Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"От сказки к музыкально-исполнительскому развитию ученика"

Развитие образного мышления и ознакомление с сонатной формой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ШУШЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

преподавателя Шушенской детской школы искусств

ШМЫТОВОЙ О.В.

с ученицами младшего класса

Черных Леной и Врачевой Викой

На тему:

«От сказки к музыкально-исполнительскому развитию ученика в процессе работы

над музыкальным произведением в классе фортепианного ансамбля»

ШУШЕНСКОЕ

Цели:

Задачи:

1. Ознакомление с формами произведений разных жанров.

2. Активизировать музыкальное воображение и мышление ученика посредством ансамблевого музицирования в пьесах разного жанра.

3.Развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающих пианистов в фортепианном ансамбле.

4.Расширить музыкальный кругозор, выходящий за рамки сольного фортепианного репертуара. Знакомство с творчеством композиторов разных эпох.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Изучение искусства совместной игры начинается с первых занятий.

Игра даже одной ноты или исполнение метроритмической пульсации (ладошками, шумовыми инструментами) вовлекают ученика в процесс совместного музицирования. Ансамбль является одним из самых востребованных видов совместного музицирования и развивает интерес к коллективному творчеству и ответственность за конечный результат.

Лена и Вика - учащиеся 2 класса ДШИ. Кроме этого, они учатся в одном классе общеобразовательной школы. Дружны между собой. У них общие интересы: обе любят слушать музыку, читать, делать поделки. Девочки учатся на фортепианном отделении. Схожесть интересов и характеров детей очень важны при подборе пары для игры в ансамбле.

Ансамбли они играли пока только с педагогами. Так что навык игры дуэтом у них уже есть. Наш показ - это работа не одного урока. В сжатой форме мы пытаемся показать все этапы работы над произведениями.

Задача нашей работы ознакомить детей с разными музыкальными формами на образцах классической и современной музыки, показать пьесы разного жанра, разных эпох и стилей. Одновременно, речь пойдет о развитии тембрового, гармонического, ладотонального и ритмического слуха, посредством ансамблевого музицирования у детей младшего класса.

Тембровый слух это умение слышать внутренним слухом тембры различных инструментов, голосов.

Гармонический ладотональный слух-это умение слышать в аккорде не только каждый звук, но и чувствовать гармоническую, эмоциональную окраску аккорда.

Ритмический слух - это умение чувствовать эмоциональную выразительность ритма. Чувствовать ровный метр – пульс произведения.

Для расширения музыкального кругозора мы взяли программу из произведений разного жанра. Для ознакомления с классической музыкой – СОНАТИНА XVIII века неизвестного композитора.

Поскольку девочки учатся у разных преподавателей начальный этап работы, разбор произведений, был сделан с педагогами в классе.

«Сонатина до мажор»

В 1 классе дети знакомились с произведениями крупной формы в виде вариации. Сонатина это подготовительный этап к работе над сонатным аллегро. В ней так же есть контрастные темы, которые условно можно назвать главной, побочной и заключительной партиями. Опираясь на время создания сонатины XVIII век: век балов, пышных платьев и париков мы с девочками нашли ассоциацию-образ «Золушка на балу», который помогает восприятию музыки и развитию музыкального мышления.

«Сонатина» написана в одночастной форме.

В этой сонатине, как и в сонатном аллегро есть экспозиция, показывающая две разнохарактерные темы, заключительная партия с модуляцией в тональность D, четырехтактная разработка и реприза, целиком повторяющая экспозицию.

Экспозиция состоит из двух контрастных тем, которые условно можно назвать главной и побочной партиями и заключительного эпизода. Первая тема звучит на пиано. Движение мелодии на легато по близким звукам придает ей нежный характер, а трехдольный размер придает теме некую танцевальность и изящность, вызывая ассоциацию с образом Золушки.

Главная тема состоит из двух фраз. Работая над мелодией, говорим о динамическом развитии. Чтобы не было деления на двутакты, начинаем вторую фразу с той силы звучания, на которой заканчиваем первую, так как эта фраза повторяется на ступень ниже.

Выстраивая развитие мелодии, которая проходит в первой партии, обращаю внимание на важность второй партии - она аккомпанирует, значит должна быть тише. Штрих non legato подчеркивает аккомпанирующее значение второй партии. Мы ищем сравнение с тембром музыкальных инструментов, чтобы было понятнее соотношение партий. Мелодию исполняют скрипки, а аккомпанемент-оркестр, так как четкая пульсация восьмых в нижнем регистре в интервалах сексты, кварты, терции создает звуковую наполненность и объем. Учимся выстраивать баланс мелодии и аккомпанемента. Привожу образное сравнение – мелодия – это платье, аккомпанемент - туфельки. Чем они изящнее, тем легче танец. Калоши явно не украсят ни платье, ни танец.

Вторую тему можно сравнить с образом принца. Благодаря штриху нон легато, движению мелодии по звукам трезвучий T,S и контрастной динамике тема приобрела решительный характер. Появление мелодической линии баса и ротационного движения шестнадцатых нот в правой руке второй партии создают ощущение звучания всего оркестра, подчеркивая характер темы.

Заключительная партия это четырехтактное построение с модуляцией в тональность доминанты.

Даю понятие экспозиции. Экспозиция-это показ всех тем: главной, побочной и заключительной партий.

Анализируем тональный план. Начало сонатины в Сdur, а в заключительной партии происходит модуляция в G-dur. Значит, нет ощущения законченности. Говорим, что D всегда стремится в Т. Нужно вернуться в первоначальную тональность, то есть в Cdur.

Поскольку мы нарисовали картинку бала, девочки сказали, что принц должен пригласить Золушку на танец.

Четырехтактная разработка построена на главной и побочной партиях. В первой партии ансамбля, в левой руке, идет мелодия баса из темы принца.

Со сменой динамики (форте на меццо-форте) и регистра (большая октава-вторая октава), она поменяла свой характер, стала мягче. В правой руке – мелодия похожа своим движением и строением на тему главной партии Золушки.

Во второй партии аккомпанемент написан ротационным движением шестнадцатых нот в правой руке и басом на первую долю в левой руке. Чтобы услышать ладовое звучание, играем вторую партию аккордами. Говорим о смене звучания минора и мажора.

Даю понятие разработки. Разработка-это развитие мотивов из разных тем.

Анализируя текст дальше, отмечаем, что экспозиция повторяется целиком.

Повторение в музыке называется реприза.

Отмечаем, что заключительная партия в репризе звучит только на форте и переходит в двухтактовое окончание, которое закрепляет тональность C-dur и ставит точку в произведении.

Это окончание можно условно назвать кодой.

Для одновременного снятия последней ноты, я сделала подтекстовку последнего такта: «ВОТ И КОНЧЕН БАЛ. ВСЕ!»

Так через сказку я дала ученицам понятие о форме сонатного аллегро

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области