Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИИКТ в современном образовательном процессе

Применение информационных технологий дает возможность педагогу совершенствовать сам процесс преподавания, повышать уровень самостоятельной работы учащихся, мотивировать их в научно-иследовательской и поисковой работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование ИКТ в дистанционном образовательном процессе

Мир вокруг нас развивается так стремительно, что бесконечная череда новых гаджетов и технологий, которые нас окружают, кажется совершенно обычным делом. Информационные и коммуникационные технологии прочно вошли в образовательный процесс и требования к современному педагогу значительно возросли.

Информатизация образования началась еще с 60 годов XX века, когда начался процесс внедрения ЭВМ в подготовку студентов сначала технических, а затем и гуманитарных специальностей, что можно назвать первым этапом. Второй этап, компьютеризация, длился по 90 годы, когда компьютерная техника стала частью обучения в составе автоматизированных систем обучения, контроля знаний и управления учебным процессом. Третий этап информатизации образования продолжается и сегодня. Это использование персональных компьютеров, информационных и телекоммуникационных технологий, технологий мультимедиа, виртуальной, дополненной реальности. К третьему этапу относится и философское осмысление происходящего процесса и его социальных последствий.

Как и у любого процесса или явления, у применения информационных технологий в образовательном процессе есть и плюсы и минусы.

К негативным последствиям применения ИКТ и использования всемирной сети в образовательном процессе можно отнести ухудшение физиологического состояния детей в результате долгого сидения за компьютером, недостаток живого общения, снижение речевой активности учеников, которые не имеют достаточной практики формулирования своих мыслей, что, в свою очередь, сказывается и на процессе самостоятельного мышления. Нельзя обойти вниманием и всемирную сеть Интернет. Масса сайтов, документов, информационных ресурсов обеспечивают мгновенный доступ к информации. Но достоверность и качество этой информации не всегда достойны доверия. А это значит, что учащимся нужно обладать навыками критического мышления, чтобы выбирать надежные источники из того огромное количества, которое предлагает всемирная сеть.

И все же именно благодаря применению ИКТ, образование сегодня выходит на совершенно иной уровень. В современных условиях формируется новый тип преподавателя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их  в принципиально новой модели обучения — дистанционной, обеспечивающей обмен информацией на расстоянии.

ИКТ сегодня играют ключевую роль в процессе получения, обработки, сохранения и распространения знаний. Можно выделить такие направления, как информационное моделирование – виртуальное проведение экспериментов, искусственный интеллект, позволяющий находить решения плохо формализуемых задач и задач с неполной информацией. Еще одно направление основано на методах когнитивной графики — совокупности приемов и методов образного представления условий задачи, которые позволяют сразу увидеть решение либо получить подсказку для его нахождения. Кроме того, ИКТ позволяют реализовывать методы информационного моделирования глобальных процессов, а это возможность прогнозирования многих природных ситуаций повышенной социальной и политической напряженности, экологических катастроф, техногенных аварий.

Огромное значение средства современных информационных технологий приобретают в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Информационные технологии можно рассматривать как одно из средств обучения, которые обеспечивают специальные условия для получения детей с ОВЗ качественного индивидуального и дифференцированного обучения, в связи с этим повышается эффективность обучения и происходит интеграция этих детей в современное общество.

Информационные технологии решают следующие дидактические задачи:

Переход на дистанционное обучение заставил педагогов сделать качественный скачок в освоении новых технологий. Сейчас недостаточно владеть пакетом офисных программ, уметь форматировать текст и делать презентацию. За последние несколько лет преподаватели освоили различные инструменты для организации дистанционного обучения - это Skype, Zoom, Discord и Microsoft Teams и другие.

По итогам апробации хочется выделить Zoom, как инструмент для организации групповой работы. Материалы урока можно оформить в виде видеоролика, а ограниченного времени конференции бесплатной версии вполне хватает для опроса.

Программа Skype подошла для занятий с детьми с ограниченными возможностями, в частности, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Skype позволяет вести живой диалог-трансляцию с учеником и его родителями, Интуитивно понятный интерфейс позволяет быстро освоиться, что важно скорее для родителей. Есть возможность не устанавливать программу на компьютер, а работать через браузер со смартфона. Еще несколько важных функций, помогающих в дистанционном обучении:

- чат с мгновенными сообщениями;

- обмен файлами, что позволяет пересылать материалы и принимать выполненное задание;

- демонстрация экрана, это инструмент подачи нового материала и эффективный способ делиться презентациями, фотографиями, слайдами;

- видео и голосовая почта – помогает отладить обратную связь;

- запись беседы, полезная опция, если нужно повторить урок в любое время.

Приложение Microsoft Teams Office 360 позволяет обучать в реальном времени (синхронно) с помощью прямой трансляции или групповых встреч. Это приложение использовалось в нашем техникуме вовремя дистанционной защиты дипломных работ студентов специальности 09.02.02. В данном приложении есть удобные для этого инструменты.

Например, инструмент «онлайн выступление» – позволяет включаться в голосовое обсуждение. Преподаватель располагает возможностью для передачи слова только одному выступающему и для переключения общей трансляции со своего рабочего стола на любой другой (своего рода дистанционный аналог вызова к доске). В Teams также интегрируются Word, PowerPoint, Excel, что позволило комиссии онлайн просмотреть дипломную работу, а затем презентацию к защите одновременно с выступлением студента. Комиссия также имеет возможность задавать вопросы в ходе защиты.

Контроль знаний – неотъемлемая часть обучения, проверка и оценка образовательных результатов. Сегодня существует достаточное количество тестов, для выполнения которых необходима не только хорошая память, но и размышление, и нахождение ответа и проведения вычислений. При создании тестов и опросов, можно использовать, например интернет-ресуры:  Online Test Pad, Якласс, Google Forms.

Среди этих ресурсов для контроля знаний во время дистанционного обучения хорошо себя зарекомендовал простой и удобный Конструктор тестов  Online Test Pad. Платформа представляет собой бесплатный многофункциональный сервис для создания тестов и проведения тестирования. Можно воспользоваться тестом из базы или создать свой тест. Пройдя тест, ученик сразу видит свою оценку.

Это лишь небольшая часть ресурсов, используемых педагогами, и их становится все больше. Использование ИКТ в современном образовательном процессе не просто оправдано, но необходимо. Расширяются возможности создания дидактических материалов, формируются новые методы, технологии обучения. При этом для осуществления этих процессов нужно намного меньше затрат времени, материальных ресурсов

Применение информационных технологий дает возможность педагогу совершенствовать сам процесс преподавания, повышать уровень самостоятельной работы учащихся, мотивировать их в научно-иследовательской и поисковой работы.

Пословица tempora mutantur, et nos mutamur in illis, сегодня актуальна как никогда, времена действительно меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области