ШУШЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
преподавателя Шушенской детской школы искусств
ШМЫТОВОЙ О.В.
с ученицами младшего класса
Черных Леной и Врачевой Викой
На тему:
«От сказки к музыкально-исполнительскому развитию ученика в процессе работы
над музыкальным произведением в классе фортепианного ансамбля»
ШУШЕНСКОЕ
Цели:
Задачи:
1. Ознакомление с формами произведений разных жанров.
2. Активизировать музыкальное воображение и мышление ученика посредством ансамблевого музицирования в пьесах разного жанра.
3.Развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающих пианистов в фортепианном ансамбле.
4.Расширить музыкальный кругозор, выходящий за рамки сольного фортепианного репертуара. Знакомство с творчеством композиторов разных эпох.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Изучение искусства совместной игры начинается с первых занятий.
Игра даже одной ноты или исполнение метроритмической пульсации (ладошками, шумовыми инструментами) вовлекают ученика в процесс совместного музицирования. Ансамбль является одним из самых востребованных видов совместного музицирования и развивает интерес к коллективному творчеству и ответственность за конечный результат.
Лена и Вика - учащиеся 2 класса ДШИ. Кроме этого, они учатся в одном классе общеобразовательной школы. Дружны между собой. У них общие интересы: обе любят слушать музыку, читать, делать поделки. Девочки учатся на фортепианном отделении. Схожесть интересов и характеров детей очень важны при подборе пары для игры в ансамбле.
Ансамбли они играли пока только с педагогами. Так что навык игры дуэтом у них уже есть. Наш показ - это работа не одного урока. В сжатой форме мы пытаемся показать все этапы работы над произведениями.
Задача нашей работы ознакомить детей с разными музыкальными формами на образцах классической и современной музыки, показать пьесы разного жанра, разных эпох и стилей. Одновременно, речь пойдет о развитии тембрового, гармонического, ладотонального и ритмического слуха, посредством ансамблевого музицирования у детей младшего класса.
Тембровый слух это умение слышать внутренним слухом тембры различных инструментов, голосов.
Гармонический ладотональный слух-это умение слышать в аккорде не только каждый звук, но и чувствовать гармоническую, эмоциональную окраску аккорда.
Ритмический слух - это умение чувствовать эмоциональную выразительность ритма. Чувствовать ровный метр – пульс произведения.
Для расширения музыкального кругозора мы взяли программу из произведений разного жанра. Для ознакомления с классической музыкой – СОНАТИНА XVIII века неизвестного композитора.
Поскольку девочки учатся у разных преподавателей начальный этап работы, разбор произведений, был сделан с педагогами в классе.
«Сонатина до мажор»
В 1 классе дети знакомились с произведениями крупной формы в виде вариации. Сонатина это подготовительный этап к работе над сонатным аллегро. В ней так же есть контрастные темы, которые условно можно назвать главной, побочной и заключительной партиями. Опираясь на время создания сонатины XVIII век: век балов, пышных платьев и париков мы с девочками нашли ассоциацию-образ «Золушка на балу», который помогает восприятию музыки и развитию музыкального мышления.
«Сонатина» написана в одночастной форме.
В этой сонатине, как и в сонатном аллегро есть экспозиция, показывающая две разнохарактерные темы, заключительная партия с модуляцией в тональность D, четырехтактная разработка и реприза, целиком повторяющая экспозицию.
Экспозиция состоит из двух контрастных тем, которые условно можно назвать главной и побочной партиями и заключительного эпизода. Первая тема звучит на пиано. Движение мелодии на легато по близким звукам придает ей нежный характер, а трехдольный размер придает теме некую танцевальность и изящность, вызывая ассоциацию с образом Золушки.
Главная тема состоит из двух фраз. Работая над мелодией, говорим о динамическом развитии. Чтобы не было деления на двутакты, начинаем вторую фразу с той силы звучания, на которой заканчиваем первую, так как эта фраза повторяется на ступень ниже.
Выстраивая развитие мелодии, которая проходит в первой партии, обращаю внимание на важность второй партии - она аккомпанирует, значит должна быть тише. Штрих non legato подчеркивает аккомпанирующее значение второй партии. Мы ищем сравнение с тембром музыкальных инструментов, чтобы было понятнее соотношение партий. Мелодию исполняют скрипки, а аккомпанемент-оркестр, так как четкая пульсация восьмых в нижнем регистре в интервалах сексты, кварты, терции создает звуковую наполненность и объем. Учимся выстраивать баланс мелодии и аккомпанемента. Привожу образное сравнение – мелодия – это платье, аккомпанемент - туфельки. Чем они изящнее, тем легче танец. Калоши явно не украсят ни платье, ни танец.
Вторую тему можно сравнить с образом принца. Благодаря штриху нон легато, движению мелодии по звукам трезвучий T,S и контрастной динамике тема приобрела решительный характер. Появление мелодической линии баса и ротационного движения шестнадцатых нот в правой руке второй партии создают ощущение звучания всего оркестра, подчеркивая характер темы.
Заключительная партия это четырехтактное построение с модуляцией в тональность доминанты.
Даю понятие экспозиции. Экспозиция-это показ всех тем: главной, побочной и заключительной партий.
Анализируем тональный план. Начало сонатины в Сdur, а в заключительной партии происходит модуляция в G-dur. Значит, нет ощущения законченности. Говорим, что D всегда стремится в Т. Нужно вернуться в первоначальную тональность, то есть в Cdur.
Поскольку мы нарисовали картинку бала, девочки сказали, что принц должен пригласить Золушку на танец.
Четырехтактная разработка построена на главной и побочной партиях. В первой партии ансамбля, в левой руке, идет мелодия баса из темы принца.
Со сменой динамики (форте на меццо-форте) и регистра (большая октава-вторая октава), она поменяла свой характер, стала мягче. В правой руке – мелодия похожа своим движением и строением на тему главной партии Золушки.
Во второй партии аккомпанемент написан ротационным движением шестнадцатых нот в правой руке и басом на первую долю в левой руке. Чтобы услышать ладовое звучание, играем вторую партию аккордами. Говорим о смене звучания минора и мажора.
Даю понятие разработки. Разработка-это развитие мотивов из разных тем.
Анализируя текст дальше, отмечаем, что экспозиция повторяется целиком.
Повторение в музыке называется реприза.
Отмечаем, что заключительная партия в репризе звучит только на форте и переходит в двухтактовое окончание, которое закрепляет тональность C-dur и ставит точку в произведении.
Это окончание можно условно назвать кодой.
Для одновременного снятия последней ноты, я сделала подтекстовку последнего такта: «ВОТ И КОНЧЕН БАЛ. ВСЕ!»
Так через сказку я дала ученицам понятие о форме сонатного аллегро