Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока русского языка " Понятие о бессоюзном сложном предложении"

1. Дать понятие о бессоюзном сложном предложении, формировать умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, формировать практические умения и навыки у обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике. 2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению аргументированно доказывать. 3. Формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении бессоюзного сложного предложения, формировать умения ставить цель, выделять существенное, планировать работу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Дата проведения урока: 28.02.2022 г.

Класс: 9

ОУ: МКОУ СОШ № 3 п. Михайловка

Учитель-предметник: Катрушенко Наталья Леонидовна

УМК: Русский язык: учебник для 9 класса образовательных учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.- М: Просвещение, 2019 г.

Цели для ученика

Обучающие:

1.Дать понятие о бессоюзном сложном предложении, его особенностях.

2. Совершенствование пунктуационных навыков.

3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Цели для учителя
Образовательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение»

Развивающие:

1. Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления;

2. Способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование).

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к слову, толерантность.

Тип урока
Урок-изучение нового материала.

Форма урока
Комбинированная.

Опорные понятия, термины
Сложное предложение

Бессоюзное предложение

Интонация

Знаки препинания.

Новые понятия

Бессоюзное предложение

Интонация

Знаки препинания.

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Работа в парах

Самостоятельная работа

Тестовый контроль

Домашнее задание
Параграф 31.

Повторить изученные термины.

Выполнить упр.185

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Психологический настрой на урок.

По русскому языку в 9-м тема одна:

«Синтаксис сложного предложения» называется она.

Синтаксис – это строение,

Имеет большое значение.

Сложные предложения состоят из простых,

Поэтому нам не обойтись без запятых,

А также – внимание!

И других знаков препинания:

Тире, двоеточия, точки с запятой.

Порядок вот такой в них крутой!

II Языковая разминка

Работа доски.

Дать характеристику сложного предложения и выполнить его пунктуационный разбор.

По обеим сторонам дороги, которая вела в лес, зеленели молодые посадки.

[По обеим сторонам дороги, (которая вела в лес)2, зеленели молодые посадки.]1

Предложение – сложное, СПП с придаточным определитель-ным, 1 – главная часть, 2 – придаточная часть, союзное слово – которая.

III Подводящий диалог к изучению новой темы.

Посмотрите на слайд.

Предположите, что нам предстоит изучить сегодня на уроке?

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Приставка в слове бессонный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Суффикс как в слове лунный (-Н-)

Окончание прилагательного в среднем роде единственного числа.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель мы должны поставить перед собой?

С двумя видами сложных предложений мы уже знакомы, а с третьим видом нам предстоит познакомиться сегодня.

БЕС-

- СОЮЗ –

- Н –

- ОЕ-

Бессоюзное сложное предложение.

- Познакомиться со сложными бессоюзными предложениями.

IV Работа по теме урока.

Введение в тему.

Запись темы урока.

Запись темы урока в тетрадь.

Обращаем внимание на схему.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дополняем схему.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

( В пустой прямоугольник вписываем БСП)

Наблюдение.

(работа по вопросам)

Работа по учебнику стр.123

Прочитайте отрывок из поэмы « Руслан и Людмила».

В каком предложении нарисована общая картина напряжённого боя?

Каким по строению является это предложение?

Сколько в нем простых предложений?

С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное?

Читают отрывок на стр.123

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

( предположения детей)

Работа с правилом.

Изучите правило в рамке на стр.123

Подтвердились ли ваши предположения?

Какие предложения называются бессоюзными сложными?

Изучите дополнительную информацию о БСП в информационных листах на ваших столах, выпишите к каждому случаю по одному примеру.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный.

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный.

Да, подтвердились.

БСП – это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и союзных слов)

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.

Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

V Первичное

закрепление.

Работа в парах.

Среди предложений найдите БСП и выпишите номера этих предложений.

1. Я вас любил – меня вы не любили.

2.Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

3.В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

4.Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.

5.Вся поверхность земли представлялась золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

6.Я понял, что долго не смогу притворяться.

Правильный ответ:

1,3, 4

Самостоятельная работа.

Формат ГИА.

1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и, наконец, остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар).

3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов).

Взаимопроверка.

4

4

1

VI Рефлексия.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

- Какое задание показалось трудным и почему?

Заполните таблицу самооценки (оцените свою деятельность на урок, 5-балльная система оценки за каждый этап )

21 – 25 оценка «5»

16 – 20 оценка «4»

11 – 15 оценка «3»

менее 11 оценка «2»

VII Итог урока.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы их?

VIII Домашнее задание.

Повторить параграф 31.

Повторить изученные термины.

Выполнить упр.185

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области