Открытый урок
Тема: «Категория состояния как часть речи»
(7 класс)
Учитель: Мартынова Марина Николаевна
Тип урока: Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления
Цели:
Материально-техническое обеспечение урока:
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно и немного волнительно вас всех видеть! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. И мы им очень рады.
Запишите число. Классная работа.
Проведен орфоэпическую минутку (задание 5 ВПР)
Запишите слова с доски, расставьте ударения.
Проверьте себя по Календарику-словарику
Домашнее задание ТАБЛИЦА
II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)
1. Рефлексия.
- Ребята, оцените своё настроение на начало урока:
Палец вверх, в сторону, вниз
-А что обозначают ваши движения? ( отлично, хорошо, плохо)
- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние человека)
- А как сегодня за окном? (пасмурно, холодно, солнечно)
- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние природы)
2. Определение темы и целей урока
-Я не случайно начинаю урок с этих слов, потому что тема нашего урока
«Категория состояния как часть речи»
- Это новая для нас часть речи или мы уже знакомы с ней?(новая)
- Тогда какова же будет цель нашего урока? (изучение категории состояния как части речи)
А какие части речи вы знаете? Таблица
А как вы их определяете? По морфологическим признакам.
Чтобы изучить часть речи, что мы должны о ней узнать?
Новая часть речи
III. Аналитическая работа
1. Проблемная ситуация
- У каждого из вас на парте находится раздаточный запишите предложения по рядам, определите часть речи выделенных слов, член предложения.
Весело
Ясно
Просто
- Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Можете посовещаться.
Ответы:
- К какой же части речи относится третье слово? (Это не наречие и не краткое прилагательное).
2. Работа с таблицей
- Возвращаемся к нашим предложениям, кладём перед собой сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных ( часть таблицы заполнена ранее)
- Проверим, все ли признаки выделенных слов в первом и во втором примерах мы с вами определили?
-Записываем в верхнюю колонку новую часть речи «Категория состояния» и заполняем оставшиеся строки. Попробуйте эту работу сделать самостоятельно.
-Совместная проверка.
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какой части речи относится? | Существительное местоимение | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признак предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего Глаголы было, будет, станет |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | Не изменяется |
-Ребята, Слово КС является сказуемым в безличном предложении, это предложение без лица, т.е. действие происходит само по себе, ни от чего не зависит, нет подлежащего, его нельзя подставить.
Может сочетаться с глаголами было, будет, станет.
Попробуем изменить как стр 129 Мне, тебе, вам, нам….
5.Историческая справка.
Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.
-Обратите внимание, какой суффикс чаще всего присутствует у СКС? (суффикс - о)
-С какой частью речи роднятся СКС? ( с наречием)
4. Работа с учебником.
- Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.49, стр. 128 (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей) правило
V. Задания по теме урока
-Ребята, так что же обозначают слова КС? Цветы (работа в группе)
Задание 1
-Запишите предложения, определите значение слов категории состояния и их роль в предложении.(по рядам – по 2 предложения; с каждого ряда один человек работает у доски)
из упражнения 315
Проверка
Задание 2
Опережающие знания:
Мы подчёркиваем СКС темя чертами
Задание 3
А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке
б) Туманное утро бесшумно
в) В море за кормой бесшумно
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Взаимопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:
Оцените работу ОЦЕНКИ
VI. Итоги. Оценки.
Наш урок подходит к концу.
- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.
1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
2.Что узнали?
3. Чему научились?
- Что называется словами категории состояния? Можно пользоваться таблицей
VII.Домашнее задание (на выбор)
VIII. Лирическое отступление
Закончить урок мне бы хотелось стихотворением, посвящённым категории состояния Переделанная песня "Есть только миг" - муз. Зацепин А. - к/ф "Земля Санникова"
Призрачно всё в мире слов состояния.
Как? каково? - нет вопросов других.
Нужно иметь гончих псов обоняние,
чтобы не спутать с наречием их.
Разве что им не дано, как наречиям,
сутью своею к глаголу примкнуть,
определять прилагательных нечем им,
суффиксом - о - только могут блеснуть.
У этих слов роль солидных сказуемых -
тут с прилагательным кратким опять
их перепутать случайно рискуем мы,
если всех признаков точных не знать.
Даже порой у самих существительных
тает предметность, присущая им.
Если не лень, если будем мы бдительны,
мы состояние в них ощутим.
IX.Рефлексия.
Вернёмся к началу урока. Покажите теперь Ваше состояние.