Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обобщение опыта по теме «Веб-ресурсы как средство формирования познавательных УУД и общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».

Познакомить с веб-ресурсами, которые помогают формировать познавательные УУД и показать, как их можно использовать на уроках.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 города Коврова

Обобщение педагогического опыта

учителя английского языка

высшей квалификационной категории

Мамлевой Аллы Владимировны

по теме:

«Веб-ресурсы как средство формирования познавательных УУД и общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».

Ковров 2021

В Интернете все на расстоянии вытянутой руки.

Надо только знать, как вытянуть руку.

Януш Вишневский

Сведения об авторе:

Мамлева Алла Владимировна

Дата рождения: 02.01.1968 год.

Образование: ГГПИЯ им. Добролюбова, 1990г

Место работы: МБОУ СОШ№8 города Коврова

Должность: учитель английского языка, классный руководитель  5г  класса.

Педагогическая нагрузка: 44 часа.

Стаж педагогической работы: 32 года.

Стаж в данной должности: 32 года.

Награды: грамота Департамента образования администрации Владимирской области от 18 мая 2018 года

Условия возникновения и становления данного опыта

Повышение качества образования - одна из главных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Для меня хорошее качество образования – это не «хорошие» и «отличные» оценки, а умение ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать, что даст ему возможность добыть знания, умения и навыки, которые позволят ему найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей.

Невозможно достичь поставленной задачи без применения новых педагогических технологий, обеспечивающих творческую активность ученика, активизирующую его познавательную деятельность.

В условиях внедрения нового образовательного стандарта такими технологиями являются технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.

В процессе образовательния познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как через неё осуществляется усвоение содержания обучения. С одной стороны, у каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Но с другой стороны, все знают, как трудно бывает заставить ребенка делать уроки.

Наиболее остро эта проблема встает при обучении детей подросткового возраста, когда у них ослабевает интерес к учебе, снижается работоспособность, и как результат, качество знаний ухудшается. Между тем именно в этот период закладывается фундамент знаний, полезных и необходимых для жизни.

Пытаясь решить задачу, как сделать так, чтобы познавательная активность ребенка была связанна с учебной деятельностью, я пришла к выводу, что надо отталкиваться от интересов самих детей. А что интересует современного ребенка? Ответ однозначный – это компьютер и смартфон. Особенно это актуально для детей, проживающих в закрытом микрорайоне «Заря», где интернет единственное развлечение детей.

Дети не воспринимают игры на компьютере как занятия. Это связано с тем, что ребенок относится к компьютеру как к игрушке. А какой же ребенок не любит играть? Попадая в компьютерную игру, он создает мир, похожий на реальный. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка. Но и предметы окружающего мира, такие как цифры и буквы, тоже могут ожить в компьтере . Компьютер делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания.

Мне осталось только найти и отобрать для своей работы те веб-ресурсы, которые бы помогали развивать у детей такие важнейшие операции мышления как анализ и синтез, обобщение и классификацию, построение логической цепи рассуждений и установление причинно-следственных связей, прогнозирование возможных ситуаций, освоение способов преодоления жизненных проблем т.е. все то, что современный образовательный стандарт называет универсальные учебные действия.

Прежде чем работать над темой обобщения опыта я решила провести диагностику сформировнности познавательных УУД у учащихся 7г, 7б и 7в (контрольная группа) классов. Результаты обследования меня поразили. Оказалось, что учащиеся, у которых качество и степень обученности ниже, показали более высокий уровень сформированности познавательных УУД и наоборот. Проанализировав данные результаты, я пришла к выводу, что для повышения качества образования надо одновременно повышать уровень сформированности как познавательных, так и регулятивных УУД. Поэтому при отборе веб-ресурсов я обращала внимание на то, чтобы они формировали оба УУД.

Актуальность и перспективность опыта

Почему именно сейчас во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института?

Ответ на этот вопрос очевиден. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Веб-ресурсы являются идеальным средством формирования УУД на уроках английского языка.

Педагогическая идея

Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Данный опыт является актуальным с точки зрения конкретных задач, стоящих перед современным образованием, вообще и перед нашей школой в частности.

Цель педагогического опыта: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через использование веб-ресурсов.

Гипотеза – применение веб-ресурсов на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к изучению английского языка. В результате, возможно повышение качества и степени обученности учащихся.

Объект  реализации педагогической идеи: процесс обучения английскому языку учащихся с использованием веб-ресурсов.

Предмет исследования в ходе становления педагогического опыта: веб-ресурсы, как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа учащихся, имеющих высокую степень обученности английскому языку.

Новизна опыта состоит в разработке и накоплении учебных занятий с использованием веб-ресурсов по разным темам.

Длительность работы над опытом: Разработка опыта продолжалась три года, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся. Оно предусматривало три этапа.

На первом этапе (2017-2018 гг.) осуществлялся анализ интернет ресурсов и методической литературы по этой проблеме, диагностика уровня мотивации учащихся и уровня сформированности УУД.

На втором этапе (2018-2019 гг.) осуществлялась разработка уроков с использованием данных интернет ресурсов.

На третьем этапе (2019-2020 гг.) проводился анализ практической реализации данных уроков и повторная диагностика учащихся.

Теоретической базой наработанного опыта являются

- опыт внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, которым активно занимаются такие исследователи как Полат Е.С., Цветкова Л.А., которые считают, что интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

•активизировать мыслительные способности учащихся,

•привлекать к работе пассивных учеников,

•делать занятия более наглядными,

•обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами,

•приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,

•обеспечивать моментальную обратную связь,

•повышать интенсивность учебного процесса,

•обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур,

•формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи,

•расширять словарный запас,

•реализовать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,

•формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность и др.

- системно-деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся, главная цель которого состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Технология опыта.

В 2015-2016 учебном году мне предложили классное руководство в 6г классе. Класс был небольшой, всего семь человек. Но сложность работы в данном классе заключалась в том, что каждый учащийся был отдельной личностью, которая не хотела принимать во внимание интересы других членов классного коллектива. По сути коллектива в данном классе как раз и не было, поэтому я поставила перед собой задачу его создать. А что сплачивает коллектив? Конечно общее дело. Поэтому, когда администрация школы предложила мне поучаствовать в международном сетевом проекте, я согласилась. Именно во время участия в проекте я впервые познакомилась с некоторыми веб-ресурсами и обратила внимание, с каким интересом учащиеся создают различные «продукты» используя данные веб-ресурсы. Еще один факт, на который я обратила внимание то, что полученная во время работы над проектом информация лучше усвоилась чем, если бы ту же самую информацию давали на уроке.

По окончании проекта я попробовала применить уже знакомые мне веб-ресурсы для работы над иноязычной речью. Апробацию использования интернет ресурсов на уроках иностранного языка я решила провести на параллели 7х классов: 7г – учащиеся уже участвовали в сетевом проекте и имеют опыт работы с интернет ресурсами, 7б, 7в – учащиеся не имеют опыта работы с веб-ресурсами.Дляполучения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и уровня мотивации учащихся данных классов я провела мониторинг. Уровень мотивации учащихся я проверила с помощью методики изучения мотивации учения учащихся 7-го класса Калинина Н. В., Лукьянова М. И, уровнь сформированности познавательных УУД с помощью методики «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т. Фотековой и регулятивных УУД - методики «Интеллектуальная лабильность» Н.С.Костромина. После получения результатов мониторинга я решила, что я буду давать задания с использованием интернет ресурсов в 7г и 7в классах, а учащиеся 7б класса будут контрольной группой, где урок будет вестись в традиционной форме.

Работая поУМК Биболетовой М.З. я заметила, что многие задания сформулированы так, что при их выполнении можно использовать известные мне интернет ресурсы. Начала я с заданий на пересказ текста по ключевым словам, где ключевыми словами являются даты, так как даты хорошо выстраиваются в ленту времени. Идеальный инструмент для создания интерактивной ленты времени timetoast.com хорошо помогает при работе над смысловым чтением. Получая задание создать ленту времени, учащиеся должны сначала прочитать текст уточнить по словарю непонятные слова, выделить главные мысли каждого абзаца, выделить ключевые слова, подобрать сюжетные картинки, иллюстрирующие текст и только потом создать ленту времени. Если ребенок создал дома ленту времени, то с опорой на нее он легко перескажет текст в классе.Ленты времени можно использовать не только в упражнениях на говорение с опорой, а также при комментировании учебных материалов проблемного характера, комментировании и обсуждении фотографий, событий, представленных на ленте и т.д. Технология лент времени облегчает запоминание материала для «визуалов», так как все события представлены на ленте наглядно. Список учебных тем, при изучении которых можно использовать ленты времени бесконечен, от истории искусств, музыки, науки, транспорта, географических открытий, литературы до жизнеописания какой-либо известной или исторической личности. Так в 7 классе я использовала ленту времени при работе над текстом «Means of communication», «Andrei Sakharov», «Winston Churchill», «The Olympic Games».

Еще одним инструментом, который помогает при работе над смысловым чтением, является ментальная карта, созданная с помощью интернет ресурса spiderscribe.net. Ментальные карты можно использовать не только для лучшего удержания в памяти информации о содержании текста, но и для анализа информации с целью выделить общее и различное, для конспектирования информации, для планирования своей деятельности.

В 7 классе я использовала ментальную карту при работе над темой «Education in Russia and the UK» и текстом «Vitamins».

Впоследствии я с учащимися участвовала еще в трех сетевых проектах , которые помогли мне пополнить запас веб-ресурсов.

Полный список веб-ресурсов, и как их можно использовать на уроках иностранного языка, можно посмотреть в приложении 1.

Результативность опыта.

Для подтверждения результативности опыта сравним степень обученности учащихся 7г, 7в и контрольной группы 7б класса.

Учебный год

Качество обученности учащихся

класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

2019-1020

50

62,5

62,5

75

62,5

55

61

66

66

66

40

27

33

27

33

Сравнения качества знаний показали, что дети значительно лучше усваивали материал, представленный с помощью ИКТ технологий.

Так же была проведена анкета для оценки общей школьной мотивации Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Ее результаты показали, что на основе поднятия познавательной активности на уроках английского языка поднялся уровень школьной мотивации учащихся.

Список использованных источников.

https://studopedia.ru/13_129533_primeri-elektronnih-obrazovatelnih-resursov.html

https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-primeneniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-formirovaniya-leksicheskih-navykov-na-urokah-inostrannogo-yazyka

ttp://www.spiderscribe.net/

http://en.linoit.com

http://edu.glogster.com

http://www.playcast.ru

http://www.flash-gear.com

http://www.spiderscribe.net/

Сервис для создания ментальных карт.

С помощью возможностей данного сервиса можно не только представить наглядно различные идеи, версии, мысли участников, но и проиллюстрировать их. Интерфейс на английском языке. После несложной регистрации на сервисе в центре доступна область для работы. Слева находятся значки с различными необходимыми функциями. Справа – окно, которое позволяет изменять вид карты. Хорошо просматривается общий вид работы для ее корректировки. Можно ввести текст, добавленный элемент, ссылки, изображения. При написании текста возможно использование разнообразных видов шрифта, цвета, размера. Каждый элемент легко передвигается, соединяется линиями, которые в свою очередь по необходимости можно изменить. Файлы можно загрузить с компьютера. Права предоставляются на просмотр, а также на редактирование. Можно поделиться или создавать ее вместе с учениками во время урока. Можно возвращаться к своим картам и редактировать их.

Ментальные карты можно использовать для лучшего удержания в памяти информации о содержании текста, анализа информации для лучшего понимания, для конспектирования информации, для планирования своей деятельности.

http://www.timetoast.com

Сервис для размещения мультимедийного материала в виде ленты времени. Технология лент времени облегчает запоминание материала для «визуалов», так как все события представлены на ленте наглядно.

Применение  широкого  выбора учебных тем. От истории искусств, музыки, науки, транспорта, географических открытий, литературы до жизнеописания какой-либо известной или исторической личности. При изучении иностранного языка список тем может быть бесконечен. Отражение основных фактов, событий, которые произошли в каждый период времени. Отметки дополняются иллюстрациями и подробным текстовым описанием. Фиксация информации, анализ и упорядочивание информации. Отражение учебного материала в четкой хронологической последовательности.

Лента является интерактивной, с ней можно работать на интерактивной доске. (Демонстрация наглядного учебного материала для большей аудитории). Возможность в режиме online внести коррективы в ленту или дополнения.

Можно использовать в упражнениях на говорение с использованием опор на тексты, при комментировании учебных материалов проблемного характера, комментировании и обсуждении фотографий, событий, представленных на ленте и т.д.

http://en.linoit.com

Бесплатный сервис для создания интерактивного плаката, может использоваться как виртуальная он-лайн доска совместного использования.

Предоставляет огромные возможности для совместной (коллективной) работы учащихся, как в школе, так и вне стен учебного кабинета. Сервис позволяет размещать стикеры с необходимыми записями, картинки (фотографии), видео, ссылки на файлы различных форматов. Преимуществами данного сервиса является возможность разместить весь учебный материал урока на одном холсте.

http://edu.glogster.com

Cервис для создания интерактивного плаката. C помощью данного сервиса можно разместить весь учебный материал урока на одном холсте. Хорошо использовать для размещения материала «Перевернутого урока» или создания интерактивных игр.

Ссылки на игры: https://edu.glogster.com/glog/3-4/22wvpk80v0e

https://edu.glogster.com/glog/5-6/2b30eqwf1cg

https://edu.glogster.com/glog/1-2/268e8n4vu06

https://edu.glogster.com/glog/8-9/2650tt0s2v0

Ссылка на перевернутый класс:https://edu.glogster.com/glog/special-questions/2lf36mar0n3

https://edu.glogster.com/glog/3/2199pcq67ew

https://edu.glogster.com/glog/40159302/215x0rklvbe

http://www.playcast.ru

Плейкаст — оригинальный способ выразить себя в интернете, поделиться своими мыслями и настроением, сделать подарок своими руками, поздравить друзей.

Соедините в единое творение стихи, фотографию, музыку — и получите свой уникальный маленький шедевр - оригинальную открытку. Данный ресурс можно использовать для работы над аудированием текстов песен, текстами стихотворений и написанием открыток.

http://www.flash-gear.com

Сервис для создания пазлов. Хорошо использовать для работы над достопримечательностями. Напрмер, даешь учащимся ссылки на пазлы. Они их дома должны собрать и узнать, что это за достопримечательности. Или пазлы можно использовать для проверки домашнего задания. Дома учащиеся читают текст , например, о чудесах природы, а в классе учитель дает им задание собрать пазл и определить, что это за чудо природы.

Технологическая карта учебной ситуации с использованием ленты времени.

В рамках урока по теме «Средства связи», была создана учебная ситуация, сущность которой состоит в том, что учащиеся пересказывают текст об истории развития средств связи с опорой на ленту времени, которую учащиеся создают дома на основе информации из текста упражнения 64 страница 22 учебника «Enjoy English» Биболетовой 7 класс.

а) частичная цель, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;

Развитие навыков монологической речи по теме «Средства связи».

б) содержание (задание):

Действие: 1.читают текст

2. уточняют по словарю непонятные слова

3. выделяют главные мысли каждого абзаца

4. выделяют ключевые слова

5. подбирают сюжетные картинки, иллюстрирующие текст

6. создают ленту времени в веб-ресурсе timetoast.com

7. восстанавливают рассказ с опорой на ленту времени

Способы действия: определить основную мысль, определить ключевые слова, создать ленту времени

в) методы работы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый

г) время в классе: 1,5-2 минуты, время дома: неограниченно

д) место работы: учебный кабинет, дом

е) способы проверки результатов: монолог

Ссылка на ленту https://www.timetoast.com/timelines/means-of-comunication

Какие УУД развиваются:

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций

Отбирают информацию, полученную из текста учебника

Планируют свою деятельности при работе с незнакомым текстом и создании ленты времени.

Анализируют и перерабатывают информацию, преобразовывают её в графическую форму (ленту времени)

Передают содержание текста в сжатом виде

Технологическая карта учебной ситуации с использованием ментальной карты.

В рамках урока по теме «Образование», была создана учебная ситуация, сущность которой состоит в том, что учащиеся сравнивают (находят общие черты и различия) в системах образования в России и Великобритании с опорой на ментальную карту, созданную учителем в веб-сервисе spiderscribe.net .

а) частичная цель, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;

Развитие навыков монологической речи по теме «Образование».

б) содержание (задание):

Действие: 1.делятся на две группы

2. повторяют правила работы в группе

3. изучают ментальную карту

4. одна группа находит общее, другая – различия в системах образования России и Великобритании

5. озвучивают аргументы сначала внутри группы, а затем для всего класса

Способы действия: проанализировать ментальную карту, озвучить аргументы

в) методы работы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый

г) время: 7 минут

д) место работы: учебный кабинет

е) способы проверки результатов: монолог

Ссылка на ментальную карту http://sch549.ru/wiki/lib/exe/fetch.php/intel:redbricks:2015-2016:education.png

Какие УУД развиваются:

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Анализируют информацию ментальной карты с целью выделения общих и различных признаков

Планируют свою деятельности при работе с ментальной картой в группе

Оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций

Познавательные УУД

Методика «Определение уровня развития словесно-логического мышления» (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова)

Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Краткое описание: форма проведения- групповая. Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Возможность воспроизведения: материалы находятся в широком доступе.

1 субтест

Инструкция: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

2 субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

3 субтест

Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

4 субтест

Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

Процедура обработки

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ). ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация: Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области