Конспект непосредственной образовательной деятельности
По формированию элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие в страну «Математика»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Выполнила: Воспитатель Назаренко Ирина Александровна | |
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну «Математика»
Цель: систематизировать знания детей по элементарным математическим представлениям.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Методы и приемы:
Наглядный: использование иллюстраций
Словесный; объяснение решения задач, напоминание, указание, вопросы, похвала, индивидуальные ответы детей.
Практический: дидактические игры, выполнение заданий.
Поощрение и анализ занятия.
Предварительная работа: закрепление знаний о геометрических фигурах с помощью различных дидактических игр, закрепление знаний прямого и обратного счета до 10, решение задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.
Демонстрационный материал: числовой ряд, геометрические фигуры из картона крупные, конверты с заданиями, иллюстрации для составления и решения задач, демонстрационные карточки с изображением игрушек - 7 штук. наборное полотно, Раздаточный материал: геометрические фигуры из картона по количеству детей, карточки с точечным изображением медведя изображение по количеству детей, для каждого 1 простой карандаш, счетные палочки.
Словарная работа: Совершенствовать речь детей, формировать умение детей поддерживать беседу, правильно и полным ответом отвечать на вопросы. Активизировать в речи детей слова: задача, больше, меньше.
Индивидуальная работа: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 у Ромы, Даши, Саши.
Структура занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
«Сегодня у нас необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.» ( Дети здороваются .)
Дети вместе с воспитателем встают в круг
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся,
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.
(дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Мозговой штурм.
Воспитатель: Прежде чем мы начнем с вами играть, давайте, вспомним какое сейчас время года? Какие зимние месяцы вы знаете?(Декабрь, Январь, Февраль)
Воспитатель: Какой сегодня день недели? (Сегодня четверг).
Воспитатель: Сколько всего дней в неделе? (В неделе 7 дней).
Воспитатель: Какой день недели идет сразу после выходных? (Понедельник)
Воспитатель: Сколько рабочих дней? Назовите их.
(Рабочих дней 5. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).
Воспитатель: Сколько выходных дней? Назовите их.
(Выходных дней 2. Суббота, воскресенье).
Воспитатель: Хорошо, вспомнили все дни недели.
Ход занятия:
Часть 1
Воспитатель:
- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Воспитатель:
- Из какой сказки гости, ребята?
Ответы детей:
- Маша и Медведь.
Воспитатель: Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили прийти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Они узнали, что вы ходите в старшую группу, и решили проверить ваши знания. Вас ждут интересные математические задания, вы должны будете их выполнить, показав свои знания, умения и сообразительность. Задания, для вас, находятся в конвертах. Будьте внимательны. Воспитатель: Ну, что ребята, покажем Маше и Медведю, как вы знаете математику? (Да)
- У каждого их них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя?
Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.(Правильно ребята)
Воспитатель: Берем конверт открываем и читаем задание
Задание №1
У вас на столах лежат геометрические фигуры. Я буду называть предметы, а вы выкладывать ту геометрическую фигуру, на которую предмет похож. Например: тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик.)
- Какие геометрические фигуры выложил Даша, Наташа, Максим?
- Сколько всего фигур? Молодцы, быстро справились с заданием.
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием успешно справились. Я убираю конверт.
Воспитатель: - А теперь возьмем конверт у Медведя. Открываем его
Задание № 2 «Вы смекалку проявите и задачи все решите!»
1.Сколько ушей у 3-х мышей? (шесть)
2. Сколько хвостов у двух ослов?(два)
3. Сколько ног у мальчика и его кота? (две ноги, у кота - лапы)
4. Кто старше 3-х летний Петя или 5-ти летний Саша? (Саша)
5. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц?(3) Почему?
6.Сколько животиков у 5 бегемотиков ?(5)
Воспитатель: Вы постарались, успешно выполнили второе задание
Воспитатель: А теперь берем Машин конверт открываем его.
Задание № 3 «Назови число»
-Воспитатель:
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Нужно выстроить числовой ряд от 1 до 10.
Все числа забыли свои места и перепутались. Ребята, давайте поможем каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему
Какие цифры не на своем месте?
Дети: 3, 5, 8 не на своем месте (дети ставят на доске)
Женя, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.
Егор, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от10 до 1.
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Назови число, которое больше меньше 7 на 1.
Назови самое маленькое число (1), самое большое (10)
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Маша приглашает вас поиграть.
- Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
Воспитатель:
- Хорошо отдохнули. да? Я смотрю у Маши еще один конверт, откроем его?
Задание № 4
Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).
- Сколько палочек использовали для домика Маши? (6) Для домика Медведя?(11)
-Какие красивые домики у вас получились. Молодцы ребята.
- Ну что же продолжаем. Открываем Мишкин конверт № 5
Задание № 5 « Глазки быстро закрывайте. Изменилось что? Узнайте»
- Перед вами карточки с изображением
(дети называют: кукла, машина, клоун, мяч, неваляшка, кубики, пирамида)
- Посмотрите внимательно (5 сек)
- Закройте глаза (меняют местами 2 карточки)
- Открывайте глаза. Скажите, что изменилось.
(дети называют: кукла была 2-я, а стала 5-я, а мяч был 5-й, стал 2-м) и т.д.
- Ребята, какие вы внимательные. Я не сомневаюсь, что и с последним заданием вы легко справитесь.
Ребята, давайте поиграем. Кто знает, тот дальше считает!»
Вставайте в круг, я буду бросать вам мяч и называть число, а тот, кому я бросила мяч, продолжает считать от этого числа дальше до 10, или в обратном порядке до 1. В каком порядке начинаем считать, в прямом, или обратном? (игра проходит по 4-5 раз сначала в одном порядке счета, и столько же раз в другом)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь присядем за столы, где нас ждет другая игра
- Посмотрите, ребята, вот мы и добрались почти до последнего конверта.
Задание № 6 «Рисуем по точкам
Ребята, Мишка хочет подарить вам картину, а кто на ней изображен вы поймете, когда соедините карандашом все точки от 1-10.
Воспитатель: С таким сложным заданием справились вы, потому что были внимательны.
Воспитатель: А теперь я попрошу вас всех встать.
- Сейчас я возьму последний конверт у Маши и прочитаю. «Сюрприз найдете, если сделаете 5 шагов вперед, повернете налево и сделает 2 шага вперед».
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? (Да).
Чем мы с вами занимались? (строили домики из счетных палочек, считали дни недели ,ходили по лабиринту и нашли сюрприз. )
Какие задания вам показались самыми сложными? (ответы)
Егор, с каким заданием ты легко справился. (ответы)
Как вы думаете нужна нам с вами математика? (Да, нужна).
Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как вы любите и знаете математику.