» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Пермского муниципального округа» Пермского края
Филиал «Сылвенская детская школа искусств»
Дидактический материал преподавателя по классу фортепиано
Пойловой Таты Игоревны.
Освоение минорных гамм в младших классах
Детской школы искусств
В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, формируются и совершенствуются навыки игры на инструменте. Поэтому изучение гамм и всех ее элементов является обязательной частью музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы.
Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.
Кроме решения узкотехнических задач, изучение гамм позволяет овладеть определенными формулами фортепианной техники, ведь, как известно, гаммовый комплекс - это основа фактуры классических произведений
Игра гамм также развивает ладовый, мелодический и гармонический слух, интервалику, помогает освоить кварто-квинтовый круг.
Гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио).
Общеизвестно, что мажорные гаммы учатся учащимися значительно легче, сложнее обстоит дело с освоением минорных гамм. Учащиеся часто с большим трудом запоминают изменения ступеней в гармоническом и мелодическом видах.
Данный дидактический материал поможет учащимся в освоении минорных гамм, т.к. наглядно демонстрирует изменения ступеней в видах минора. Таблицы могут помочь учащимся запомнить главные ступени лада, что даст возможность использовать эти знания при подборе аккомпанемента.
Важное значение, при изучении гамм, имеет знание аппликатура, поэтому в данной работе представлена схема, где обобщены гаммы с одинаковой аппликатурой.
Для проверки и закрепления знаний учащихся по изучению минорных гамм прилагаются различные задания.
Цель дидактического материала:
Научить учащихся младших классов, используя дидактическое пособие:
- легко ориентироваться в минорных гаммах;
- быстро запоминать изменения ступеней в видах минора
- познакомиться с трезвучиями главных ступеней.
Задачи:
- изучить минорные гаммы в наглядной форме;
- понять их отличия, сравнивая виды минора;
- развить память.
Планируемые результаты:
В результате использования данного дидактического материала, учащийся должен хорошо запомнить изменения ступеней в гармоническом и мелодическом минорах, улучшить теоретические знания, развить технику.
Таким образом, изучение гаммового комплекса способно принести большую пользу для технического и музыкального развития учащихся младших классов, а разучивая новую пьесу, он сможет направить свои силы на раскрытие художественного содержания.
Аппликатура в минорных гаммах:
В гаммах
ЛЯ минор, МИ минор, РЕ минор, СОЛЬ минор, ДО минор
следующая аппликатура:
Правая рука 1 2 3 1 2 3 4 1 (5)
Ступени I II III IV V VI VII I
Левая рука 5 4 3 2 1 3 2 1
Аппликатура в СИ миноре
Правая рука 1 2 3 1 2 3 4 1 (5)
Ступени I II III IV V VI VII I
Левая рука 4 3 2 1 4 3 2 1
Задания на закрепление знаний по гаммам
Соединить стрелками верные ответы
ля минор ми минор си минор ре минор минор до минор соль минор Гармонический вид Мелодический вид | Си Фа #, До # Си, Ми Фа # 0 Си, Ми, Ля повышаются VI,VII ступени повышается VII ступень |
Соединить стрелками верные ответы
Ля минор | |
Ми минор | |
Ре минор | |
Си минор | |
Соль минор | |
До минор | |