Публикацию подготовил воспитатель МДОАУ № 99 « Домовенок» . г.Орск
Ражева Юлия Альфридовна.
Тема публикации: Система ТРИЗ в воспитании детей дошкольного возраста.
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС
– воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим
потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных
детей, а целенаправленном формировании творческих способностей,
развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей,
посещающих детские сады.
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся. И даже «критическое мышление» не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
Как же применить данную практику воспитателю в своей работе с детьми.
Для начала разберем что это за практика, и как она может повлиять на благополучное развитие детей дошкольников.
Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности.
По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.
Когда мы ставим перед ребенком ту, или иную задачу, в классическом подходе образования, мы ждем точного ответа и результата. По системе ТРИЗ, нет единственно верного ответа. Ребенок ищет и изобретает самостоятельный вариант решения задачи, это пробуждает в нем азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.
Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.
Предлагаю рассмотреть методы, которые я использую в своей работе, которые на мой взгляд легче всего применить в работе в ДОУ.
Метод « Мозговой штурм»
Задачи:
· Развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.
· Развивать у детей способность к анализу.
· Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
· Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
« Метод Каталога»
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.
Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
- наличие положительного и отрицательного героев;
- зло, причинённое отрицательным героем;
- борьба положительного героя со злом;
- присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
ММЧ(метод маленьких человечков)
Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. ММЧ помогает дошкольникам понять, что происходит внутри вещей (систем).
Данные методики позволяют мне, как воспитателю в большей степени расположить детское внимание и доверие. Дети раскрываются с новой стороны, им легче усваивать новые знания и совершенствовать их на практике. При проведении занятий, по этой системе, даже самые скромные, необщительные дети, выходят на контакт.
Рекомендую всем педагогам пробовать работать со своими воспитанниками по этой системе. Переходить с авторитарного стиля общения с детьми на личностно ориентированные. Ориентироваться прежде всего на детей, их потребности и возможности. Спасибо за внимание.