Исследовательский проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
Подготовила
Учитель-логопед
Сизова К.М.
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Участники проекта: дети, родители, учитель – логопед.
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)
Актуальность:
Незаметно пробегают года, дети подрастают. Они растут любознательными, каждый день ребята открывают что-то новое. В предыдущем году мы познакомились с некоторыми буквами алфавита, начали пробовать читать слоги, слова и у детей возник неподдельный интерес к буквам русского алфавита. Но за прошедший год мы с ребятами не успели изучить все буквы. Дети захотели выучить оставшиеся буквы алфавита и продолжить учиться читать. Возникла необходимость реализации проекта, выучить все буквы и научиться читать. Именно поэтому стала актуальна разработка данного проекта.
Цель: Изучение букв русского алфавита, обучение чтению
Задачи:
1.Знакомить дошкольников в игровой форме с буквами русского алфавита.
2.Развивать у детей память, мышление, речь.
3.Пополнить совместно с родителями воспитанников развивающую среду дома и в детском саду.
4.Расширить кругозор родителей о приемах и методах закрепления с детьми знаний букв русского алфавита.
5.Приобщить родителей к проектной деятельности.
6. Закрепить у детей навык чтения слогов и слов.
Основные этапы реализации проекта:
На первом этапе с ребятами были проведены беседы «Для чего надо уметь читать?», «Что я знаю об азбуке?», «История Азбуки и Букваря».
Дошкольники узнали, что раньше в алфавите было не 33 буквы, а 43. Некоторые звуки были удалены, а другие слились с похожими по звучанию. С 1942 года в алфавите стало 33 буквы. Ребятам объяснили значение слов: азбука, алфавит, букварь.
Букварь – учебник для обучения чтению и письму.
Азбука – русский алфавит или книга для первого знакомства с буквами. Алфавит – система букв в каком – либо языке, расположенных в определенном порядке. Мы выяснили, что знание алфавита – это ключ к быстрому нахождению слов в словаре. Если будем знать алфавит, то быстро сможем найти нужную книгу в библиотеке и т.д.
Дети в свободной деятельности пробовали собрать мозаику «Азбуку» из подходящих по форме фрагментов рисунка и складывали целое изображение.
Во время образовательной деятельности ребята пробовали выложить из цветных палочек знакомые буквы.
Ребята с удовольствием слушали стихотворение С.Я.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».
Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошел, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Дельфин не мог вползти в вагон.
Енот не может выйти вон.
Жираф - как дернет за звонок:
Змею он принял за шнурок.
Индюк спросил: - Который час? -
Козел сказал: - Не слышу вас. -
Лиса сказала: - Скоро семь. -
Медведь сказал: - Я всех вас съем!
Навозный жук жужжит: - Боюсь! -
Орел сказал: - А ты не трусь! -
Петух пропел: - Какой герой! -
Рысь проворчала: - Рот закрой!
Свинья заспорила с ежом.
Тюлень поссорился с моржом.
Удав кольцом сдавил свинью.
Фазан забился под скамью.
Хорек за хвост цыпленка - хвать!
Цыпленок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: - Бежим!
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темно.
Эму сказал: - Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: - Нет!
Як промычал, пройдя вперед:
- Автобус дальше не пойдет!
Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!
Ребятам читали произведения Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился читать», В Крупинина «Первый букварь», Драгунского «Заколдованная буква».
Совместно с логопедом ребята изготовили миниатюрную азбуку из спичечных коробков. Для этого мы обклеили с помощью педагога спичечные коробки цветной бумагой, дошкольники самостоятельно написали на каждом коробке букву, а внутри коробков положили определенный предмет, начинающийся на букву, написанную на коробке: П - пуговица, Ц – цветок, Д – дельфин и так далее.
После чего с большим интересом приняли участие в подвижной игре «Подвижный алфавит»
Играющие делятся на две команды. Каждая команда выделяет своих представителей для игры. Ведущий раздает каждому представителю напечатанные буквы. Пример: раздаются буквы «у», «т», «а», «к», «н», «ш» и другие. Затем ведущий предлагает: водоплавающая птица.
Представители команд должны быстро построиться таким образом, чтобы все играющие смогли прочесть по буквам в их руках слово «утка». Затем задаются еще вопросы. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.
Дошкольники выучили стихотворение Юлиана Тувим в переводе С.Михалкова: «Азбука»
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло —
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло —
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась —
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Ребята с удовольствием раскрасили альбом-раскраску – «Зашумленная азбука»
Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Буквы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры, как промышленного производства, так и созданные своими руками: «Читаем слоги», лото «Чтение», «Собери слово» и многие другие.
Так же ребята знакомились с циклом образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука малышка».
Во время непосредственно образовательной деятельности ребята изготовили тактильный алфавит, где каждая буква была сделана из разного бросового материала и круп.
Большой тактильный алфавит украсил раздевалку в групповом помещении.
В игровой форме дошкольники приняли участие в досуговом мероприятии - «Волшебный сундучок Деда Грамотея», во время, которого ребята подбирали слова на заданный звук, делили слова на слоги, составляли звуковую схему слов и многое другое.
Итогом нашей проектной деятельности стало оформление и защита индивидуальных детско-родительских проектов. Ребята с родителями дома изготовили тактильные буквы из различных материалов «Моя любимая буква». Каждый из ребят представил свою букву, рассказал почему выбрал именно эту букву, рассказал о ней. Некоторые из ребят даже выучили скороговорку на свою любимую букву.
Победители и все участники были награждены грамотами и памятными подарками.
Вывод: в результате реализации данного проекта, дети подготовительной к школе группы в игровой форме познакомились с новыми буквами русского алфавита.
Закрепили уже имеющийся навык чтения слогов и слов, также совместно с родителями пополнили развивающую среду в детском саду. У детей повысился интерес к чтению, что послужило неотъемлемой мотивационной средой к подготовке и обучению в школе. Цель данного проекта достигнута, проект реализован успешно.