Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЧЬ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЧЬ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Кизилова Е.В. педагог-психолог МБОУСОШ№20 г.Ставрополь

«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются», так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес (СНОСКА: Лейтес Н. С Умственные способности и возраст. М., 1971, с. 44.).

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить. Ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ. Если ребенок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Ребенок легко и с радостью произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово. Затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Методисты предлагают следующую схему видов речи для систематической организации работы по развитию речи. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Шести - семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся, доступны младшему школьнику. Но здесь следует включить множество «если»: - если ребенок развивался в культурной языковой среде,

- если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других;

- если ребенок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым;

- если не имеет специфических особенностей, которые влияют на отличия воспроизведения устной и письменной речи одного ребёнка от другого.

Разнообразие границ развития личности младшего школьника очень широки. Структура личностного строения и проявления способностей во вне идет по множественным категориям. Рассмотрим основные направления свойств развития психики личности младшего школьника:

Проявление основных черт личности

в противоположном осмыслении

уважение мнения других

непонимания чувств и действий других

доброжелательность

игнорирование

коммуникабельность

пренебрежение

принятие

нетерпимость

снисходительность

эгоизм

доверие

равнодушие

гуманизм

цинизм

энергичность

агрессивность

честность

расчетливость

Изобилие личностных качеств школьника, несомненно, влияет на его устную и письменную речь. Качества личности проявляются, как векторы, которые в свою очередь влияют на:

-  содержательность речи, которая определяется количеством выраженных в ней мыслей, переживаний и стремлений, их значительностью и соответствием реальной действительности;

- логика речи, которая определяется последовательностью, обоснованностью изложения, отсутствием пропусков и повторений, лишней информации, не относящейся к теме, наличием обоснованных, содержательных выводов;

- точность речи, характеризующаяся умением говорящего или пишущего ребенка не просто передать определенные факты, но и выбрать для этой цели наиболее соответствующие языковые средства – слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения;

-  разнообразие языковых средств, различных синонимов, различных структур предложения;

-  ясность речи - ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом, предполагающая учет возможностей, интересов и других качеств адресата речи;

-  выразительность речи – живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, благодаря чему становится возможным, используя выразительные средства (интонации, отбор фактов, слов, их эмоциональная окраска, построение фразы и др.), повлиять не только на логическую, но также на эмоциональную, эстетическую область сознания;

-  правильность речи – ее соответствие литературной норме, которая включает грамматическую правильность (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную правильность для письменной речи, произносительную, орфоэпическую правильность для устной речи.

В процессе социализации растущий ребенок должен вступать в межличностные отношения, уметь их устанавливать, так как это обеспечивает создание благоприятной ситуации развития ребенка, его успешную социализацию, удовлетворяет потребность в общении. Многие младшие школьники испытывают серьезные трудности в межличностных отношениях: они не умеют по собственной инициативе вступать в контакт с другими людьми (сверстниками и взрослыми) и поддерживать это контакт, адекватно выражать свои симпатии и антипатии, поэтому эти дети часто конфликтуют, ведут себя агрессивно с окружающими или замыкаются в одиночестве.

Литература

1.Абрамян, Л. А. Игра дошкольника и младшего школьника [Текст] / Л. А. Абрамян. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 285 с.

2.Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 538 с.

3.Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / Б. С. Волков. – М. : Кнорус, 2018. – 348 с.

4.Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский / Собр. соч.: В 6т. – М. : Просвещение, 1984. – Т. 2. – С. 126-154

5.Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.

6.Психология детей младшего школьного возраста [Текст] ; под ред. А. С. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 583 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области