Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Гендерные переживания одиночества в юношеском возрасте и способы психологической помощи

Цель выявить отличительные особенности переживаний одиночества юношами и девушками и найти способы психологической помощи. Задачи 1. Выявить актуальность данной проблемы 2. Провести, рассмотреть и сделать выводы по результатам эмпирического исследования особенностей одиночества 3. Разработать рекомендации для оказания психолого-педагогической помощи детям в юношеском возрасте с проблемами одиночества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Гендерные переживания одиночества в юношеском возрасте и способы психологической помощи

Тихонова Д. А.

e-mail: dianatihonova.98@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается актуальность и уровень исследованности проблемы одиночества в юношеском возрасте на современном этапе развития общества. Рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей одиночества. Описываются и анализируются результаты исследований, проведенные по данной проблеме с помощью методик, определяющих виды и уровень одиночества. Разрабатываются рекомендации для оказания психолого-педагогической помощи детям в юношеском возрасте с проблемами одиночества.

Ключевые слова: одиночество, юношеский возраст, гендер, гендерные особенности.

Одной из серьезнейших проблем современного общества является одиночество молодых людей. Динамика современного мира отражается в сфере личностного восприятия мира и построения субъективной линии поведения в нем каждым человеком. Для формирования социально самостоятельной, социально устойчивой, мобильной, ответственной личности современный молодой человек должен процесс социализации пройти полностью, не замыкаясь в себе и не останавливаясь на определенном этапе. Иначе он может столкнуться с еще более серьезными проблемами как: депрессия, наркомания, алкоголизм, попытки суицида.

В данном возрасте у человека появляется острое ощущение того, что ему открывается много нового не только в самом себе, но и во взаимоотношениях людей, в жизни в целом. С одной стороны, может возникнуть желание одиночества, замкнутость, а с другой, рождается жажда общения, желание быть откровенным, понятым. Отсюда и стремление к дружбе. Поэтому в юношеском возрасте человек нуждается в постоянной поддержке взрослых и друзей. В компании сверстников он ищет одного, с кем можно поделиться всеми своими секретами, кто мог бы стать опорой. Основная причина данного стремления - желание найти понимающего тебя человека. Как отмечают такие исследователи, как Р Вейс, У. Садлер, К. Боумен именно отсутствие такого человека, понимания является причиной появления чувства одиночества [2].

Осознание чувства одиночества в первую очередь связано с актуализацией социальных расширяющихся потребностей, которые присущи юношескому возрасту. Среди них: потребности в знакомстве с людьми разных социальных ориентаций и опыта, в расширении дружеских отношений; потребности в установлении важных межличностных отношений; желание быть принятым различными социальными группами. Очень важной потребностью у молодых людей является и потребность в уединении, так как только наедине с самим собой он может «переварить» и осмыслить происходящие с ним изменения, оценить свои отношения и себя, определить свою позицию и линию своего поведения[1]. Именно уединение помогает проигрывать всевозможные роли, недоступные им в реальной жизни, моделирование разных ситуаций, в том числе критических и сложных.

Исследования О. А. Тырнова показали, что у девушек переживание одиночества сильнее, это больше связано с низкой самооценкой, чем у парней, хотя такие ученые, как И. Левин и Дж. Стокс, все же оспаривают это, казалось бы, очевидное положение. Ввиду этого, возник интерес к исследованию гендерных особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте[3].

На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Йошкар-Олы» было проведено эмпирическое исследование на выявление гендерных особенностей переживания одиночества в ранней юности.

В исследовании приняли участие 22 ученика старшей школы (11 юношей и 11 девушек). Главная цель – это выявление гендерных особенностей переживания одиночества.

В результате изучения уровня переживания одиночества в гендерном аспекте с помощью «Шкалы одиночества» (Д.Рассел, М. Фергюсон, Л. Пепло) и вида одиночества по опроснику С. Г. Корчагиной. По опроснику «Шкала одиночества» было обнаружено, что девушки (27,3%) в отличие от молодых людей (9,1%) более склонны к переживанию одиночества. С Г. Корчагина выделяет такие виды одиночества, как диффузное, отчуждающее и диссоциированное. У большинства мальчиков выявлен отчуждающий вид одиночества (63,6%), а у девочек диффузный (45,4%). Самым тяжелым видом одиночества является диссоциированный вид, который выделяется и у юношей (9,1%), и у девушек (27,3%), но в меньшем количестве. Скорее всего, это может обуславливаться тем, что у девушек более развита чувствительность к происходящим внешним и внутренним событиям, у них больше работает правое полушарие, которое имеет дело с абстрактными вещами такими как эмоции, творческий потенциал. Они в наибольшей мере склонны испытывать различные чувства и состояния. Одним из таких состояний является одиночество, которое предусматривает ситуации уединения, «разговора с собой». Девушки в большей мере предпочитают анализировать происходящие ситуации в их жизни, а также строить планы на будущее. Этого всего можно добиться именно в ситуациях уединения. А у юношей больше работает левая сторона полушария, которая имеет дело с логикой, рассуждением, поэтому они меньше чувствуют и менее подвержены состоянию одиночества.

На наш взгляд, психолого-педагогическое содействие в преодолении одиночества как для юношей, так и для девушек должно продвигаться по двум направлениям:

1. Организация определенных внутренних условий. К данным условиям относится формирование готовности и желания молодого человека изменить.

2. Изменение некоторых внешних условий для преобразования одиночества в позитивное переживание. В данном случае нужно помочь ребенку наладить отношения с окружающими.

Работу психолога можно разделить условно на два вида.

Первый вид – это индивидуальная работа с молодыми людьми: проведение тренингов, бесед, консультирования, дискуссионных клубов, круглых столов.

Второй вид психологической работы - работа с семьей: семейное консультирование, беседы с родителями; проведение совместных мероприятий; трудотерапия.

Таким образом, можно сделать вывод, что в юношеском возрасте одиночество переживается, преимущественно как личная заброшенность и ущербность, некое тягостное невыносимое, недобровольное состояние, от которого хочется бежать прочь, отсутствие внимания со стороны других, появляется неприятие себя. Переживается одиночество от недостатка себя, от бессилия, нежелания и неумения применять свои возможности и ресурсы. Как правило, девушки в отличие от парней более склонны к переживанию одиночества, и помочь исправить данную проблему могут психологи.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области