Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие коммуникативных умений посредством театрализованных игр

Развитие коммуникативных умений детей умение вступать в диалог, поддерживать беседу, смотреть в глаза партеру по общению, уважительно слушать партнеров по общению, подбирать верную интонацию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБ ДОУ «Детский сад № 115»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Исследовательская работа

Составитель:

Савостьяненко Е. Д.

Воспитатель

Новокузнецк, 2023 г.

Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей, в отношениях с другими людьми человек может осознать самого себя, приобрести новый опят. Общение реализуется посредством коммуникативных умений, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. Развитие общения и коммуникативных умений происходит на протяжении всего дошкольного возраста и к началу обучения в школе владеют достаточным арсеналом коммуникативных умений, позволяющих успешно устанавливать и реализовывать контакты со сверстниками и взрослыми.

К сожалению, дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеют большие трудности с развитием коммуникативных умений в связи с особенностями их познавательной и эмоциональной сферы. Г.М. Андреева считает, что у детей данной категории на первый план выходит недоразвитие высших форм познавательной деятельности, которая определяет снижение интереса к социальному окружению и контактам с ним [1]. Ж.Н. Головин считает, что детей с нарушениями интеллекта необходимо обучать коммуникативной деятельности, так как социальный опыт усваивается ими с трудом и в более длительные сроки [3]. Недостатки общения детей с нарушением интеллекта проявляются в затруднениях при выражении просьб, приветствий, вежливых обращений, дети не способны начать говорить со знакомым и незнакомым человеком, не умеют эмоционально и содержательно выражать мысли, согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнера, решать конфликты адекватными способами в отличии от сверстников с нормой развития. Поэтому проблема развития коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта является актуальной и требующей решения. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обосновать значимость театрализованной игры для развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта. Нам были определены условия использования театрализованной игры для решения задачи развития коммуникативных умений. На наш взгляд необходимо учитывать игровые предпочтения детей при выборе художественного произведения для театрализации, важно продумать и реализовать комплекс театрализованных игр, использовать метод «сопровождающего обучения» для стимулирования коммуникативной активности детей в ходе театрализованной деятельности.

Важным этапом разработки проблемы развития коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта является проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня развития коммуникативных умений детей данной категории. Нами было обследовано 8 детей с нарушением интеллекта разного возраста от 4-х до 8-ми лет, из которых 5 детей первого года обучения, а 3 ребенка второго года обучения. Для оценки результатов обследования нами были разработаны показатели коммуникативных умений детей дошкольного возраста: умение вступать в диалог, поддерживать беседу; выражать просьбу, приветствие; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией; выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение; эмоционально и содержательно выражать мысли. Нами были получены результаты, которые мы отразили на диаграмме.

Рис. 1. Результаты обследования коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта.

В результате обследования мы выявили у большинства детей с нарушением интеллекта низкий уровень развития коммуникативных умений (80%). Эти дети самостоятельно не вступали в диалог, могли лишь поддерживать беседу с помощью односложных и коротких предложений, крайне редко проявляли инициативу при взаимодействии со сверстниками, не учитывали их интересы и предпочтения при совместных действиях, не могли договариваться с партнерами о том, как следует выполнять определенные задания и часто спорили. Кроме этого, мы заметили, что дети с низким уровнем развития коммуникативных умений характеризуются отсутствием проявлений сопереживания и сочувствия к сверстникам, видя, что их сверстнику плохо (он плачет), никак не реагировали на это. У 20% детей наблюдается средний уровень, то есть они способны поддерживать начатую собеседником беседу, но при этом крайне редко самостоятельно начинают беседу (только с хорошо знакомыми людьми). При возникновении конфликтных ситуаций были готовы решать их конструктивно, старались договориться со сверстниками, но не имели достаточных ресурсов для этого. Эпизодически мы отмечали у них проявления эмпатии.

Результаты обследования стали основанием для разработки содержания формирующей работы, которая предполагала разработку и реализацию комплекса мероприятий для подготовки к театрализованным играм по сказкам «Репка» и «Три поросенка». Эксперимент проводился в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №78» г. Новокузнецка два раза в неделю во вторую половину дня. Формирующий этап исследования был направлен на решение следующих задач:

В театрализованных играх принимали участие все дети, участвующие в диагностическом обследовании, независимо от года обучения и уровня развития коммуникативных умений, чтобы дети с низким уровнем развития коммуникативных умений могли подражать поведению детей, обладающих средним уровнем развития коммуникативных умений, а также это позволило нам постоянно организовывать совместную деятельность со всеми детьми, из-за чего детям приходилось учиться уступать, уважать и слышать друг друга. Продолжительность театрализованных игр (с применением предварительной работы) занимала не более 20 минут, как и все основные занятия, проводимые для дошкольников с нарушением интеллекта.

В ходе реализации задач формирующего этапа был реализован ряд условий, связанных с организацией и проведением театрализованных игр. Л.В. Артемова [2] считает, что важно учитывать художественную ценность проигрываемого произведения, педагогическую целесообразность его использования. При работе над текстом важно раскрывать детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывать правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках. Перед проигрыванием театрализованной игры необходимо предлагать детям с умственной недостаточностью игры-имитации хорошо знакомых сказочных персонажей. Важно разучивать произведение, которое будет проигрываться детьми, целиком, так как дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста и пониманию его смысла. Необходимо учитывать уже имеющийся игровой опыт детей [5].

Нами были подготовлены и реализованы различные мероприятия по подготовке и проведению театрализованных игр. Первоначально мы знакомили детей с художественным произведением («Репка», «Три поросенка»), для этого мы рассказывали содержание сказок, обыгрывали текст с помощью иллюстраций, затем анализировали и обсуждали сказки с использованием наводящих вопросов педагога, так как детям с нарушением интеллекта сложно самостоятельно осмыслить содержание произведение и сформулировать собственные завершенные высказывания. В ходе осмысления содержания сказки мы акцентировали внимание детей на эмоциях, которые испытывают герои, учили детей отображать их. Для развития эмоциональной отзывчивости мы проводили эмоциональные этюды – различные упражнения на изображение различных эмоциональных состояний (удивление, радость, испуг, гнев). Для развития эмпатии и сопереживания использовали игры «Муравьишки», «Глаза в глаза». Мы побуждали детей к взаимодействию в ходе игр-имитаций «Репка-репонька», «Порычи как волк» [4]. Следующим этапом было уже проведение театрализованной деятельности, нами были проведены театр масок «Репка», театр кукол Би-ба-бо и теневой театр по сказке «Три поросенка», в ходе которых учили детей проигрывать отрывки сказок в соответствии с их содержанием. В этой работе мы отмечали определенные трудности – дошкольники не могли одновременно передавать необходимые действия в театрализованных играх и показывать верные эмоции, соответствующие сюжету игры. Поэтому нами были использованы приемы прямого руководства – показ, демонстрация, прием совместных действий.

Взаимодействие с детьми продолжалось в течении месяца и по итогам работы мы отметили определенную положительную динамику в проявлениях показателей коммуникативных умений. Дети научились поддерживать начатую кем-либо беседу, адекватно реагировать на партнеров по общению, стали более часто и к месту употреблять вежливые слова, старались выслушать собеседника и контролировать интонацию в разговоре, при помощи взрослого способны к организации и планированию совместной деятельности. Наблюдения за детьми показали, что в конфликтных ситуациях дети старались использовать конструктивные способам решении. Дети стали более активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (но пока на неречевом уровне, то есть с использованием определенных жестов, мимики), а в ходе театрализованных игр стали делать попытки распределять между собой роли, проявлять определенную эмпатию. Кроме того, мы отметили, что дети чаще стали проявлять интерес к театрализованным играм. Они старались передать особенности походки и игровых действий всех героев сказки, эмоциональные состояния персонажей в соответствии с сюжетом. Исходя из всего этого можно отметить, что театрализованные игры могут стать эффективным средством развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Список литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : ЮРАЙТ, 2018. – 290 с. – (Профессиональное образование).

2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников : учебник / Л.В. Артемова. -1-е изд. – Санкт-Петербург : КнигаФонд, 2014. – 127 с. – (Книги для воспитателя дет. сада).

3. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога : учеб. пособие / С.Ю. Головин. – 3-е изд., испр. и доп. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИПО», 2017. – 343 с. – (Региональная методическая служба).

4. Фадеева, Е. В. Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ / Е. В. Фадеева // Молодой ученый. – 2017. № 6 (8). - С. 153-155.

5. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации : учебно-метод. пособие / Г.Г. Почепцов. – 2-е изд., испр. и доп. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИПО», 2014. - 367 с. - (Региональная методическая служба).

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области