Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ .
Тема: «Путешествие в сказочной стране».
Цель: Создать условия для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, записка от лисы, письмо от колобка, волшебная палочка, колобок, лиса, рукавичка.
Предварительная работа: чтение сказок, применение в работе элементов ТРИЗ технологии.
Ход образовательной деятельности:
Дети под волшебную музыку входят в зал, где их встречает педагог в костюме сказочной феи.
Фея: Здравствуйте дети ! Я – Фея сказочной страны. Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, в страну сказок. В моей стране много гостей.
Фея: На гостей вы посмотрите
Поздоровайтесь,улыбнитесь,
И в подарок им пошлите
Поцелуй воздушный!
Фея: Сейчас я превращу вас , в моих друзей- маленьких волшебников
Вот волшебный сундучок,
В сундучке есть колпачок,
Колпачки вы доставайте, на головки надевайте,
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Вот волшебник, посмотри (дети надевают колпачки).
Фея: У меня сегодня такое чудесное настроение, а у вас? Хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное. Давайте расскажем нашим гостям о себе. Какие вы.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Дети:
А вы грустные ребята? Мы веселые ребята!
Вы ленивые ребята? Мы трудолюбивые!
Вы драчливые ребята? Мы дружные!
Вы злые? Мы добрые!
Вы слабые? Мы сильные!
Вы трусливые? Мы смелые!
Я очень рада, что вы у меня такие замечательные.
Фея: Сегодня вы узнаете, как трудно быть волшебником.
Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.
(воспитатель открывает конверт и читает письмо)
Проблемная ситуация
«Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».
Воспитатель: Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?
Дети: ответы
2.Мотивация
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).
(метод «Мозговой штурм»)
- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- Кто потерял в лесу рукавичку?
- Кого выгнала лиса из домика?
Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Давайте закроем глаза, вы потихоньку покружитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова:
- И раз, и два, и три, и восемь
- В сказку всех мы переносим.
- Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.
Воспитатель: А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше. Лиса нам оставила клубочек с запиской, давайте прочитаем: «Чтобы клубочек повел вас дальше по сказочной стране, вы должны открыть волшебный сундучок».
Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит (воспитатель заглядывает в сундучок). Здесь лежат предметы из сказок (достает Колобка).
Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это рукавичка.
(воспитатель достает из корзинки рукавичку)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку.
(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы.
Дидактическое упражнение: «Починим мостик»
(Идем дальше, звучит музыка «Журчание ручейка»)
Фея: Слышите, это журчит ручеек, как же нам перебраться на другую сторону, ведь мостик поломан?
Волшебники: Надо мостик отремонтировать.
(На полу лежат геометрические фигуры, Фея вместе с детьми подбирает геометрические фигуры для ремонта моста)
Какой красивый получился мостик, пройдем по мостику друг за другом.
Ребята, а вот и следующее задание для вас.
С помощью вопросов попробуйте отгадать, кому сегодня нужно помочь (На доске находится спрятанная картинка мокрого медвежонка).
Игра «Да – нет - ка».
Дети задают вопросы, воспитатель может отвечать на вопросы только да или нет, постепенно дети отгадывают, кто изображён на картинке, воспитатель переворачивает картинку, дети видят маленького, мокрого медвежонка.
Воспитатель: Посмотрите на медвежонка, что вы можете сказать о нём?
Дети: Медвежонок маленький, коричневый, бурый, испуганный, лохматый, мокрый…
Воспитатель: А как вы думаете, почему он мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь…
(обсуждение с детьми противоречий в погоде, игра - «Хорошо-плохо»)
Воспитатель: Что хорошего в дожде?
Дети: Всё растёт, свежий воздух после дождя…
Воспитатель: Что плохого в дожде?
Дети: Можно заболеть, промокнуть…
Воспитатель: Как же помочь нашему медвежонку высохнуть?
Дети: Вытереть полотенцем, обсушить феном, положить на солнышко…
Путаница. «Времена года»
Материал: игрушка – Медведь, мольберт, на мольберте картинка «Зима» с искажениями (зеленое дерево, роликовые коньки.)
(Дети и Фея подходят к мольберту)
Фея: Дети, какие времена года вы знаете? Медвежонку подарили календарь, но вот Мишка смотрит в него и понять не может, какое время года сейчас, что ему делать? Как помочь медведю?
Дети: Убрать зеленое дерево.
Фея: Почему надо убрать зеленое дерево?
Дети: Зеленые деревья бывают летом, а зимой нет.
Фея: А, что еще не подходит? Может снеговик?
Дети: Роликовые коньки.
Фея: Да? А что на коньках нельзя кататься зимой?
(дети постепенно убирают то, что не относится к зиме, Фея уточняет у детей, почему они убрали тот или иной элемент, подвергает сомнению ответы детей, дети доказывают свою правоту)
Фея: Ребята, а сейчас лисичка с вами хочет поиграть.
ФИЗМИНУТКА
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)
Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)
- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее задание Лисы.
Лиса вам приготовила загадки, вы будете отвечать, как называется сказка, а затем, я вам буду показывать картинку.
1.Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то!
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти,
Маленькие дети?
Дети: Семеро козлят.
Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»
Воспитатель показывает картинки с изображением этой сказки.
- Кто же всех козляток съел?
- Слушайте внимательно и отгадывайте, о какой сказке говорится в этой загадке?
2. В чистом поле вырос дом,
Кто-кто проживает в нем.
Видим мышка в нем, норушка,
Да Лягушка в нем, квакушка.
Дом не низок не высок,
Как зовется?.
Дети: Теремок
Воспитатель: Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»
А вот в этой сказке были такие зверюшки: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Кто развалил теремок? (медведь)
3.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Но почему всё же с Иванушкой случилась беда?
Следующая загадка:
4.Он в сказочке живет,
он не ёжик и не кот,
из муки он был печен,
на сметане был мешен.
На окошке он студился,
по дорожке он катился.
- Как называется сказка?
Кого встречал на своем пути колобок?
(Колобок благодарит детей за помощь).
Фея: Ребята, колобок вам говорит спасибо за то, что вы помогли ему вернуться в свою сказку и я вам тоже говорю спасибо. Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы колобок снова оказался в своей сказке! Но нам пора возвращаться в детский сад.
Вот волшебный сундучок,
В него положим колпачок.
Колпачки вы все снимайте
И в детишек превращайтесь.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Вот детишки, посмотри.
Фея: Ребята, вам понравилось сказочное путешествие? (ответы)
- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такой значок (МОЛОДЕЦ)
Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.
3.ИТОГ:
- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)
- Кто запутал все дорожки? (Лиса)
- Назовите сказки, которые вы вспомнили?
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Office_Word1.docx>