Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой"

Цель Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и игре музыканта. Проанализировать процесс формирование навыка. Рассмотреть значение в музыкальной деятельности согласованности действий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ИСКУССТВ»

ТЕМА:

Трудолюбие, воспитание воли,

мотивация занятий музыкой.

Хафизова Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

город САЛАВАТ

2023г.

Работа музыканта – творческий труд, требующий полного напряжения психических и физических сил организма.

Трудолюбие для начинающего ученика в значительной степени связано с проявлением усилий воли. Техническая работа, начальный период разучивания произведения, когда решение непосредственно художественных задач временно отодвигается на второй план и требуется настойчивая, часто утомительная работа над отдельными эпизодами произведения или пассажами, концентрация волевых усилий, дисциплина приобретают особое значение. Педагог воспитывает у ученика постоянное стремление к художественному и техническому совершенствованию в пределах возможного – небрежность в исполнении или предварительной работе не допускаются, так как это расслабляет волю и ведёт к дилетантизму. Развивая целенаправленную волю ученика, педагог тем самым помогает формированию его личности, прививает любовь к труду, учит терпению. Все эти качества необходимы в сложном, но прекрасном труде музыканта.

Проявление воли в работе может рассматриваться не только как условие труда, но и как качество исполнения. Волевое начало в исполнении рождает яркость, ритмическую организованность.

На сцене у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику, которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет в таких случаях отличное самообладание.

Далеко не всем педагогам удаётся решить проблемы, связанные с воспитанием воли и трудолюбия ученика. Особенно актуален этот вопрос в начальном обучении баяниста. И у нас в стране, и за рубежом автору этих строк неоднократно приходилось слышать от педагогов, работающих с детьми, что многие из их учеников пассивны, мало занимаются, у них отсутствует воля, инициатива. Причины этого, к сожалению широко распространённого явления могут быть различными, но всегда остаётся вопрос к педагогу: всё ли он сделал, чтобы ученику было интересно заниматься музыкой? Осведомлён ли и применяет ли на практике способы работы, мотивирующие занятия, воспитывающие волю, трудолюбие? Осознаёт ли он, что для маленького ребёнка освоение баяна чрезвычайно сложная задача? Ведь ноты надо не просто читать, как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию, управлять сложнейшими для ребёнка двигательными процессами. Такая психофизическая и интеллектуальная нагрузка может быстро отбить у ученика желание заниматься музыкой. Поэтому столь важным, особенно в начальный период обучения, представляется вопрос мотивации занятий музыкой. Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученик постоянно ощущал компенсацию за тяжёлую работу на инструменте.

Его усилия должны доставлять ему радость творческого груда, если не сразу, то в реальном, близком будущем.

Факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой:

1. Увлечённость музыкой:

1) Освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса.

2) Доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар.

3) Слушание музыки в концертах, записях, игра педагога.

4) Выступления на концертах, перед классом, перед родителями.

5) Игра в ансамбле, коллективные занятия.

2. Контакт педагога и ученика:

1) Заинтересованность и благожелательность педагога.

2) Уважение к ученику, желание понять и изучить его личность.

3) Общение с учеником на самые различные темы.

4) Внеклассная работа.

3. Работа совместно с родителями:

1) Родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребёнка, поэтому его присутствие на уроках необходимо.

2) Заинтересованность родителей в обучении их ребёнка – это благожелательная домашняя атмосфера, поддерживающая его интерес к занятиям, повышающая престижность этих занятий.

4. Интерес и любовь к своему инструменту.

5. Педагогическое мастерство, использование педагогом в работе

с учениками знаний детской психологии.

1) Ориентирование ученика на достижение и осознание результата своей работы.

2) Поощрение и помощь ученику в проявлениях инициативы, творческого самовыражения.

3) Использование педагогом конкурентных качеств ученика, его самолюбия (участие в конкурсах, стимулирование младших учеников игрой продвинутых старших).

4) Поощрение ученика.

Любой из перечисленных факторов позволит стимулировать занятия музыкой, будет способствовать успешному развитию ученика, так как создающиеся благоприятные предпосылки не замедлят сказаться на качестве его работы. Желательно, чтобы высокий рабочий тонус был стабильным и в домашних занятиях, и на уроке. Таким занятиям противостоит вымученное отсиживание за инструментом, абсолютно бессмысленное для ученика. Во многих случаях такое отношение к занятиям – вина не столько ребёнка, сколько педагога, которому следует помнить, что обучение музыке – это не только работа по освоению инструмента, но и сложнейший процесс духовного воспитания ученика.

Индивидуальный подход к каждому ученику – фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Единые цели могут быть достигнуты самыми разными путями. Ни один педагог не может заранее предвидеть всех особенностей развития ученика. Только в процессе работы, благодаря постоянному изучению ученика, наблюдению за ним, педагог находит оптимальные в каждом конкретном случае методы его воспитания. Это возможно только в рамках индивидуальной педагогики как единственного творческого подхода к воспитанию учащегося-музыканта. Однако несмотря на то, что многие педагоги на словах признают достоинства индивидуального подхода к обучению, на практике они же применяют рутинные методы преподавания. Применяются одинаковые способы работы с учениками вне зависимости от их индивидуальности, используются безальтернативные аппликатуры, застывшие в своем однообразии интерпретации. Все эти и прочие аксессуары авторитарной педагогики препятствуют развитию индивидуальных качеств ученика, лишают его радости творческого самовыражения.

Принцип индивидуального подхода проявляется в отборе педагогом способов и методов, которые ученик будет применять в своей самостоятельной работе над музыкальным материалом. Любой способ работы может принести как пользу, так и вред. Последнее может произойти в случае несогласованности его применения с приобретёнными ранее навыками, а также, если он применяется без учета психофизиологических особенностей личности ученика. Причём ущерб в данном случае может нанести не столько сам способ, сколько, условия его применения (дозировка, последовательность действий и т.д.). Несовместимы, например: склонность ученика к скованности и частое использование им плотного туше, заторможенность мышления, замедленная двигательная реакция ученика и форсирование им темпов игры, требование от ученика выразительности в игре и отсутствие или недостаточная развитость у него соответствующих технических навыков.

Опытный педагог довольно быстро отбирает из огромного арсенала способов работы те, которые могут соответствовать индивидуальности ученика, особенностям его характера, музыкальным способностям. Тем не менее, и он вынужден какое-то время экспериментировать, предлагая ученику апробировать некоторые из них в своих занятиях. Причём выбор их ограничивается как возможностями ученика, так и поставленными перед ним задачами. Постепенно, сопоставляя методы работы с полученными результатами, воспитывая в ученике способность к осознанным действиям, анализу, педагог помогает ему обрести свой стиль работы. В итоге правильность избранного пути, его эффективность определяется тем, насколько полно смог реализовать ученик свой творческий потенциал.

Цель является главным ориентиром для определения содержания занятий учащегося, особенностей их организации. Ясное понимание цели своей работы является необходимым условием успешного выполнения этой работы, её результативности. Необходимо иметь в виду, что цель, поставленная перед учащимся, должна быть конкретной, понятной, доступной для достижения. Педагог может использовать разные способы постановки и конкретизации цели перед учеником. Это словесное объяснение, показ на инструменте, дирижерский жест, пропевание и т.д.

В заключении хочу отметить те факторы, что препятствует мотивации занятий музыкой.

а) Авторитарные методы преподавания не способствуют развитию личностных качеств ученика. Унифицированный подход лишает ученика возможности самовыразится, проявить творческую инициативу. Не имея возможности проявить себя в полной мере, ученик нередко теряет интерес к занятиям, а иногда и вообще отказывается от них.

в) Равнодушие. Равнодушие ученика можно преодолеть. Если равнодушен педагог (к музыке, ученику, инструменту..),то ответная реакция ученика не замедлит сказаться (равнодушных никто не любит). Возникающая у ученика антипатия к педагогу может легко перерасти в аналогичное чувство к музыке, инструменту.

в) Форсированное обучение.

Обычно является следствием амбиций педагога, его желанием показать себя. Не справляющийся с объёмом и сложностью заданий ученик теряет уверенность в себе. Срывы на сцене приводят к ее боязни. Недовольный учитель ругает «непутевого», по его мнению, ученика, в то время как ругать он может только самого себя. В результате ученик обретает комплекс неполноценности и о мотивации его можно говорить только со знаком минус.

г) Не допустимы всякого рода действия педагога, унижающие ученика, крик, грубость, пренебрежительность, бранные слова…

Необходимо учитывать и многие другие факторы, отрицательно влияющие на мотивацию занятий музыкой, отсутствие инструмента, его несоответствие физическим возможностям ученика, неблагоприятная домашняя атмосфера, равнодушие родителей к занятиям музыкой своего ребенка, низкий социальный престиж инструмента(особенно среди сверстников),нерегулярность уроков с педагогом, частые переходы от одного педагога к другому, отсутствие нормальных условий для занятий…

Многие самые разнообразные факторы могут влиять на мотивацию занятий музыкой в положительном или отрицательном плане, но во всех ситуациях главным действующим лицом в решении этой проблемы остается педагог. Он может приобщить к музыке даже самого среднего по своим природным данным ученика, так же как и уничтожить всякое желание заниматься ею у способного в музыкальном отношении ребенка.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ

Успех работы пропорционален

не количеству затраченного времени,

а количеству затраченного

при этом внимания!

С. Савшинский

Педагоги, работающие с начинающими учениками, прекрасно знают, как непросто сконцентрировать внимание маленького ребёнка на поставленной задаче. Если удаётся на какое-то время это сделать, возникает другая проблема – как удержать внимание на протяжении всего урока и, что ещё сложнее, в домашних занятиях? Ученик, занимающийся без внимания, не только попусту тратит своё время, но и наносит себе ощутимый вред. Неконтролируемые, неосознанные действия приводят к небрежности и неточности в игре, к автоматизации неверных навыков. Одно только отсутствие внимания может свести на нет все достоинства ученика. Не решают проблему постоянные призывы к ученику быть внимательным во время игры, не отвлекаться, думать о музыке и т.д. С их помощью, возможно, получится на какое-то время собрать внимание ученика, однако добиться устойчивой его работы не удастся. Вышесказанное подтверждает необходимость развития внимания у детей с самого начала их обучения. Вслушиваясь в качество звучания во время игры, проверяя правильность текста, контролируя ритмическую точность, оценивая собственную работу или выступление, находя в них неточности, ошибки, ребёнок учится быть внимательным.

Внимание может быть как произвольным, так и непроизвольным. В занятиях музыкой необходимость целенаправленных действий при решении определённых задач обусловливает преимущественное применение произвольного внимания. Его устойчивость в большой степени зависит от интереса ученика к занятиям, к инструменту, на котором он обучается. При увлечённости работой, достижении в ней положительных результатов, реализации возможности самовыражения активность и концентрация внимания могут достигать такого уровня, когда из стадии произвольного оно переходит в стадию непроизвольного, то есть не требующего усилий воли. Данный фактор является определяющим для развития внимания у начинающих маленьких учеников. Осознанный контроль, целенаправленность работы у них ещё не скреплены волевыми усилиями, и если в работе отсутствует подлинный интерес, удержать внимание бывает невозможно. И наоборот, интерес в работе всегда присутствует, когда перед учеником открывается возможность самовыражения. Например, использование педагогом в своей работе элементов детской игры позволяет ему добиться высокой концентрации внимания ученика. Самовыражаясь в игре, ребёнок настолько увлекается работой, что его внимание становится одновременно и целенаправленным и непроизвольным.

Искусство педагога состоит в данном случае в умелом подборе форм игры соответственно индивидуальности ученика, а также в использовании им таких игр, которые создавали бы непринужденную атмосферу на уроке и были направлены одновременно на решение учебных задач.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области