ряда один человек работает у доски)

из упражнения 315

Проверка

Задание 2

Опережающие знания:

Мы подчёркиваем СКС темя чертами

Задание 3

А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет

б) признак предмета

в) состояние природы

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам

б) не изменяются

в) изменяются по падежам

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым

б) подлежащим

в) обстоятельством

г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке

б) Туманное утро бесшумно

в) В море за кормой бесшумно

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно

а) оценка действия

б) состояние человека

в) временное состояние

г) состояние природы

Взаимопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:

Оцените работу ОЦЕНКИ

VI. Итоги. Оценки.

Наш урок подходит к концу.

- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.

1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?

2.Что узнали?

3. Чему научились?

- Что называется словами категории состояния? Можно пользоваться таблицей

VII.Домашнее задание (на выбор)

VIII. Лирическое отступление

Закончить урок мне бы хотелось стихотворением, посвящённым категории состояния  Переделанная песня "Есть только миг" - муз. Зацепин А. - к/ф "Земля Санникова"

Призрачно всё в мире слов состояния.

Как? каково? - нет вопросов других.

Нужно иметь гончих псов обоняние,

чтобы не спутать с наречием их.

Разве что им не дано, как наречиям,

сутью своею к глаголу примкнуть,

определять прилагательных нечем им,

суффиксом - о - только могут блеснуть.

У этих слов роль солидных сказуемых -

тут с прилагательным кратким опять

их перепутать случайно рискуем мы,

если всех признаков точных не знать.

Даже порой у самих существительных

тает предметность, присущая им.

Если не лень, если будем мы бдительны,

мы состояние в них ощутим.

IX.Рефлексия.

Вернёмся к началу урока. Покажите теперь Ваше состояние.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области