Самостраховка на уроках по физической культуре.
Соблюдение техники безопасности, самостраховка, ответственность за свою жизнь и жизнь тех, кто рядом. Как часто мы вспоминаем эти выражения, глядя на то, как с экрана телевизора нам педагогам, родителям, детям рассказывают о трагических случаях на уроках физической культуры, на детских соревнованиях. Складывается впечатление, что отношение к опасности, к рискам изменилось, как будто у человека не одна жизнь, а как в некоторых современных играх - несколько. Как научить ребенка себя обезопасить, научить предупреждать трагедии, в конце концов, защитить?
Это большой пласт работы педагогов, родителей и самих детей и большая ответственность взрослых за детские жизни.
Физическая культура и техника безопасности. Первостепенным является безопасность ребенка, его исходное состояние здоровья. Действует принцип - лучше недоучи, но не вреди. Вообще на уроках и занятиях внеурочной деятельности при входе в зал техника безопасности идет впереди меня, так образно выражаюсь, говорю своим коллегам. подчеркивая значимость детской жизни и ответственность педагога за нее.
Чтобы ребенок знал, что такое самостраховка, он должен знать правила соблюдения техники безопасности на уроках и занятиях физкультурой и спортом и способы обезопасить себя. Эти знания ему должны дать в первую очередь педагоги и родители, тренера и лица, проводившие занятия с детьми.
Главное, что надо объяснить, что несоблюдение правил техники безопасности и невыполнение самостраховки учеником , приводят к трагедии в семье или к тяжелым увечьям и заболеваниям.
Самостраховка обучающихся означает сознательное отношение к своей безопасности и соблюдение и выполнение правил техники безопасности.
Роль учителя в этом вопросе значима, с первого урока в первом классе объясняем, что такое техника безопасности и самостраховка на уроках физической культуры.
Заботу о своей безопасности надо начинать с одежды и обуви.
Каждый обучающийся должен знать:
Обувь должна быть нескользкой, без платформы и каблука, согласно размеру ноги, иметь резиновую подошву, завязанные шнурки .
Спортивная майка достаточно длинная, чтобы живот и спина были закрыты.
Никаких украшений .
На уроках по гимнастике по технике безопасности:
Учителю необходимо:
проверить установку и крепление всех снарядов,
организовать безопасность мест занятий – расстояние между местами занятий, площадь места занятий в зависимости от количества обучающихся.
подобрать задания, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (разноуровневое обучение(
Организовать безопасную подготовку мест занятий:
при подготовке мест занятий необходимо плотно друг к другу положить гимнастические маты, количество матов должно быть достаточно, чтобы площадь под снарядом была безопасной,
место приземление на опорном прыжке укладывается гимнастическими матами в два слоя, причем один вдоль другой поперек,
под канатом обязательно должен лежать поролоновый мат,
организовать страховку или оказание помощи учителем или обучающимися друг другу при выполнении упражнений,
при выполнении упражнений на снарядах, акробатике, опорном прыжке обязательно осуществляется страховка обучающихся друг друга или учителем.
Обучающимся запрещено:
готовить места занятий без команды,
выполнять самостоятельно упражнения на снарядах, гимнастической стенки, упражнения на акробатике,
спрыгивать с гимнастической скамейке, со снарядов,
раскачивать канат и спрыгивать с него.
Самостраховка обучающихся заключается в следующем:
правильный хват рейки у гимнастической стенки, перекладины, жерди у брусьев,
при хвате гимнастической рейке, перекладины, жерди у брусьев большой палец снизу четыре снизу,
при случайном падении с гимнастической стенки приземлиться на стопы. при возможности на расстоянии 50см, ноги согнуты,
не выставлять руку и локоть вперед для упора,
сгруппироваться, подбородок прижать к груди,
руки согнуть и прижать к груди или к туловищу, чтобы не было острых углов,
при падении с брусьев не вытягивать ногу вперед.
при соскоке с брусьев
приземлятся на согнутые ноги, стопы держать вместе,
ногу на носок и боковой свод не ставить,
руку от жерди отпускать при полном приземлении на стопы,
при падении с брусьев при возможности согнуть туловище.
Опарный прыжок:
руки на гимнастического козла (коня( при отталкивании ставить на открытую ладонь,
необходимо отталкиваться руками от козла (коня(, выпрямлять туловище
для приземления на согнутые ноги и полную стопу,
без страховки учителя или самих обучающихся прыжок не выполняется,
при падении вперед не выставлять ногу, руки, необходимо сгруппироваться.
Акробатика :
соблюдать дистанцию при выполнении акробатических упражнений,
перекатов, кувырков, моста, переворота боком.
Полоса препятствий:
соблюдать дистанцию при прохождении полосы препятствий,
при выполнении прыжков вдоль скамейки, большой палец отводим в сторону, для плотного обхвата скамейки.
На уроках по спортивным играм по технике безопасности:
Учителю необходимо:
проверить качество подготовки мячей перед уроком при необходимости накачать,
удобно разложить мячи для разбора их обучающимися,
продумать организацию мест занятий обучающихся, чтобы не бло столкновений обучающихся,
продумать организацию всего урока,
подобрать задания согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (разноуровневое обучение(,
четко подавать команды при выполнении заданий.
Обучающимся запрещено:
самостоятельно брать мячи,
касаться ногами мячей и принимать их как в футболе,
выполнять самостоятельно упражнения с мячами.
Самостраховка обучающихся заключается в следующем:
спокойно и организованно разбирать мячи для выполнения упражнений,
при выполнений упражнений с баскетбольным и волейбольным мячом не расслаблять пальцы,
быть аккуратным в обращении с мячами,
при ловле баскетбольного мяча и при приеме сверху двумя руками волейбольного мяча пальцы слегка согнуты,
при случайном падении не выставлять руку и локоть вперед для опоры,
при падении сгруппироваться , чтобы не было острых углов,
передавать упавший мяч противнику под сеткой.
На уроках по легкой атлетике по технике безопасности
Учителю необходимо:
проверить место занятий, беговые дорожки (нескользкое покрытие( ,где не должно быть ям, кочек, стекла, палок и др. мусора,
перекопать прыжковую яму на глубину до 30см,
убрать из прыжковой ямы стекло, камни и другой мусор,
рыхлить яму после каждого прыжка,
грабли класть зубьями вниз, на расстоянии 1-2м от прыжковой ямы,
брусок для отталкивания н должен на уровни беговой дорожки,
организовать обучающихся в секторе для метания малого мяча весом 150г, гранаты (очередность для метания, подбор снарядов
обучающиеся стоят в 10м от сектора метания,
следить за инвентарем - мячам и гранатами,
продумать организацию мест занятий обучающихся,
продумать организацию всего урока,
подобрать задания согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (разноуровневое обучение(,
четко подавать команды при выполнении заданий,
соблюдать температурный режим.
Обучающимся запрещено:
самостоятельно брать мячи для метания, гранаты,
находится в секторе для метания,
ловить мяч рукой при метании мяча в парах,
бегать по беговым дорожкам в противоположном направлении,
перебегать дорожки при выполнении ускорений, бега на короткие дистанции,
выполнять прыжок в прыжковую яму без команды,
жевать жевательную резинку на занятиях лёгкой атлетики.
Самостраховка обучающихся заключается в следующем:
соблюдать дистанцию при выполнении ускорений,
не отвлекаться при разминочном беге, беге на дистанции,
не ловить руками мяч при метании в парах,
быть предельно внимательным при метании мяча и гранаты,
при случайном падении на беговой дорожке, по возможности согнуть руку в локтевом суставе, падать на бок,
при падении в прыжковой яме, по возможности больше согнуться,
колени подтянуть к груди.
На уроках лыжной подготовке по технике безопасности:
Учителю необходимо:
проверить перед уроком одежду обучающихся (варежки, шарфы, куртки(
показать способы переноски лыжного инвентаря,
рассказать о пути следования до места занятий и обратно,
проверить место занятий, чтобы не было ям, кочек, посторонних предметов,
подготовить учебную лыжню или проложить на уроке, учитель впереди,
продумать о безопасности при организации мест занятий обучающихся (места спусков и подъемов(,
подобрать задания согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (разноуровневое обучение(,
продумать организацию всего урока,
подавать команды при выполнении заданий,
соблюдать температурный режим.
Обучающимся запрещено:
быть на уроке без варежек,
переносить лыжный инвентарь неуказанным способом,
самостоятельно двигаться к месту занятий,
одевать лыжи без команды учителя,
передвигаться на лыжах без команды,
выполнять спуски и подъемы без команды учителя,
поднимать лыжные палки острием вверх,
бросать лыжные палки,
снимать лыжи без разрешения учителя,
жевать жевательную резинку на занятиях по лыжной подготовки,
Самостраховка обучающихся заключается в следующем:
лыжный инвентарь до места занятий и обратно нести вертикально,
соблюдать дистанцию при передвижении до места занятий и обратно,
выполнять все команды учителя,
соблюдать дистанцию при прохождении по учебной лыжне, на спусках, подъёмах,
не выставлять лыжные палки вперед при спуске,
не отвлекаться на спусках и подъёмах,
не передвигаться пока крепление не застегнуто,
при случайном падении на лыжне не вставлять лыжные палки вперед,
при падении лыжные палки направить назад и падать на бок,
при падении во время спуска категорически запрещено выставлять лыжные палки вперед, их направить острим назад,
при возможном падении при спуске, необходимо присесть назад или согнувшись, падать на бок, согнув руку и сгруппировавшись,
Поваляева В.В.
Учитель ФК МБОУ Школа №118 г. о. Самара.
Победитель Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда ». «Отличник физической культуры и спорта » Почетный работник сферы образования Российской Федерации.