Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.  Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте  составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Дети с ЗПР часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность и трудности в переключении движений, в основном не развита речь. Им очень тяжело даются подчас самые простые действия, наступает быстрая утомляемость. Тренировка пальцев рук стимулирует развитие и способствует выработке основных элементарных умений (одевание, раздевание, манипулирование ложками, ножницами и т.д.)

Недостатки развития моторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными.  Эта тема затронута в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Так же исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И.П. Павлов ,В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова, японские и китайские ученые – Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги-В.А. Сухомлинский, М. Монтессори.

Именно, по мнению известного педагога  В.А. Сухомлинского : "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они способствуют развитию внимания, мышления, памяти, оказывают благоприятное влияние на речь, помогают справиться с застенчивостью. О них можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Поэтому нужно уделять большое внимание развитию руки в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Эти дети не умеют играть, их надо научить этому, играя с ними.

Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:

а) игры без предметов; б) игры с предметами ; в) игры с использованием атрибутики.

Пальчиковые игры без предметов.

Обычно это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они  являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. К ним относятся такие игры, как «Мы делили апельсин…», «Дружба», « Домик», «Засолка капусты» и многие другие.

Пальчиковые игры с предметами.

Это  упражнения с различными предметами, которые почти всегда есть в обиходе: прищепки, эспандеры, пробки, бусы, счетные палочки, крупы, орехи, пуговицы, карандаши и др. Отличной игрушкой для развития мелкой моторики ребенка может стать компьютерная клавиатура. Ребенок будет с удовольствием нажимать клавиши клавиатуры.

Игры с использованием атрибутики.

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. Рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучше детские), на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных, детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки .

Развитию мелкой моторики рук  помогают не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с пластилином, с бумагой и ножницами и любимое всеми детьми рисование.

Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

 Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

 Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д.

Таким образом, развитие пальцевой моторики у детей с ЗПР положительно сказывается на становлении речи, необходимой при любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка с нарушением интеллекта более четкой и правильной. Систематические занятия,требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает в манипуляции с мелкими предметами. Пальчиковые игры развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Список литературы.

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11

4. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.

5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области