Творчеству Н.Н.Туроверова посвящается…
(творческий вечер)
С волнением и радостью представляем вам сегодня творчество одного из самых значительных русских поэтов ХХ века, поэта казачьего зарубежья Николая Николаевича Туроверова.
Его имя на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы, а стихи этого замечательного поэта в СССР тайно переписывали от руки. Участник отряда Чернецова, пулемётчик артиллерийской команды Донского корпуса, поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 1917 года, он вернулся на Родину через 20 лет после смерти в 1972 году в Париже. Вернулся своими стихами.
СтихотворениеПодумать только: это мы Последние, кто знали И переметные сумы, И блеск холодной стали Клинков, и лучших из друзей Погони и похода, В боях израненных коней Нам памятного года В Крыму, когда на рубеже Кончалась конница уже. Подумать только: это мы В погибельной метели, Среди тьмутараканской тьмы Случайно уцелели И в мировом своем плену До гроба все считаем Нас породившую страну Неповторимым раем.
Фон 05:15 – 06:06
Клип 02: 47 - 03: 38
Поначалу в жизни казачьего поэта всё было очень похоже на судьбы других его сверстников. Станица, любимый и зажиточный казачий дом, Каменское реальное училище. А дальше началась Первая мировая война, и всё рухнуло. Туроверов поступил добровольцем в лейб-гвардии Атаманский полк, потом ускоренный выпуск Новочеркасского военного училища, Атаманский отряд, отряд полковника Чернецова, Степной поход.
Стихотворение
Не выдаст моя кобылица, Не лопнет подпруга седла Дымится в Задонье, курится Седая февральская мгла. Встает за могилой могила. Темнеет калмыцкая твердь, И где-то правее - Корнилов, В метелях идущий на смерть. Запомним, запомним до гроба Жестокую юность свою, Дымящийся гребень сугроба, Победу и гибель в бою, Тоску безысходного гона, Тревоги в морозных ночах, Да блеск тускловатый погона На хрупких, на детских плечах. Мы отдали все, что имели, Тебе, восемнадцатый год. Твоей азиатской метели Степной - за Россию - поход.
Николай Туроверов покинул Россию на одном из последних пароходов во время великого исхода 1920 года. Потом его строки, посвящённые тем трагическим ноябрьским дням, долго цитировали, зачастую даже не зная автора. «Уходили мы из Крыма среди дыма и огня…»
Клип Любэ
Уходили из Крыма, куда не суждено было вернуться Николаю Туроверову и тысячам его однополчан, друзей, спутников при земной жизни… Но, в конечном счёте, и суждено – через преодолевающие время и пространство стихи. Уходили навеки, навсегда, не чая вернуться на Родину. Но пришло время – и сам Крым вернулся в Россию.
Большую часть своей жизни Николай Туроверов прожил в Париже. Это была жизнь вначале весьма нелёгкая, насыщенная борьбой за выживание, а позднее – многими как радостными, так и горестными событиями. Поэт был признателен стране, приютившей его и с благодарностью, но и с горечью писал:
Стихотворение Жизнь не начинается сначала Так не надо зря чего -то ждать Ты меня с улыбкой не встречала И в слезах не будешь провожать. У тебя свои родные дети, У тебя я тоже не один. Приютившийся на годы эти, Чей-то чужеродный сын . Кончилась давно моя дорога, Кончилась во сне и наяву, - Долго жил у твоего порога, И ещё, наверно, поживу. Лучшие тебе я отдал годы, Всё тебе доверил, не тая, - Франция, страна моей свободы – Мачеха весёлая моя.
В военных и казачьих кругах русского зарубежья популярность Туроверова была необычайной. В эмиграции он был настоящим народным поэтом. «Николай Николаевич начал читать свои стихи… Окончено. Минутная тишина, тишина забытья и дружный взрыв аплодисментов. А потом совершенно незнакомые люди, видевшие впервые Туроверова, шли к нему, жали руку, со слезами на глазах целовали его…» - рассказывал его друг Владимир Смоленский.
Стихотворение
Мне сам Господь налил чернила И приказал стихи писать. Я славил все, что сердцу мило, Я не боялся умирать, Любить и верить не боялся, И все настойчивей влюблялся В свое земное бытие. О, счастье верное мое! Равно мне дорог пир и тризна, — Весь Божий мир — моя отчизна!
Казаки испокон веков считали себя защитниками Веры Христовой. И жизнь казака — это служение Богу своим оружием. Можно считать, что именно Православие стало духовной основой рождения казачества. Так можем ли мы удивляться обилию обращений к Богу в стихах Туроверова?
Стихотворение
Отныне, навеки и присно!Господь, оглянись на слугу:Для Тебя ведь казачьи письма,Как святыню, я берегу.Они писаны потом и кровью,Непривычной к писанью рукой,С твердой верой в Тебя, и с любовьюК человеческой правде мирской.И во сне, как в священном обряде,На коленях, во прахе, скорбя,Я стою пред Тобой на докладе —За бездомных прошу я Тебя:В чужедальних краях, без причала,Казакам и не снится покой, —Приласкай на земле их сначала,А потом у Себя успокой.
Но особым православным праздником для казаков является великий праздник - Покров Пресвятой Богородицы.Явление Покрова Пресвятой Богородицы связано с одной из самых героических, самых ярких страниц казачьей истории, когда в 1641 году казаки и казачки отбили двадцать четыре приступа превосходящих турецких сил, защищая крепость Азов.И Николай Туроверов, как истинный казак, не мог об этом не писать.
Стихотворение
Эту землю снова и снова Поливала горячая кровь. Ты стояла на башне Азова Меж встречающих смерть казаков. молитва звучали слова: За Христа, за святого Ивана, За казачий престол Покрова, За свободу родную, как ветер, За простую степную любовь, И за всех православных на свете, И за свой прародительский кров. Не смолкало церковное пенье; Бушевал за спиною пожар; Со стены ты кидала каменья В недалеких уже янычар И хлестала кипящей смолою, Обжигаясь сама и крича... Дикий ветер гулял над тобою И по-братски касался плеча: За святого Ивана, за волю, За казачью любовь навсегда!.. Отступала, бежала по полю И тонула на взморье орда. Точно пьяная ты оглянулась, - Твой сосед был уродлив и груб; Но ты смело губами коснулась Его черных, запекшихся губ.
Стихотворение
Вымирают старцы на Афоне. На казачьих землях вымирают казаки. О Кубани, ТерекеиДоне Песни преисполнены тоски. Но покуда веет вольный ветер И в степи колышется трава, Будет снова чудо на рассвете, На казачий праздник Покрова.
«Но ни на час, ни на миг боль разлуки с моей Россией не покидала меня»,-писал Николай Туроверов.
Фон 16:54 – 17:28
Ты с каждым годом мне дороже, Ты с каждым годом мне родней, — Ты никогда понять не сможешь Любви безвыходной моей. Ты не оценишь эту нежность, Названия которой нет, Всю обреченность, безнадежность Моих однообразных лет, Ты обрекла меня на муку, — Но буду славить вновь и вновь Я нашу страшную разлуку, Неразделенную любовь.
Он всю оставшуюся долгую жизнь хранил любовь к Родине и помнил ту вселенскую тоску.
Клип«В эту ночь …»
Но строки Туроверова, даже самые трагические, всё равно дарили надежду.
Стихотворение(Шопен «Нежность»)
Слились в одну мои все зимы, Мои оснеженные дни. Застыли розовые дымы, Легли сугробы за плетни. И вечер, как мужик в овчине, Бредёт в синеющих полях, Развешивая хрупкий иней На придорожных тополях. В раю моих воспоминаний В моем мучительном раю Ковровые уносят сани Меня на родину мою. Легка далекая дорога, Моих коней неслышен бег И в каждой хате, ради Бога, Готов мне ужин и ночлег. А утром в льдистое оконце, Рисуя розы по стеклу, Глядит малиновое солнце Сквозь замороженную мглу.
Николай Туроверов умер 23 сентября 1972 года в парижском госпитале. Похоронен он на кладбище российских изгнанников Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Клип (Н.Михалков) 18:42 – 19:30
К сожалению, и по сей день остаётся не исполненным завещание, написанное в форме стихотворения в прозе.
Стихотворение в прозе Фон 01: 22 – 02: 45
Не со сложенными на груди, а с распростертыми руками, готовыми обнять весь мир, похороните вы меня. И не в гробу, не в тесной домовине, не в яме, вырытой среди чужих могил, а где-нибудь в степи, поближе к Дону, к моей станице, к старому Черкасску, на уцелевшей целине, меня в походной форме положите родного Атаманского полка. Кушак на мне потуже затяните, чтоб грудь поднялась, будто бы для вздоха о том, что все на свете хорошо... И сыпьте землю, не жалея: земля к земле и к праху прах! Мне положите в головах все то, что я писал когда-то, — чем жил во сне и грезил наяву... И крест из камня дикого поставьте, курганчик новый крепко утоптав, чтоб Дон, разлившись полою водою, его не смыл, а только напоил. И по весне на нем веселым цветом начнет цвести лазоревый цветок, приляжет отдохнуть, уставший от скитаний, бездомный чебрецовый ветерок.
Фон (песня А.Малинина «Кладбищ е Сент-Женевьев-де-Буа»
Но в разлуке с тобой не прощаюсь, Мой далёкий отеческий дом, - Перед Господом не постесняюсь Называться Донским казаком.
Фото (кадеты во Франции на могиле Туроверова)
Видео. Майдан. Фатень.
Стихотворение
Я только зовам сердца внемлю И не кляну свою судьбу. Господь пошлет — родную землю Еще почувствую в гробу. Из камня дикого ограда И всем ветрам доступный крест — Какой еще награды надо Для уроженца здешних мест? Тому, кто с юных лет по миру Пошел бродить, все пережил, Все отдал жизни, только лиру Свою до гроба сохранил. Ее загробный звук, быть может, Встревожит чьи-нибудь сердца, И у креста пастух положит Пучок сухого чабреца.
Такие люди, как Туроверов, не давали забыть на чужой земле русским людям, их детям и внукам – кто они и откуда родом. Его творчество очень нужно нам и сейчас, сегодня, в непростые для России времена. Потому что Туроверов явил пример конкретных дел в самые трудные моменты истории. Воин, поэт, исследователь, собиратель исторических раритетов – все слилось в нем, ставшем одной из самых ярких фигур в нашей культуре.
Песня «Казачье знамя». Хор кадетский.
Всем нам ещё предстоит понять – какое место занимает поэт Николай Туроверов в Русском мире и сколь значимо сегодняшнее возвращение его на Родину.
Учитель: Мосина Н.Ю.