Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39
муниципального образования Усть-Лабинский район
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) среднего возраста по лексической теме «Фрукты»
«Путешествие в сад»
Учитель - логопед: Захарченко Е..А.
х. Братский 2022 год
Тема «Фрукты»
Цели:
коррекционно-образовательные:
• активизировать и расширять словарь детей по лексической теме «Фрукты»;
• работать над звуковой стороной речи;
• учить употреблять конструкцию Творительного падежа во фразовой речи;
коррекционно-развивающие:
•
• закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
• согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.
• развивать общую и мелкую моторику; речевое дыхание; внимание, мышление и память;
• учить правильной артикуляции
коррекционно-воспитательные:
• воспитывать усидчивость, интерес к занятию; доброжелательное отношение друг к другу;
• воспитывать в детях доброе отношение, чувство взаимопомощи.
Задачи:
1. Учить образовывать от существительных прилагательные.
2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
3. Учить согласовывать числительные с существительными.
4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация, карточки, детский стол и стулья, заяц Хвостик, корзина с фруктами , фрукты, корзина, дерево с фруктами, , корзина .наполненная гречкой, муляжи фруктов, карточки с изображением фруктов, муляжи фруктов на ниточках, , индивидуальное зеркало на каждого ребенка, , мяч.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот»
Ход занятия:
Логопед приглашает детей в кабинет. Дети заходят в кабинет, здороваются, встают кругом.
В нашей группе яркое солнышко сияет!
Дети идут по кругу, держась за руки
Здесь ребята дружные, это каждый знает!
Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и слева
Логопед: Ребята, у вас сегодня какое настроение?
Поделитесь им друг с другом
Обнимаются.
Логопед: Ребята, какое время года?
Дети : Осень
Что происходит осенью
Перечисляют приметы осени
Да, осенью и в огороде , и в лесу, и в саду люди собирают урожай. Логопед: Сегодня, я предлагаю отправиться в сад.
Оглянитесь, здесь кто-то есть.
Кто это?
Дет :Заяц
Логопед: Да, это заяц Хвостик. Он всегда радуется, когда приходят дети в сад.
Он ничего не знает о фруктах, но хотел бы угостить ими вас. Достать их не просто, нужно выполнить различные задания. За каждое правильное задание в корзину будет добавлятся одно яблоко.
Что растет в саду?
Дети : Деревья.
И в нашем саду растет дерево. Оно так и называется чудо- дерево.
Ребята, как вы считаете почему чудесным оно называется?
Дети:Потому что на нем растут разные фрукты.
Логопед:Назовите ,какие фрукты на нем растут.
Дети:Апельсин, банан, слива,яблоко, груша, персик.
Под листиком на девеве была спрятана морковь.
Логопед открывает морковь .
Логопед:А теперь хочу проверить какие вы внимательные,
поиграть в игру «Четвертый лишний»
Назовите, что здесь лишнее.
Дети: Морковь.
Логопед:Почему?
Дети:Это овощ
Заяц восторженно кричит: «Молодцы»
Логопед кладет одно яблоко в корзину.
Логопед:Ребята , на Чудо-дереве растут фрукты, а какого размера бывают фрукты ?
Дети: Большие и маленькие.
Логопед: Сейчас предлагая вам поиграть в игру «Фрукты-малютки»
Я большая, а вы маленькие.
Логопед бросает ребенку мяч, ребенок мяч бросает назад и говорит образованное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
У меня яблоко, а у Вики яблочко.
У меня лимон, а у Алисы лимончик.
У меня апельсин, а у Миши апельсинчик.
Заяц кричит «Все верно»
Логопед кладет в корзину еще одно яблоко.
Логопед: Пришло время отдохнуть и я вас приглашаю за стол.
На столе разложены фрукты, дети садятся на то место, где лежит названный фрукт.
Миша садится там, где лежит груша.
Вика- где яблоко.
Алиса, где груша
Логопед:Ребята куда собирают фрукты?
Дети: В корзину.
Логопед ставит корзину на стол .
Логопед:Как только вы положите свой фрукт в корзину, скажите
«В корзине лежит …… и назовите свой фрукт
« В корзине лежит лимон»
Заяц радуется,кладет логопед заработанное яблоко.
Ребята, что можно приготовить из фруктов?
Дети:Салат, варенье, чипсы,сок, компот.
Вот и я вам предлагая сварить компот.
Пальчиковая гимнастика.
« Компот»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будем яблоки крошить,
( пальцем стучим по ладони)
Груши будем мы рубить,
(ребром ладони стучим по ладони)
Отожмем лимонный сок,
( сжимают кулачки)
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Угостим честной
(ладошки к верху)
Приглашает подойти детей к зеркалу
Артикуляционная гимнастика
«Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
Видим, растет яблонька, а на ней — наливные яблочки
(дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки»
ваши щечки круглые, как яблочки — надуть обе щеки)
Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: Дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» — имитация жевания
Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох — «Вкусное яблоко!»
Проговаривает каждый ребенок.
Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки:
Дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» — втянуть щечки — худышки
Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку
Дети выполняют упражнение «Спрячем сливу за щеку» — попеременно надувают то правую, то левую щеку.
Идут ребята дальше и увидели растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами
Упражнение «Круглая виноградинка» — вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.
Упражнение «Банан» — улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.
Логопед : Ребята, пока мы делали упражнения под нашим чудо деревом появилась корзинка..Давайте присядем на пол и ее рассмотрим на ней висят фрукты на ленточках.
Дети выбирают себе по фрукту.
Логопед:Давайте подуем на фрукты, сделаем ветерок, чтобы фрукты в нашем саду закачались
Дыхательная гимнастика.
В корзине насыпана гречка в ней спрятаны муляжи фруктов
Дети находят и достают по фрукту и играют в игру
Игра «Загадки-описания»
Лимон - маленький, желтый, овальный, сочный, кислый…
Яблоко - большое, круглое, красное, сочное, сладкое… )
Банан -, овальный вытянутый, жёлтый, сладкий
Груша - большая, треугольная, сочная, сладкая
Игровое упражнение «Повтори чистоговорки».
Воспитание звуковой культуры речи.
Ко – ко – ко – спелое яблоко;
Ва – ва – ва – на тарелке слива;
Ша – ша – ша – желтая груша;
Мон – мон – мон – очень кислый лимон;
Ан – ан – ан – я люблю банан и т. д.
Заяц радуется , кричит « Отлично»
В корзину кладут яблоко.
Логопед:Ребята в нашем саду осыпалось много яблок, посмотрите каких цветов эти яблоки?
Дети:Желтый, красный,зеленый.
Соберем яблоки в 3 разные корзины по цветам.
Дети под музыку собирают цветные шары в корзины
Логопед вручает детям подарок от зайца корзину с яблоками
Итог занятия
Рефлексия
Где мы мы побывали?
Что вам понравилось?
Что вызвало у вас трудности?
С кем вы поделитесь своими впечатлениями дома из ваших знакомых?