Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию
«По следам Амурского тигра» для детей от 5 до 7 лет
Подготовила воспитатель: Михайлова Л.В.
Цель: привлечение внимания детей к изучению и сохранению редкого красно книжного животного уссурийской тайги – Амурского тигра. Формирование толерантного отношения к амурскому тигру.
Задачи:
1.Развивающие:
- развивать представления о жизни тигров, их повадках, особенностях среды обитания;
- создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей;
- познакомить детей с характерными особенностями тигров;
- формировать двигательную активность и гибкость, развитие слуха- моторных координаций, чувства ритма.
2. Образовательные:
- закрепить умения использовать в речи глаголы (беречь, заботиться, защищать, не разрушать, охранять);
- познакомить с красной книгой;
3. Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру дошкольника.
Материал, оборудование: игрушки «тигр», мяч, дидактический материал (разрезные картинки), костюм тигра.
Содержание организованной деятельности
1.Мотивационный момент
Загадка
Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Вот симпатичная зверушка-
Большая мягкая игрушка.
Но киска- не для детских игр,
Ведь не котенок – это…( тигр)
Воспитатель: Какое у Вас сегодня настроение ребята? Выразите своё настроение аплодисментами…
Давайте выразим свою любовь природе и тигру: приложите руки к сердцу, затем изобразите его.
Воспитатель: Ребята, я очень мало знаю о тиграх, и прошу вас помочь мне. А вы знаете, кто такие тигры? А хотите еще больше о них узнать? Ну, тогда попутешествуем по миру природы. На чем можно отправиться в путешествие?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться на корабле. Давайте выберем капитана корабля. (Одеть капитану костюм тигренка) Чтобы не было нам скучно плыть, давайте поиграем.
2. Игра «Тигр» (с мячом)
Воспитатель: Тигр дикое или домашнее животное?
Дети: Тигр- дикое животное.
Воспитатель: На каких зверей похож тигр?
Дети: Тигр похож на домашнюю кошку.
А ещё тигр похож своими полосками на зебру.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего тигру полоски?
Дети: Полоски тигру нужны для того, чтобы он мог спрятаться во время охоты.
Полоски помогают тигру прятаться на местности.
Воспитатель: Где живут тигры?
Дети: Они живут в тайге.
Воспитатель: Где ещё можно увидеть тигра?
Дети: Тигра можно увидеть в зоопарке, в цирке.
Воспитатель: Что делают тигры в цирке? А кто с ними работает?
Дети: Тигры выступают в цирке. С ними работают дрессировщики.
Воспитатель: Боятся ли тигры воду?
Дети: Тигры не боятся воды, они любят купаться.
Воспитатель: Почему дерутся тигры?
Дети: Это способ доказать кто из них сильнее.
Молодцы!
Воспитатель: Тигру нет до страха дела,
По тайге гуляет смело,
Смотрит зорко острым взглядом,
Чует ужин где-то рядом
А что ест тигр на обед?
3. Игра на внимание «Чем питается тигр?»
Ест он мясо, как всегда. Я права, ребята? (да)
Рыбу ловит из реки. Чтоб сварить себе ухи? (нет)
В свой любимый день рожденья пьет чай с малиновым вареньем? (нет)
Он берет с собою в школу чипсы, фанту, кока-колу? (нет)
Он поймает в два скачка и съест оленя, барсука? (да)
Может тигр скушать даже лягушек? (да)
А еще на полдник яблоки и груши? (нет)
Воспитатель: Действительно, тигры дикие, хищные животные. Они живут в Индии, Азии, и у нас в России в Амурской области.
Молодцы, ребята вы очень много знаете о тиграх.
4.Тигриная зарядка (под негромкую ритмичную музыку выполнять зарядку).
Чтобы быть смелыми, выносливыми, ловкими и организованными, приглашаю вас ребята на тигриную зарядку. Повторяйте за мной быстрей.
Тигр водится в лесах, – Раз, два
Шкурка в черных полосах, – Три, четыре.
У него большие лапы, – Раз, два.
Когти могут поцарапать! – Три, четыре.
5. Дидактическая игра «Сложи картинку» (Амурский тигр)
А сейчас поиграем с вами в игру.
Давайте разделимся на две группы.
Цель: развитие внимания и воображения, навыков составления целого из частей.
Каких красивых тигров вы смогли собрать, умницы.
Воспитатель: Люди решили спасти полосатых красавцев от гибели и занесли их в Красную книгу. На территории России в диких условиях осталось их около 500 особей. Охотились на Амурских тигров из-за красоты шкуры. (Показать картинку тигра в Красной книге).
Ребята, а вы знаете, как тигр охотится? А давайте мы пройдем как тигр.
6. Игровое упражнение «Тигриная тропа»
Воспитатель: Ребята, нужно пройти по тропинке так, чтобы не хрустнула ни одна веточка, крадущейся походкой, как будто у вас мягкие лапки, как у тигра. Если кто-то нашумел, его охота считается неудачной.
Игровое упражнение:
- Изобрази злого тигра в клетке;
- Дрессированного тигра в цирке;
- Настороженного тигра на охоте.
8. Речевое упражнение: «Найди звук [р]
Воспитатель задает вопрос: «Как рычит тигр?» - р-р-р.
Воспитатель: А сейчас я буду называть слова, если вы услышите звук [р] – вы хлопните в ладоши (тигр, медведь, рысь, лиса, пантера, заяц, лев, тропики, лес, верблюд).
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. А прежде, чем нам возвратиться в детский центр на корабле, я хочу загадать вам веселую загадку:
У меня есть длинный хвост,
Зоркий глаз, немалый рост…
Есть и зубы: я кусака
Кто скажите, я?
Собака!
Может быть,
Но я мурлычу,
В молоко я носом тычу,
В речку не полезу в брод.
Дети, я, наверно Кот!
Может быть, но я крупнее,
Выше, шире, тяжелее,
Вешу пятую часть тонны,
Получается, я…. Слон!
Ошибаетесь, ребятки.
В джунглях я играю в прятки,
Не могу я жить без игр.
Кто же я, скажите? (Тигр)
7.Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а каком животном мы узнали много нового и интересного?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как называется книга об охране животных?
Дети: Красная книга
Воспитатель: Что нужно делать людям, чтобы не исчез Амурский тигр и многие другие виды животных?
Дети: охранять
Воспитатель: Что бы вы хотели рассказать своим друзьям и родителям? (Ответы детей).
Работа сделана большая
Вы все, ребята молодцы!
Раскрыта тайна Красной книги
Вы умники и умницы.
Литература:
1.Елена Дюк «Хорошо жить в цирке тиграм»
2.О.С. Ушакова «Развитие речи. Программа «Тропинки 6-7 лет»
Бондаренко «Познавательные занятия в детском саду»
3. Дунишенко Ю.М. Куликов А.Н. Амурский тигр.- Хабаровск, 1999.- 96 с.
4. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1987. – 192 с.
5. Тайга амурская: Фоторассказ об уникальном творении природы – зеленом царстве Приамурья: Фотоальбом Т14/ Фотосъемка А.Г. Бояринова, сост. А.Н. Посохов. – Хабаровск: РИОТОП, 2010. – 128с.
6. Электронное справочное пособие «Фауна Хабаровского края» (Диск). – ООО «Портал Хабаровск», 2012.