Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель. Развитие творческих способностей детей младшего возраста, средствами нетрадиционного рисования. Задачи 1. Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционной техники рисования с использованием различных изобразительных материалов 2. Формировать умение детей применять традиционные и нетрадиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от изобразительной деятельности 3. Развивать детское творчество путем создания творческих ситуаций в художественно – изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги 4. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражению чувств, отношений, приобщение к миру прекрасного 5. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы 6. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка 7. Создать все необходимое для реализации поставленной цели.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №7»

390048 г. Рязань ул. Зубковой д.26вe-mail ds7ryazan@ryazangov.ru

тел/факс 27 89 44

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Разработала Чернецова А.В.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №7» г. Рязань

Введение.

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.А. Сухомлинский

Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. И это прекрасно! Ведь в художественной деятельности заложен громадный потенциал.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, формируется его мировоззрение. На мой взгляд, этот возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Но проблема творчества остается одной из самых неразработанных.

Дети всегда фантазируют, экспериментируют и творят, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Формирование творческой эстетически развитой Личности - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Вот поэтому психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы.

Актуальность.

Актуальность использования современных нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных ДОО.

Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных ДОО есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ. Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в ДОО, которые не развивают творческую личность. Поэтому необходимость использования нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности детей не подвергаются сомнению. Разнообразие предоставляемых детям изобразительных нетрадиционных материалов, отход от традиционных и привычных способов создания продуктов деятельности, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

В настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

В работе используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Новизна

Новизной и отличительной особенностью данной разработки является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. Они не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными и только начинают свою историю, хотя известны много лет.

В работе используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, и удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения занятия с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.

Обоснование выбранной темы

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник — это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Цель.

Развитие творческих способностей детей младшего возраста, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Методическое обеспечение опыта:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

Форма и методы реализации программы:

- групповая и индивидуальная работа с детьми;

- выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

- мастер - классы с педагогами и родителями;

- консультации для родителей и педагогов;

- оформление предметно-окружающей среды

Виды используемых техник нетрадиционного рисования:

- рисование пальчиками;

- рисование ладошкой;

- рисование ватными палочками;

- оттиск пробкой, поролоном;

- оттиск печатками из картофеля;

- тычок жесткой полусухой кистью, коктейльной трубочкой;

- рисование восковыми мелками и акварелью;

- рисование свечой и акварелью.

Интеграция образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- художественно- эстетическое развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

- познавательное развитие.

Предполагаемый результат:

- снять детские страхи;

- развить у детей уверенность в своих силах;

- развить пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- научить детей работать с разнообразным материалом;

- развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- развить мелкую моторику рук;

- развить творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.

Также, нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные приемы изобразительной деятельности открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Список используемой литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области