МБОУ «Каменская СОШ»-
структурное подразделение Мещеряковский детский сад
Методическая разработка
«Лэпбук «Мынам дуно шаере» - дидактическое пособие для обучения детей по этнокультурному образованию»
Выполнила:
Камашева Татьяна Петровна
воспитатель, 1 квалиф.категория
Мещеряки, 2020 г
Содержание
1. Введение
1.1 История возникновения лэпбука
1.2 Актуальность
2. Система работы по обучению патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цели и задачи
2.2 Принципы
2.3 Методы и приемы
2.4 Краткое описание лэпбука
2.5 Анализ результативности
2.6 Вывод
3. Интернет-ресурсы
4. Приложения
Введение
1.1 История возникновения лэпбука.
«Лэпбукинг» - американская технология, впервые термин появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006 году, автором стала мама и писателель из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, их обобщения и систематизации. Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно. Семейное обучение в США и Европейских странах весьма распространено, и есть целые сообщества мам, которые применяют лэпбуки для воспитания, обучения и развития на дому.
А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это интересно!". Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1) целеполагание (выбор темы);
2) разработка лэпбука (составление плана);
3) выполнение (практическая часть);
4) подведение итогов.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме, это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели в течении которой обучающийся закрепит и систематизирует изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, предусмотренные основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию, а также формой представления итогов проекта или тематической недели. Кроме того, лэпбук - позволяет привлечь родителей к совместному сотрудничеству в образовательном процессе.
Методическая разработка «Лэпбук» как современное средство познавательного и творческого развития дошкольников.
1.2 Актуальность.
Важным направлением в работе с детьми является воспитание патриотизма, формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников начинается с любви к своей семье, родному краю, природе.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденный материал. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания).
Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
-быстрое запоминание материала по теме;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
2. Система работы по обучению патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цели и задачи
Цель: расширение представлений детей о малой Родине – Удмуртия; закрепление знаний по данной теме в игровой форме; приобщение к истории, традициям и культуре родного края; воспитание любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
- систематизировать знания детей о символике Удмуртии;
- дать воспитанникам представление о традиционных национальных блюдах удмуртского народа;
-познакомить детей с достопримечательностями городов Удмуртии;
-расширять знания детей о республике Удмуртии, её городах и посёлках;
-закрепить названия рыб, грибов, лекарственных трав на удмуртском языке;
-развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь;
- воспитывать умение видеть красоту родного края и беречь её;
- воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине;
-воспитывать у детей уважение к традициям удмуртского народа.
2.2 Принципы обучения:
2.3 Методы, используемые на занятиях по:
2.4 Краткое описание
Лэпбук «Мынам дуно шаере» представляет собой тематическую интерактивную папку-раскладушку из фетра. Состоит из 9 дидактических игр по теме лэпбука.
1.Дидактическая игра «Назови блюда удмуртской кухни»
Цель:
дать воспитанникам представление о традиционных национальных блюдах удмуртского народа, продолжать знакомить детей с названиями блюд народов Удмуртии, способствовать развитию умения по внешнему виду различать национальные блюда, воспитывать у детей уважение к традициям удмуртского народа.
2. Дидактическая игра «Собери флаг и герб Удмуртии»
Цель:
систематизировать знания детей о символике Удмуртии, о символическом значении образов в ней; развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывать патриотические чувства: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей малой Родине; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
3. Дидактическая игра
«Разложи достопримечательности городов Удмуртии»
Цель:
познакомить детей с достопримечательностями городов Удмуртии (Сарапул, Ижевск, Можга, Воткинск, Глазов); закрепить названия городов Удмуртской Республики; систематизировать знания детей о достопримечательностях городов Удмуртии; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. Развивать внимание, память, мышление.
4. Дидактическая игра
«Угадай грибы и лекарственные
растения»
Цель:
познакомить детей с грибами и лекарственными растениями, растущими в лесах Удмуртии; закрепить их названия на удмуртском языке и внешний вид; учить определять грибы и растения лекарственные по внешнему виду и по описанию; учить детей делить грибы на группы ядовитые и съёдобные; развивать внимание, память, воображение.
5. Загадки на удмуртском языке
Цель:
продолжать знакомить детей с удмуртскими загадками; продолжать учить отгадывать загадки на удмуртском языке; развивать способность к анализу, обобщению, формировать к умению самостоятельно делать выводы, умозаключения; способствовать активному развитию речи детей.
6. Раскраска «Национальная одежда удмуртов, русских и татар»
Цель:
учить отражать характерные особенности оформления одежды удмуртским, русских и татарских орнаментом; учить детей изображать элементы удмуртского, русского, татарского орнамента и соединять их в единую композицию; воспитывать интерес к удмуртской культуре, толерантное отношение к людям разных национальностей.
7. Игра «Путешествие по карте Удмуртии»
Цель:
расширять знания детей о республике Удмуртии, её городах и посёлках; обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать связную речь; развивать память, внимание; воспитывать любовь к родному краю.
8. Игра «Подбери одежду для Италмас»
Цель:
способствовать формированию представлений детей о национальной одежде удмуртского народа; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; формировать способности у воспитанников находить сходство и отличие национального костюма от современной одеждой; приобщать детей к национальной культуре через знакомства с народными костюмами.
9. Дидактическая игра «Помоги Лопшо Педуню»
Цель:
закреплять названия животных и рыб на удмуртском языке; упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов; совершенствовать умение соотносить среду обитания животных, рыб; учить описывать по наиболее типичным признакам; воспитывать бережное отношение к животным и к рыбам.
2.5 Анализ результативности.
1.Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2.Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3.Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию –хорошая подготовка к обучению в школе.
4.«Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей –кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям –задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
5.Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
2.6 Выводы
Результаты наблюдения моего педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используем с детьми в повседневной жизни.
Таким образом, я увидела, что Лэпбук-технология актуальна и очень эффективна. В использовании данной технологии происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
https://www.maam.ru
Приложения