Развитие мышления старших дошкольников с помощью ассоциативных игр и упражнений.
В контексте требований ФГОС ДО, дошкольное воспитание, основная его часть: «Рассматривает использование приемов логического мышления, умения дошкольника сравнивать и устанавливать связи между различными понятиями, умение анализировать, синтезировать предметы, их свойства. Приобретение с помощью приемов логического мышления навыков переработки информации, способствует овладению ребенком более глубокими знаниями, обеспечивает понимание развития закономерностей окружающей действительности, в отличие от тех, кто полагается лишь на запоминание материала в обучении».
Н.Н. Поддъяков подчеркивает в своих трудах факт, что «основное внимание при подготовке к обучению в школе уделяется развитию логического мышления дошкольника, так как недостаточная его форсированность замедляет развитие познавательных процессов, снижает качество обучения. У детей с тяжелыми нарушениями речи, часто отмечаются проблемы в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления:
- мышление детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется отставанием в темпе развитии;
- дети не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами–орудиями, т.е. у них отсутствует перенос способа действия;
- не умеют ориентироваться в условиях проблемной задачи, они не анализируют эти условия (повторяют одни и те же ошибочные варианты);
- у детей с ТНР наблюдается слабая связь между словом и делом;
Исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А.Люблинская, Д.Б. Эльконин) говорят о том, что результативность процесса развития мышления старших дошкольников и младших школьников зависит от способа организации учебной деятельности. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания.
Как считают Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, благодаря игре, у детей с нарушениями речи, к окончанию детского сада, наблюдаются значительные успехи в развитии мыслительных операций (нахождение характерных признаков предметов и явлений окружающего мира; сравнение, группировка, классификация предметов по признакам, обобщение, умозаключение), отмечаются положительные сдвиги в речевом развитии дошкольников.
Кислов А.В., Пчелкин Е.Л. в методических рекомендациях "Образные ассоциации, система игр", приводят результаты своих исследований, которые показали, что, «шесть занятий двадцатиминутных на развитие образно-ассоциативного восприятия улучшают память у детей 4-х лет-в двое. Те же усилия с детьми 5-ти лет – улучшают память на 50%, а с детьми 6-ти лет лишь на 15%. Следовательно, лучший результат зависит от того, насколько раньше начать работу с детьми в этом направлении».
Ассоциация – это связь между отдельными, явлениями, объектами, которые отражаться в сознании человека и «отпечатываться» в его памяти: актуализация одного объекта вызывает образ другого соотносящегося с ним. В свою очередь способ ассоциаций способствует эффективному развитию словесно-логического мышления: регулирует процесс образования смысловых связей, развивает воображение, связывает определенную задачу подобными признаками других объектов символами, образами. Стимулирует процесс запоминания и вспоминания информации (через создание ассоциативной цепочки). Инклюзивное образование обязывает педагогов расширять границы своих познаний, использовать в работе новые обучающие методы с учетом наиболее эффективных мер коррекционного воздействия по формированию мыслительных процессов. Упражнения и игры на ассоциативные образы способствуют развитию всех мыслительных операций, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте, они являются хорошей тренировкой: с их помощью можно развивать память, они положительно сказывается на адаптации к различным ситуациям и поисках решения проблем.