Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Целесообразность использования экологической тропы для формирования экологического представления у дошкольников».

обобщение опыта работы по назначению экологической тропы в ДОУ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Целесообразность использования экологической тропы для формирования экологического представления у дошкольников».

Подготовила: Чемарова Наталья Леонидовна

старший воспитатель МКДОУ «Сказка»

пгт Рудничный Верхнекамского

района Кировской области

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

С. Николаева.

Характер взаимодействия человека с окружающей природой и социальной средой всегда отражает уровень общей культуры общества. Неслучайно специалисты считают, что причина экологического кризиса кроется не только в отсталых технологиях, несовершенстве законодательства, но и в низкой культуре природопользования. Воспитание у подрастающего поколения экологической культуры общество связывает прежде всего с личностью педагога, поэтому важнейшая задача специалистов дошкольного образования состоит не в том, чтобы просто дать экологическое знания, но помочь осознать важность личного участия в решении экологических проблем, направить их действия на улучшение качества жизни через изучение и охрану окружающей среды. Такое воспитание должно оказывать влияние на нравственное состояние человека и способствовать формированию его гражданской позиции.

Не менее значимым в формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом.

Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в игровой комнате или детском саду.

Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают определённый материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержаться в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также на огороде и в цветниках.

Создание условий, повышение экологической грамотности педагогов, экологическое просвещение родителей, обновление содержания, форм и методов работы с детьми - все это входит в систему работы педагогов дошкольного учреждения.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность и осмысление увиденного в процессе обсуждения иначе, наши усилия останутся только словами.

Одной из многофункциональных и интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе. Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в детском саду играет огромную роль.

Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде (наблюдение, эксперименты, беседы, игры), но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Для организации деятельности разработан «Паспорт экологической тропинки». Для более внимательного рассмотрения объекта предусмотрены остановки, на которых воспитанники имеют возможность узнать более подробную информацию. Паспорт сопровождается фотографиями, рисунками объектов и приводится необходимая для воспитателя информация: биологические, экологические характеристики, описание, особенности распространения, происхождения, народные названия, отражение его образа в фольклоре, песнях стихах; его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе.

Анализируя виды растений, животных, наличие интересных объектов присутствующих на территории, мы выявляем наиболее привлекательные и познавательные для детей.  В качестве видовых точек экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений: мох, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.

Картосхема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях.

Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия и экскурсии, маршруты которые разрабатываются как по экологической тропе, так и за пределы детского сада: экскурсия к водоему, поход в лес. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке детей сопровождает воспитатель, свои впечатления об увиденном, они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности в подвижных играх. Детская активность направлена на познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную деятельность. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Они учатся оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека.

Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие воспитанников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы –это участие в акциях по уборке территории от листьев, развешиванию кормушек и подкормке птиц зимой.

  Циклы наблюдений за погодными изменениями - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении всего года. Учимся сравнивать, мыслить и анализировать на метеорологической площадке, к которой имеют доступ все воспитанники детского сада. Метеоплощадка оснащена термометром, природным барометром (веточка ели), ветряком. Задача педагогов, научить воспитанников замечать изменения в погоде, развивать наблюдательность, отмечать взаимосвязи.

Летний период времени дает возможность более углубленно изучит природу и явления в ней. Поэтому на летний период работы ДОУ разработана авторская программа «Сад здоровья», где предусмотрены не только досугово-культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия, но организуются другие формы образовательной деятельности: природоохранные, эколого-туристические- всё это отражается в плане летней оздоровительной работы. Совместная и самостоятельная детская деятельность, которая направляются воспитателем на развитие самостоятельной познавательно – исследовательской активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Эколого- субкультурные практики включают ребенка в решение проблемных ситуаций с целью приобретения экологического опыта через:

- Просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка («Огородные загадки», «В гостях у сказки»);

- игр и коллекционирование («Семена цветов», «Осенние листья»);

- Музыкально-театральная деятельность («Осенняя ярмарка», «Очаровательный сорняк», «Праздник цветов» и т.д.)

- художественно-творческая деятельность детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений («День рождения Цветочного города »).

- Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха («В гостях у летних месяцев», «Царь Нептун»).

- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений (выставка рисунков по защите окружающей среды «У нас одна планета», рисунков нетрадиционного рисования и поделок; оформление фотогазет, альбомов, плакатов «ВОТ так мы провели лето!»)

Все запланированные мероприятия- это освоение позитивного жизненного опыта, сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Содержанием экологической культуры детей дошкольного возраста являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе - это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области