Ознакомление детей дошкольного возраста с природой через многообразие форм двигательной активности.
Здоровье и движение два взаимозависимых компонентов жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Город Норильск называют жемчужиной Заполярья. Зимы длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно. Природа Таймыра- сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота. Однако неблагоприятные природно-климатические условия, характерные для Норильского промышленного района создают дискомфортные условия для жизни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие. Из-за климатических условий наши дети ограничены в общении с объектами природы.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений понимать красрту родной природы и бережно относится ко всему живому, а также быть здоровыми и физически крепкими – стало целью педагогической работы. Следовательно, предметом исследования стали вопросы физиологического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, проживающих в районах Крайнего Севера, во многом зависит от их экологического образования.
Данные позиции обусловили выбор проекта Ознакомление детей с природой через многообразие форм двигательной активности», целью которого выступает:
-формирование здорового образа жизни, осознанного отношения детей к своему здоровью;
- повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотно высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса. Физическое воспитание детей в этом направлении играет одну из главенствующих ролей.
В работе с детьми используются разнообразные формы и методы совместной и самостоятельной деятельности, которые расширяют представления детей о самоценности природы, способствуют эмоционально-положительному отношению к ней, а также формируют у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Оптимизацию режима двигательной активности детей мы осуществляем за счет проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастика после дневного сна, упражнения на тренажерах, использование здоровьесберегающих технологий, а также интегрированные занятия, направленные на синтез разных видов деятельности.
В процессе разных форм двигательной активности дети учатся самостоятельно ставить перед собой задачи и находить наиболее рациональные их решения, чередовать задания; получают знания об окружающем мире, о природных явлениях. На занятиях решают задачи как экологического, так и физкультурно-оздоровительного характера.
В процессе работы мы руководствуемся следующими принципами:
Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурно-оздоровительное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которой ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения.
Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка.
Принцип индивидуальности. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т. д.
Нельзя забывать, что успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды. В нашем детском саду создана многофункциональная физкультурно-игровая среда.
Закаливание- еще один важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значением это имеет для детей, организм которых не выработал способности к адекватной реакции на изменения условий внешней среды. Дети, которые начали закаливаться в раннем возрасте, реже болеют. В условиях дошкольного учреждения воздушные закаливающие процедуры входят в режим дня. Наиболее эффективный метод закаливания- водные процедуры – также прочно закрепился в режиме дошкольников. И, конечно же, время водных процедур мы не забываем закреплять знания о свойствах воды, учиться бережно, относиться к воде.
Таким образом, проектная деятельность дает возможность вести работу по данной теме и добиваться хороших результатов. Благодаря природе, развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движения, объединяясь, становится мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.