Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профессионализм учителя как один из факторов положительного воздействия на мотивацию к изучению иностранного языка

Обратить внимание на важнейшую роль педагогического профессионализма в повышении мотивации к изучению иностранного языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСИВИЯ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

БРЕЖНЕВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

Учитель английского языка, ГКОУ «В(С)ОШ №13», города Оренбурга.

В статье рассматривается фактор воздействия учителя (внешняя мотивация) на повышение мотивации обучающихся в условиях пенитенциарного учебного заведения к изучению иностранного языка и выбор педагогических стратегий и тактик формирующих положительную мотивацию.

Ключевые слова: внешняя мотивация, деятельность учителя, причины повышения и понижения мотивации.

Практическое владение иностранным языком является неоспоримым преимуществом любого человека. Изучение иностранного языка, без сомнения, дело трудное и требует приложения определённых усилий при овладении им. Формирование интереса к учебной деятельности зависит от содержания и организации педагогических условий учебной деятельности учащихся и от профессионализма учителя. Мотивация по А.Н. Леонтьеву «мотор деятельности» [2]. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у учащихся школ, находящихся в условиях пенитенциарного обучения тесно связано с взаимоотношениями между учащимися и учителями. Лучшие уроки, книги и материалы в мире не заставят учеников желать обучения и быть готовыми упорно работать, если они не мотивированы [7]. В данном случае именно педагогическое мастерство учителя может сформировать у учеников стойкий интерес к предмету. Также, заниженные требования преподавателя к ученикам не позволяют развиваться способностям, самостоятельности, ответственности и инициативности. И наоборот, отношение учителя к ученикам как к социально зрелым личностям создаёт условия для формирования мотивации к изучению иностранного языка. Согласно психологическим исследованиям мотивации при обучении иностранному языку усилия учителей (внешние) должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учащихся, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой.Без личной мотивации ученика преподаватель не в состоянии побудить кого бы – то ни было к изучению языка. Условием для создания внешней мотивации является создание учителем ситуации успешности. Ученик может быть мотивирован удовольствием от самого процесса обучения, желанием общаться с носителем языка. Считается, что такие учащиеся наиболее активны в классе. Очень важно при этом, чтобы преподаватель поощрял таких учеников. В обучении иностранным языка должны взаимодействовать следующие составляющие:

-обучаемый и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности;

- преподаватель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приёмы, средства и формы обучения;

- сам предмет «иностранный язык» - т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся, а, следовательно, содержательные особенности к учебной мотивации должны определяются следующими факторами: [1]

-образовательной системой,

- образовательным учреждением,

-организацией учебного процесса,

-спецификой учебного предмета,

-субъективными особенностями педагога.

Чтобы преподавателю успешно повышать мотивацию необходимо помнить, что с теорией мотивации тесно связана теория потребностей. А. Маслоу, известный американский психолог, разделяет все потребности на 5 основных уровней:

на первом уровне находятся – физиологические,

на втором – потребность в безопасности,

на третьем – потребность в любви и привязанности,

на четвёртом – потребность в уважении,

на пятом – потребность в само актуализации [4].

Теорию А. Маслоу проанализировал Р. Кеган [5], профессор Гарварда, занимающийся психологией развития. Он выделил 6 ступеней развития, по которым, как по ступенькам, происходит обучение иностранному языку. Остановимся лишь на трёх из них: нулевой, империальной и интерперсональной, потому, что только на этих трёх уровнях преподаватель играет существенную роль. Согласно теории, Р. Кеган, на нулевой стадии индивиды оперируют на уровне сенсомоторных рефлексов, а, следовательно, маловероятно, что ученики будут находиться на данной стадии долго. Но именно на этой стадии личность преподавателя должна стать решающим фактором внешней мотивации. Личностные особенности преподавателя, его методическая грамотность, ориентированность в интересах учащихся, осознание преподавателем тех целей, которые ставят перед собой обучающиеся, коммуникабельность, открытость, креативность в организации учебного процесса, эмоциональная насыщенность занятий, система в предъявлении материала, система контроля и даже внешний вид учителя создают предпосылки для повышения мотивации к изучению языка. Кроме того, именно на этой стадии происходит наиболее близкое знакомство с учащимися. Это больше, чем запоминание их имен. Ученики должны понимать, что учитель заинтересован в них, и заботится о них и их успехе. Когда учащиеся чувствуют, что их ценят, это создаёт безопасную среду обучения и мотивирует их работать [6].

На второй стадии потребностей, которая называется – империальной, учащиеся мотивированы результатами собственной деятельности, её оценкой учителем. На этом этапе преподавателю важно не «упустить» учеников. Каждый ученик, как продвинутый, так и находящийся на начальном этапе обучения, должен получить оценку его деятельности. Эта оценка не должна быть просто цифрой, это подробный перечень того, насколько ученик продвинулся относительно его первоначального уровня с начала его работы над языком. Зачастую, ученики, имеющие хорошую базу, приобретают намного меньше, чем те, кто начал изучать язык с ноля. Учитель должен найти такие приёмы, чтобы сильные учащиеся не потеряли интерес, а начинающие смогли получить удовлетворение от своей работы.

На третьей - интерперсональной - стадии учеником движет желание повысить свой авторитет среди одноклассников, а также он испытывают необходимость в признании. Преподаватель и на этом этапе может способствовать укреплению авторитета и повысить самооценку ученика. Одно поощрение может повысить мотивацию на длительный период времени, но это при условии, что личность преподавателя для него что- то значит, если ученик уважает его и старается прислушиваться к нему. В руках грамотного преподавателя и порицание может стать инструментом повышения мотивации. Достаточно много учеников, которые очень ревностно относятся к завоёванным позициям. В этом случае на первый план выходят личностные мотивы: мотивы оценки, успеха (когда учащиеся выполняют работу ради оценки, похвалы), самоутверждения, благополучия. Чувство удовольствия, которое человек получает от положительной оценки его действий – сильнейший побудитель внутренне –мотивированной активности.

Хорошо зная особенности и потребности учеников и определив, на каком уровне находится каждый из них, преподаватель имеет возможность подобрать соответствующие педагогические средства, с помощью которых, возможно успешное развитие ученика и, согласно точке зрения Р. Кеган [5], «переход ученика из одной стадии в другую, более высокую». В результате происходит формирование внутренней мотивации, которая является необходимым условием успешной учебной деятельности и показателем профессионализма учителя.

Подводя итоги, можно сказать, что наиболее значительными для преподавания иностранного языка в пенитенциарном учебном заведении являются задачи, формирующие внешнюю мотивацию, т.е. ту мотивацию, которая не зависит от ученика. Главная роль здесь принадлежит преподавателю, как фактору повышения мотивации, который должен уметь формировать ситуации успеха и уверенности, вознаграждать за успешно выполненные задания, осуществлять обязательный контроль знаний, организовывать эмоциональную форму изложения материала, стимулировать интерес к изучению языка.

Список использованной литературы:

1.Хеккаузен Х. Мотивация и деятельности. - М: Просвещение,2010

2.Леонтьев А.Н. Психология и педагогика мышления. - М., Изд. «Совершенство», 1997. -256с.

3. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М: Педагогика, 2003

4. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с английского. –СПб: Евразия, 2009

5. Kegan R. Problem and process in human development. -Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2012

6. Логинова А.В., Отбанов Н.А., Способы повышения мотивации студентов к изучению ин. Языка//Молодой ученый. -2015, №11. - С.1395 -1397.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области