Формы организации музыкальной деятельности в ДОУ
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности.
К формам музыкальной деятельности относятся:
1. Занятия.
2. Музыка в повседневной жизни детского сада.
3. Музыкальное воспитание в семье.
Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Музыкальные занятия могут быть вариативными, в зависимости от структуры содержания и количества детей, музыкальные занятия делятся на:
Индивидуальное и подгрупповые музыкальные занятие проводится :
- уделить больше времени музыкально одаренному ребенку
- оказания помощи «отстающему» ребенку
- обучения игре на ДМИ (начальный этап обучения)
- при подготовке индивидуального выступления на концерте, празднике;
- при проведении диагностики уровня развития музыкальных способностей дошкольников
Продолжительность индивидуальных занятий 5-10 минут
Фронтальное музыкальное занятие это занятие, проводимое со все группой и в котором представлены все виды музыкальной деятельности:
Использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) сложно, а зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.
В зависимости от содержания музыкальные занятия различают на:
Типовое занятие
- состоит из 3 частей: вводная
основная
заключительная
проводится 2 раза в неделю;
продолжительность занятия 20-30 мин (в зависимости от возраста детей)
Типовые занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но это не значит, что ее нельзя менять, варьировать. Любое однообразие притупляет интерес детей, в том числе одно и то же построение занятия.
Например: вход детей на занятие может быть различным – четкий маршевый шаг или легкий бег, движение змейкой друг за другом или движение в разных направлениях и т. д. (в зависимости от характера музыки). Важно, чтобы дети уже с этого момента прислушивались к музыке, согласовывали свои движения с ее характером.
Далее обычно следует приветствие, которое помогает активизировать внимание детей, поднимает настроение, развивает умение бережно относиться к другим детям.
Приветствие может быть разным, включать в себя элементы пальчиковой гимнастики, ритмопластики, сочетать в себе пение с движением, движение в парах и др. моменты.
Далее идет разучивание какого-либо упражнения или нового танцевального движения. В этом разделе ставятся задачи по развитию двигательной активности детей, чувства ритма, активизации музыкального восприятия, слухового внимания.
После этого дети садятся, и происходит переход к другим разделам: ,Слушание музыки”, ,Пение”, ,Игра на музыкальных инструментах”, включая творческие задания, пальчиковые игры, беседу о содержании музыки, о композиторе и т. д.
Завершается занятие подвижной игрой или танцем.
Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др.) В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но все они будут направлены на совершенствование доминирующей музыкальной способности.
Например, для развития чувства ритма использую не только музыкально - ритмические движения, но и другие виды деятельности детей (певческие упражнения, музыкально-дидактические игры, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах), которые тоже развивают эту способность.
13 слайд Тематическое занятие - логика которого подчинена определенной теме. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие) Например: «Краски осени», «Зимние забавы», «Любимые игрушки мальчиков и девочек», «Кто живет в лесу» и др.
Тема занятие позаимствовано из сказки, связанно с определенным сюжетом (сюжетное занятие) Сюжетное музыкальное занятие – не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию. Сочиняют свои марши, песенки, танцы.
Темой может быть сама музыка (музыкально-тематическое занятие). Позволяет наиболее полно дать детям представление о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами. Темы таких занятий могут быть различными: «Народные музыкальные инструменты», «Тембр в музыке», «Оркестр».
Комплексное музыкальное занятие – это музыкальное занятие, которое основывается на взаимодействии различных видов искусства (музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и др).
Цель комплексного занятия - объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства, об особенностях их выразительных средств, о взаимосвязи искусств.
Главная задача занятий— вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Создать атмосферу эмоционального подъема.
В целях наиболее успешного музыкального развития детей необходимо использовать музыкально дидактические игры, пособия и наглядный игровой материал, который облегчит воспитанникам процесс восприятия музыки, поможет лучше понять музыку. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки.
Музыка в повседневной жизни детского сада включает в себя:
различные виды развлечений (Тематические музыкальные вечера, беседы - концерты, театральные постановки и хороводы, аттракционы, спектакли, игры, квесты)
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д.
Особенно ценными для музыкального развития детей являются праздники и развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры детей и доставляют ребятам радость.
Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны. Музыка может играть ведущую роль (беседа-концерт) или роль музыкального оформления (спектакль). Развлечения – ярмарки, где дети знакомятся с предметами декоративно - прикладного искусства, где танцуют и поют русские народные песни и танцы.
Развлечения, тематические досуги и праздники - это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и интеллектуальными.
Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий. Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.
Все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) дополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.
Проведение праздничных утренников и концертов тесно связано с еще одной формой организации музыкальной деятельности детей — МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОСПИТАНИЕМ В СЕМЬЕ. Ведь родители всегда приходят на детские праздники, хотят видеть успехи своих детей. Различные мероприятия помогают ещё больше сблизить родителей со своими детьми. Родители с удовольствием принимают участие в развлечениях, в праздниках. Раскрываются как артисты, оформители, костюмеры.
МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОСПИТАНИЕМ В СЕМЬЕ имеет свои возможности слушания записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки, обучение детей игре на музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование.
Слушанье музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Если родители заинтересованно слушают произведение вместе с ребенком и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша:
Он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанность. И наоборот равнодушие родителей препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.
Чтобы установить контакт между мной и семьей, я использую разнообразные формы и методы, а именно:
- индивидуальные беседы; совместное создание развивающей среды; Оформляю информационные стенды, альбомы, папки-передвижки, музыкальные уголки.
Советы родителям.
Все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) дополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.