Формирование патриотического воспитания студентов
на уроках истории
Урок истории является основой формирования патриотической компетенции.
Исторически сложилось так, что формирование патриотической идеи совпадает с возникновением Русского государства. В сложный переходный период становления древнерусского государства этническое самосознание находило себя в чувстве общности происхождения, нахождения собственной родовой принадлежности, корнями своими уходящей в далекое прошлое, но несущее собой единство на глубоком племенном уровне происхождения. Данное обстоятельство значительно повлияло на дальнейшее формирование государства, со своими особенными традициями, устоями и мировоззренческим укладом, характерным для Русской земли. И не только общее географическое расположение являлось поводом сплочения народа. Главным катализатором данного длительного и трудного процесса была историческая память, тянувшаяся через поколения и сохранившая все индивидуальные особенности языка, системы ценностей и верований, что в целом выражалось как общность судьбы.
На своих уроках я провожу работу на тематику формирования единства и связи поколений. Разбив группу на части, предоставляю возможность самостоятельно проанализировать текст о восточных славянах, в частности, Маврия Стратега «Восточные славяне в древности», сравнивавшего восточных славян и антов, наглядно показывая обучающимся, каким особенным и неповторимым менталитетом обладал народ той эпохи. Маврий писал, что это были крепкие сплоченные между собой люди, спокойно переносившие все тяготы жизни: сильные холода, изнуряющую жару, наготу, или недостаток пищи. Но главной особенностью, так удивившей Маврия, было свободолюбие и человеколюбие. Этот народ не признавал рабства ни в каком виде, сами были несгибаемы и целеустремлены. Гостей встречали тепло, как членов собственной семьи, очень редко враждовали. Безусловно, подобные наглядные материалы формируют у обучающихся уважительное отношение к собственным корням, прививают интерес и любовь к изучению истории своих предков.
Еще одним принципиальным историческим вопросом является образование государства. Более двух столетий изучался вопрос о времени и, самое главное, условиях образования Киевской Руси. Очевидно, что один единственный человек, даже выдающийся лидер, не мог в одночасье сформировать целое государство. На примере нормандской и антинормандской теорий учащиеся получают сведения, что князья приглашали на договорных условиях потенциально надежного правителя и обсуждали вопрос все вместе за одним столом. Также стоит отметить такое характерное обстоятельство, что русское государство объединяло разноязычные племена – финские и славянские. Таким образом, студенты учатся анализировать информацию, выдвигать аргументированные предположения, рассуждая на примере конкретной темы, адекватно оценивать влияние той или иной исторической личности, а также оценивать последствия исторических событий. Можно привести много примеров, когда на основе изучения конкретного исторического материала происходит формирование патриотизма у студентов.
Историческое краеведение представляет собой совокупность направлений, таких как принцип обучения на местном материале, повышения качества знаний, а также воспитание, что способствует формированию у учащихся глубокого научного мировоззрения, нравственных качеств личности, что в свою очередь, позволяет обучаемому хорошо ориентироваться в сложных информационных ситуациях, иметь четкую систему ценностей и приоритет духовного выбора, а также иметь представление каким образом происходит формирование исторических событий локального масштаба и их возможное влияние на общий ход истории.
Целью моей работы является просвещение учащихся на базе изучения истории родного края, способствование развитию правильного отношения. Несмотря на то, что студенты приходят уже с достаточно сформированной жизненной позицией, моя задача как педагога, направить внимание обучающегося на необходимые аспекты и помочь правильно интерпретировать уже полученные знания, а также помочь заполнить потенциальные пробелы в исторических знаниях узкого профиля.
Для достижения данной цели намечена реализация следующих задач:
- расширение базовых общеисторических знаний обучающихся через предметное изучение краеведческого материала;
- развитие специальных навыков работы с материалами из разных источников знаний;
- воспитать любовь к родному краю, а также живой интерес к истории.
В приведенной работе я использую краеведческий материал с тем намерением, что он является средством конкретизации общеисторического базового курса, а также – он входит в целостную систему важных знаний по истории края.
Мой опыт призван показать, что использование краеведческого материала на уроках истории не только не вызывает перенапряжения у учащихся, но как раз наоборот, существенно облегчает усвоение систематического исторического курса, и дает возможность упрочнить знания учащихся, сделать их более глубокими.
Краеведческий материал может составлять содержание целого (например, «Родной край в …веке») урока, или же являться составным элементом. Причем в данном случае местный материал я использую в форме как отдельных вопросов, так приведение исторических фактов, на любом этапе урока.
Другим не менее важным направлением является внеурочная работа: исследовательская деятельность. В которой учащиеся ежегодно принимают самое активное участие в конкурсах на разную тематику
Краеведческая работа напрямую поддерживает живую связь времен, взаимодействие разных поколений, происходит их преемственность. Благодаря этому сохраняется историческая память, формируется необходимая основа духовности. В этой работе и заключается ее особая сила и ценность. Краеведение представляет взаимодействие истории с современной жизнью, ее влияние. Осознание молодым поколением этой неразрывной внутренней связи, единства и общности Родины, города и семьи, как в историческом, экономическом, так и культурном и общественно-политическом плане. Эта важнейшая задача требует практического выполнения краеведческого подхода в предметном изучении отечественной истории. И содержит такие методы обучения, как исследовательский, экскурсионный. Что способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.