Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ

Цель Создать условия для решения доступных познавательных задач посредством игровых приемов и элементов методики ТРИЗ метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок. Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам. Задачи Образовательные 1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев. 2. Формировать умение решать логические задания активизировать словарный запас детей. 3. Формировать коммуникативные навыки диалогическую речь через совместное обсуждение правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь. Развивающие 1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. 2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники. Воспитательные 1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ .

Тема: «Путешествие в сказочной стране».

Цель: Создать условия для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, записка от лисы, письмо от колобка, волшебная палочка, колобок, лиса, рукавичка.

Предварительная работа: чтение сказок, применение в работе элементов ТРИЗ технологии.

Ход образовательной деятельности:

Дети под волшебную музыку входят в зал, где их встречает педагог в костюме сказочной феи.

Фея: Здравствуйте дети ! Я – Фея сказочной страны. Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, в страну сказок. В моей стране много гостей.

Фея: На гостей вы посмотрите

Поздоровайтесь,улыбнитесь,

И в подарок им пошлите

Поцелуй воздушный!

Фея: Сейчас я превращу вас , в моих друзей- маленьких волшебников

Вот волшебный сундучок,

В сундучке есть колпачок,

Колпачки вы доставайте, на головки надевайте,

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Вот волшебник, посмотри (дети надевают колпачки).

Фея: У меня сегодня такое чудесное настроение, а у вас? Хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное. Давайте расскажем нашим гостям о себе. Какие вы.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Дети:

А вы грустные ребята? Мы веселые ребята!

Вы ленивые ребята? Мы трудолюбивые!

Вы драчливые ребята? Мы дружные!

Вы злые? Мы добрые!

Вы слабые? Мы сильные!

Вы трусливые? Мы смелые!

Я очень рада, что вы у меня такие замечательные.

Фея: Сегодня вы узнаете, как трудно быть волшебником.

Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.

(воспитатель открывает конверт и читает письмо)

Проблемная ситуация

«Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

Воспитатель: Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?

Дети: ответы

2.Мотивация

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).

(метод «Мозговой штурм»)

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Кто потерял в лесу рукавичку?

- Кого выгнала лиса из домика?

Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Давайте закроем глаза, вы потихоньку покружитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова:

- И раз, и два, и три, и восемь

- В сказку всех мы переносим.

- Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.

Воспитатель: А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше. Лиса нам оставила клубочек с запиской, давайте прочитаем: «Чтобы клубочек повел вас дальше по сказочной стране, вы должны открыть волшебный сундучок».

Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит (воспитатель заглядывает в сундучок). Здесь лежат предметы из сказок (достает Колобка).

Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?

Воспитатель: Правильно, это рукавичка.

(воспитатель достает из корзинки рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)

- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку.

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка во лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы.

Дидактическое упражнение: «Починим мостик»

(Идем дальше, звучит музыка «Журчание ручейка»)

Фея: Слышите, это журчит ручеек, как же нам перебраться на другую сторону, ведь мостик поломан?

Волшебники: Надо мостик отремонтировать.

(На полу лежат геометрические фигуры, Фея вместе с детьми подбирает геометрические фигуры для ремонта моста)

Какой красивый получился мостик, пройдем по мостику друг за другом.

Ребята, а вот и следующее задание для вас.

С помощью вопросов попробуйте отгадать, кому сегодня нужно помочь (На доске находится спрятанная картинка мокрого медвежонка).

Игра «Да – нет - ка».

Дети задают вопросы, воспитатель может отвечать на вопросы только да или нет, постепенно дети отгадывают, кто изображён на картинке, воспитатель переворачивает картинку, дети видят маленького, мокрого медвежонка.

Воспитатель: Посмотрите на медвежонка, что вы можете сказать о нём?

Дети: Медвежонок маленький, коричневый, бурый, испуганный, лохматый, мокрый…

Воспитатель: А как вы думаете, почему он мокрый?

Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь…

(обсуждение с детьми противоречий в погоде, игра - «Хорошо-плохо»)

Воспитатель: Что хорошего в дожде?

Дети: Всё растёт, свежий воздух после дождя…

Воспитатель: Что плохого в дожде?

Дети: Можно заболеть, промокнуть…

Воспитатель: Как же помочь нашему медвежонку высохнуть?

Дети: Вытереть полотенцем, обсушить феном, положить на солнышко…

Путаница. «Времена года»

Материал: игрушка – Медведь, мольберт, на мольберте картинка «Зима» с искажениями (зеленое дерево, роликовые коньки.)

(Дети и Фея подходят к мольберту)

Фея: Дети, какие времена года вы знаете? Медвежонку подарили календарь, но вот Мишка смотрит в него и понять не может, какое время года сейчас, что ему делать? Как помочь медведю?

Дети: Убрать зеленое дерево.

Фея: Почему надо убрать зеленое дерево?

Дети: Зеленые деревья бывают летом, а зимой нет.

Фея: А, что еще не подходит? Может снеговик?

Дети: Роликовые коньки.

Фея: Да? А что на коньках нельзя кататься зимой?

(дети постепенно убирают то, что не относится к зиме, Фея уточняет у детей, почему они убрали тот или иной элемент, подвергает сомнению ответы детей, дети доказывают свою правоту)

Фея: Ребята, а сейчас лисичка с вами хочет поиграть.

ФИЗМИНУТКА

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)

- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее задание Лисы.

Лиса вам приготовила загадки, вы будете отвечать, как называется сказка, а затем, я вам буду показывать картинку.

1.Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Маленькие дети?

Дети: Семеро козлят.

Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»

Воспитатель показывает картинки с изображением этой сказки.

- Кто же всех козляток съел?

- Слушайте внимательно и отгадывайте, о какой сказке говорится в этой загадке?

2. В чистом поле вырос дом,

Кто-кто проживает в нем.

Видим мышка в нем, норушка,

Да Лягушка в нем, квакушка.

Дом не низок не высок,

Как зовется?.

Дети: Теремок

Воспитатель: Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»

А вот в этой сказке были такие зверюшки: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Кто развалил теремок? (медведь)

3.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Но почему всё же с Иванушкой случилась беда?

Следующая загадка:

4.Он в сказочке живет,

он не ёжик и не кот,

из муки он был печен,

на сметане был мешен.

На окошке он студился,

по дорожке он катился.

- Как называется сказка?

Кого встречал на своем пути колобок?

(Колобок благодарит детей за помощь).

Фея: Ребята, колобок вам говорит спасибо за то, что вы помогли ему вернуться в свою сказку и я вам тоже говорю спасибо. Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы колобок снова оказался в своей сказке! Но нам пора возвращаться в детский сад.

Вот волшебный сундучок,

В него положим колпачок.

Колпачки вы все снимайте

И в детишек превращайтесь.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Вот детишки, посмотри.

Фея: Ребята, вам понравилось сказочное путешествие? (ответы)

- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такой значок (МОЛОДЕЦ)

Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.

3.ИТОГ:

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Кто запутал все дорожки? (Лиса)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Office_Word1.docx>

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области