Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование правильного звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи ОНР посредством дидактических игр

Цель Совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций и правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи посредством дидактических игр. Задачи Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу. Изучить и подобрать эффективные приемы и методы в работе по формированию лексико-грамматических средств языка и звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Определить роль педагогов и родителей в коррекционном процессе и выстроить систему взаимной работы. Сделать сравнительный анализ результатов исследования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование правильного звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) посредством дидактических игр

Автор материала: Веснина Алёна Сергеевна, учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 61» города Тюмени

В детском саду № 61 города Тюмени в течение года проводилась работа

по коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Работа с данными детьми, посещающие комбинированную группу имеет свои особенности. Главными проблемами в работе с такими детьми являются: детям и родителям трудно настроиться на весь процесс развития речи, не хватает мотивации, времени, быстро пропадает интерес, многие родители не понимают, как им закреплять материал из-за недостаточных знаний в логопедии. У детей с ОНР речь нарушена системно: страдает звукопроизношение, фонематический слух, словарь, лексико-грамматическая сторона, связная речь в целом. На это особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т. В., г. В. Чиркина, коррекцией занимались ведущие специалисты Н. С.Жукова, Р. Е. Левина, Л. Н. Ефименкова, Л. Н. Смирнова. Их работы, труды указывают на то, что детям трудно самоорганизоваться, они малоактивны в работе, избегают контакта как со взрослыми, так и со сверстниками. Для педагогов всегда возникают трудности в поддерживании системы, самоорганизации и в тесном взаимодействии с родителями.
Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, на адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи выделены основные этапы работы: изучение педагогической и логопедической литературы, проведение диагностики речи детей и наблюдений за детьми, разработка системы взаимодействия по развитию звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. Участники педагогического процесса: учитель логопед, воспитатели, родители создали общий продукт, который служит помощником и мотиватором в развитии речи детей и выполняет поставленные задачи. Все были увлечены и заинтересованны в положительном результате и понимали, что главное это сотрудничество, взаимодействие, помощь друг другу и беспрерывная система.
Работа была начата в сентябре 2021 года и уже сейчас мы можем говорить об эффективности продукта. Заключительным этапом является проведение контрольного диагностического среза состояния речи у детей и составление выводов.

Каждый участник педагогического процесса выполнял определенную роль в создании общего продукта и его использования: учитель логопед занимался подбором лексического материала, дидактических игр, рекомендации для родителей, обучал педагогов и родителей приемам и методам развития речи с помощью таких форм работы как консультации, мастер-классы, круглые столы, размещение информации в речевых уголках.
Воспитатели мотивировали детей, закрепляли пройденный материал, вели журналы взаимодействия. С помощью тренингов, индивидуальных консультаций доносили нужную информацию до родителей.
Родители также мотивировали ребенка на успех, закрепляя ежедневно пройденный материал, участвовали в создании дидактических пособий с детьми.

Была разработана доска с символами, которую мы назвали "наши заметки", включающая в себя день недели, фото детей, с которыми учитель-логопед занимался, и символы, значения которых вы видите на слайде. Данный план на день помогает детям и воспитателям понять, что им нужно закрепить, над какой стороной речи работать и какой именно продукт для этого использовать. Учитель-логопед заранее подготавливает данную доску для рабочего дня. Много символов включает в себя один продукт под названием «речевой сейф».

Это два ящика, которые закрываются на ключ. Синий ящик предназначен для работы с детьми. Зелёный – для работы с родителями. Каждый из них оснащен различными предметами, конвертами, которые и указывают на то, чем с ребенком заниматься. Игры, материалы, пособия, направленные на развитие всех сторон речи: артикуляционной, мелкой моторики, фонематического слуха, дыхания, обогащения словаря, формирования правильного звукопроизношения, профилактику письменных нарушений, информированность родителей.
Дети радуются, когда видят свою фотографию в "наших заметках". Они знают значение каждого символа и легко могут определить над чем им работать. Кому достается символ ключ получает приз от учителя-логопеда в виде неизвестной для них игры, которая заранее появляется в сейфе. Воспитатели могут по- разному использовать данный символ, например, устроить поиски ключей по группе, пройти квест-игру, викторину и многое другое. Всем хочется узнать, что спрятано в сейфе. Также в сейфе "возьми домой" для кого-то спрятан подарок, сюрприз, игра, раздаточный материал. Дети и родители с нетерпением ждут, когда им передадут ключи.

На "мобильный помогатор" учителем-логопедам отправляются задания для воспитателей и родителей которые проводят пятиминутные онлайн-игры с детьми.

Умная сова - это интерактивное пособие, которое включает в себя комплекс видеоуроков направленных на развитие всех сторон речи.

Работая по данной системе, мы заметили, что значительно улучшились показатели речи детей: меньше допускается грамматических ошибок, употребляются распространенные предложения, у детей появилось языковое чутье, они стали активны в сфере грамматики, обогатился и пополнился словарь, дети контролируют свою речь, следят за произношением поставленных звуков не только у себя, но и у своих сверстников. Главный успех в том, что все участники процесса замотивированны и самоорганизованны. Родители достаточно проинформированны и их знания в области развития речи пополняются каждый день. Педагогам нравится система в работе, планирование и тесное сотрудничество со всеми участниками процесса.
В перспективе мы хотим расширить виды игр, заняться разработкой своих игр и пособий, добавить символику, создать речевой сейф для узких специалистов и транслировать опыт работы по данной теме внутри учреждения и за его пределами.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области