Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект «Умная» гимнастика для развития мозга»

Цель проекта Развивать межполушарное взаимодействие посредством применения нейрогимнастических упражнений. Сформировать у педагогов, работающих с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, представление о значимости нейрогимнастики и о правильности ее выполнения с использованием игровых приемов и методов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(ул. Вешняковская, д.27а)

Проект:

«Умная» гимнастика для развития мозга»

Учитель-дефектолог

Елисова Г.Е.

Москва, 2021г

Каждый из нас ожидает успешности в своей трудовой деятельности и в жизненных ситуациях. Таких же успехов мы ждем от детей. Самое элементарное, что можно сделать в этом направлении – выполнять месте с малышами несложные и занимательные нейрогимнастические упражнения. Эти вопросы освещает выбранный мною Проект.

Тип проекта:

Состав учащихся: индивидуальный (подгрупповой).

Доминирующий вид проектной деятельности: практический, творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитанники ЦССВ «Центральный» в возрасте от 1,5 лет, педагоги.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, моторное развитие.

Сроки реализации: январь - декабрь 2021 г.

Актуальность:

Нейрогимнастика – сегодня это одно из направлений образовательной кинезиологии, которое успешно используется в дошкольных учреждениях, школах, психологических консультациях. Это комплексы несложных упражнений, разработанных американскими психологами Полом и Гейлом Деннисами, каждое из которых помогает малышу справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно обучаться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.

Развитие ребенка и познание им окружающего мира начинается с запуска процессов восприятия в коре головного мозга. Кинезиологгические упражнения дают возможность синхронизировать работу полушарий, гармонизируют работу головного мозга, развивают мелкую и крупную моторику, активизируют речь, повышают стрессоустойчивость, улучшают внимание, память, снижают утомляемость.

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. У них  отмечается неустойчивость внимания, низкий объём памяти, ограничение возможностей познавательной деятельности, отставание в развитии словесно – логического мышления, в овладении процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У них недостаточно развита мелкая и крупная  моторика, нарушена координация движений.  Отсутствие физической нагрузки снижает координационные способности, заметно тормозит мыслительные процессы и речевое развитие.

Специфика работы с детьми с ОВЗ обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями детей. Все эти трудности возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции и поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития детей с ОВЗ.

Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков у детей с интеллектуальным недоразвитием является её системность, комплексность и непрерывность.

     В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка с ОВЗ, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, можно опираться на кинезиологический подход.

    Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

   Использование кинезиологического комплекса на занятиях с детьми с ОВЗ, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния, позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

    Проект “Умная» гимнастика для развития мозга” имеет  оздоровительное и коррекционно-развивающее направление, построена с учетом деятельного и индивидуального подходов, а также общедидактических принципов: наглядности, доступности, сознательности, системности.

Проблема:

Одним из условий нормального становления психических процессов у детей раннего и дошкольного возраста является слаженное, полноценное взаимодействие работы двух полушарий.

Проведение нейрогимнастики:

активизирует мыслительную деятельность и развивает память;

повышает работоспособность и снижает утомляемость детей;

развивает общую и мелкую моторику;

позволяет получить необходимый запас энергии для обучения;

формирует внутреннюю уверенность в своих силах.

Выполнение нейрогимнастических упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

Сама суть нейрогимнастических упражнений заключается в тесной взаимосвязи мышления и движения.

Гипотеза: Если в работе по активизации психических процессов детей раннего и дошкольного возраста активно использовать нейрогимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется не только на активизации познавательной деятельности, но и разовьет такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, а также повысится активность детей и эмоциональный настрой на занятия.

Цель проекта: Развивать межполушарное взаимодействие посредством применения нейрогимнастических упражнений.

Сформировать у педагогов, работающих с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, представление о значимости нейрогимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приемов и методов.

Задачи:

•Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими проблемы в познавательном развитии;

•Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми раннего и дошкольного возраста;

• Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в познавательном развитии.

•Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работу по познавательному развитию.

Предполагаемый результат:

В результате активизации межполушарного взаимодействия:

1. Синхронизируется и гармонизируется работа левого и правого полушарий;

2. Развиваются высшие психические функции;

3. Формируются пространственные представления;

4. Развивается моторика детей;

5. повышается способность к произвольному контролю.

6. Снижается утомляемость.

Объект проекта: процесс формирования межполушарного взаимодействия.

Предмет проекта: комплекс специальных упражнений нейрогимнастики, направленный на развитие межполушарного взаимодействия у детей раннего и дошкольного возраста.

Продукт деятельности:

Основные принципы реализации проекта

Реализация проекта происходит в рамках требований ФГОС ДО, работа варьируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:

Принцип от простого к сложному – решает вопрос постепенного, корректного усложнения материала, используемого в упражнениях.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – позволяет учитывать знания анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей, которые постоянно углубляются и расширяются, с целью повышения интереса детей к выполнению упражнений.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к выполнению упражнений, активизируя познавательную деятельность.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе выполнения упражнений доброжелательное отношение во взаимодействии: педагог - ребенок и взаимопомощь

Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств.

Методы и приемы при реализации проекта.

- словесный (индивидуальные беседы, консультации);

- практический (проведение нейрогимнастических упражнений в структуре занятия учителя-дефектолога, проведение семинаров-практикумов, консультации для воспитателей);

- наглядный (подборка материала, показ презентации, демонстрация дидактического материала);

- игровой (нейрогимнастические игры и игровые упажнения).

Этапы реализации проекта:

Подбор информации о значимости нейрогимнастических упражнений для формирования интеллектуального развития детей.

Знакомство с классиками и современными авторами, работающими в нейропсихологии.

Подготовка дидактических пособий.

Цель: при помощи выполнения упражнений на развитие мелкой моторики активизировать мышление, учить концентрировать внимание, развивать память, речь.

Выполняя двигательные упражнения, пересекающие среднюю линию тела – у малышей улучшается навык слушания усвоения информации. Глазодвигательные упражнения позволяют улучшить и активизировать процессы восприятия, расширяют поле зрения.

Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность в поведении, улучшают ритмичность работы организма.

Растягивающие упражнения – нормализуют неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, активизируют работу головного мозга.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости использования нейрогимнстических комплексов в процессе педагогической деятельности; выработать практические навыки проведения нейрогимнастических игр и упражнений с детьми;

Обучение в ИДПО РСС по дополнительной профессиональной программе «Нейропедагогика: обучение и воспитание по законам работы мозга» 16 часов.

3. Аналитический этап – декабрь 2021 г.

Вывод:

   В ходе реализации проекта было подтверждено, что систематическое применение кинезиологического комплекса на занятиях с детьми, имеющими мозговые дисфункции с нарушением познавательного развития, приводит к увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности.

Список литературы:

1.Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.

2.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.

3.Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.

4.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

5.      Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

6.      Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.

7.      Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

8.      Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

9.      Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

10. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.

11. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области