МБДОУ ДС №56 «Северяночка»
Познавательный детский проект
«Зачем ежу иголки?»
Название номинации: «Лучший речевой проект дошкольника – 2023»
Тема проекта: «Зачем ежу иголки?»
Автор проекта: Бабенков Антон Алексеевич – воспитанник группы №11 «Улыбка» МБДОУ детского сада №56 «Северяночка».
Руководитель проекта: Гранич Анжелика Александровна – воспитатель МБДОУ детского сада №56 «Северяночка».
Аннотация
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшей группе мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности
Актуальность Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить знания детей о диком животном – еже. Развивая при этом познавательные, коммуникативные навыки детей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Тема проекта | «Зачем ежу иголки?» |
Образовательная область | Познавательное развитие (мир природы и человека). |
Цель | |
Задачи | |
Сроки реализации | 2 недели |
Практическая значимость: | Проблема, значимая для детей которой направлен проект: Для чего нужны ежу иголки? |
Результат: | После завершения проекта учащиеся смогут: |
Конечный результат: | Ёжику нужны иголки для защиты.» Иглы - главная защита ежа. Зубы у него слабые. Если ежу угрожает опасность, он сворачивается клубком. Ни один враг не осмелится укусить этот колючий клубок. А ещё можно предположить, если еж может напасть на гадюку и мышь, то иголки он может использовать и как средство нападения на жертву. В ходе исследования выяснилось, что яблоки, грибы ёжик не собирает специально, как запасы на зиму. Запасы им не нужны. Они зимуют за счёт накопленного жира. Яблоки, грибы и листья нанизывает на колючки для отпугивания паразитов, поселяющихся между иголками. |
План работы
Проект состоит из следующих этапов работы:
IЭТАП | Организационный |
IIЭТАП | Познавательный |
IIIЭТАП | Заключительный |
Описание работы
IЭТАП
Выявление проблемы (целеполагание)
- Для начала я провела беседу и выяснила, что Антон не знает, зачем ежу иголки и жизнь ежей в лесу.
Обсуждая возникший вопрос, я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:
- Расширять представления детей о жизни лесных животных;
- Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к животным;
- Обогатить знания детей о том, для чего ежу иголки?
План работы по проекту:
- Подбор познавательной литературы, наглядного материала из жизни ежей;
- Подбор речевого материала, художественной литературы по теме «Ежи»
- Составление каталога игр, фильмотеки, музыкальных произведений о ежах;
- Составление конспектов для организованной образовательной деятельности
- Изготовление лэпбука по теме «Ежи – жители леса»;
- Составление презентации к проекту «Для чего ежу иголки?».
Очень интересно было ему рассматривать разновидностей ежей. Было интересно ребятам узнать: для чего на самом деле нужны иголки ежам, какая форма иголок, чем питаются ежи и делают ли они запасы?
IIЭТАП
- Вместе с Антоном прослушали рассказы художественной литературы: В. Зотов «Ёж»; М. Пришвин «Ёж» В.Росин, «Зачем ёжику иголки»;
Провели следующую работу:
- Беседа на тему «Яблоки для ежат» ; «Чему мама учит своих малышей»;
- Заучивание стихов, считалок и чистоговорок: «Под кустом свернулся ёжик…», «Сначала ветер прошумел осиной», «Ёжик, ёжик чудачок сшил колючий пиджачок…»;
- П\и «Ёжик и мыши»;
- Игровое упражнение «Догадайся, о чём рассказываю»
Для того чтобы заинтересовать воспитанника предложила театральный этюд «Ежик сердится».
Провели
- Опыт №1: «У кого иголки колки?» (сравнение иголок: сосны, ели, кактуса).
- Опыт №2: «Как можно чистить иголки?» (расчёска и яблоко).
IIIЭТАП
Полученные знания «Зачем ежу иголки»; Изготовление лэпбука по теме «Ежи – жители леса».
Составление презентации к проекту «Зачем ежу иголки?». Выставка (совместно с родителями) «Ого! Вот так ежик!»
Дети в группе с удовольствием приняли участие в выставке, рассматривают лэпбук по теме «Ежи – жители леса».
Конечный результат:
Ёжику нужны иголки для защиты. Иглы - главная защита ежа. Зубы у него слабые. Если ежу угрожает опасность, он сворачивается клубком. Ни один враг не осмелится укусить этот колючий клубок.
А ещё можно предположить, если еж может напасть на гадюку и мышь, то иголки он может использовать и как средство нападения на жертву. В ходе исследования выяснилось, что яблоки, грибы ёжик не собирает специально, как запасы на зиму. Запасы им не нужны. Они зимуют за счёт накопленного жира. Яблоки, грибы и листья нанизывает на колючки для отпугивания паразитов, поселяющихся между иголками.
Список используемых ресурсов
1.Энциклопедия. Мир животных / М. Росмэн 2008
2.Энциклопедия Почемучки. Животные /М. Махаон 2012
3.Я-исследователь. А. И. Савенков/Самара»Фёдоров», 2012
4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М., 2015.
5.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М., 2016.