ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(ул. Вешняковская, д.27а)
Проект:
«Умная» гимнастика для развития мозга»
Учитель-дефектолог
Елисова Г.Е.
Москва, 2021г
Каждый из нас ожидает успешности в своей трудовой деятельности и в жизненных ситуациях. Таких же успехов мы ждем от детей. Самое элементарное, что можно сделать в этом направлении – выполнять месте с малышами несложные и занимательные нейрогимнастические упражнения. Эти вопросы освещает выбранный мною Проект.
Тип проекта:
Состав учащихся: индивидуальный (подгрупповой).
Доминирующий вид проектной деятельности: практический, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитанники ЦССВ «Центральный» в возрасте от 1,5 лет, педагоги.
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, моторное развитие.
Сроки реализации: январь - декабрь 2021 г.
Актуальность:
Нейрогимнастика – сегодня это одно из направлений образовательной кинезиологии, которое успешно используется в дошкольных учреждениях, школах, психологических консультациях. Это комплексы несложных упражнений, разработанных американскими психологами Полом и Гейлом Деннисами, каждое из которых помогает малышу справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно обучаться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.
Развитие ребенка и познание им окружающего мира начинается с запуска процессов восприятия в коре головного мозга. Кинезиологгические упражнения дают возможность синхронизировать работу полушарий, гармонизируют работу головного мозга, развивают мелкую и крупную моторику, активизируют речь, повышают стрессоустойчивость, улучшают внимание, память, снижают утомляемость.
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. У них отмечается неустойчивость внимания, низкий объём памяти, ограничение возможностей познавательной деятельности, отставание в развитии словесно – логического мышления, в овладении процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У них недостаточно развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений. Отсутствие физической нагрузки снижает координационные способности, заметно тормозит мыслительные процессы и речевое развитие.
Специфика работы с детьми с ОВЗ обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями детей. Все эти трудности возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции и поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития детей с ОВЗ.
Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков у детей с интеллектуальным недоразвитием является её системность, комплексность и непрерывность.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка с ОВЗ, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, можно опираться на кинезиологический подход.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Использование кинезиологического комплекса на занятиях с детьми с ОВЗ, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния, позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Проект “Умная» гимнастика для развития мозга” имеет оздоровительное и коррекционно-развивающее направление, построена с учетом деятельного и индивидуального подходов, а также общедидактических принципов: наглядности, доступности, сознательности, системности.
Проблема:
Одним из условий нормального становления психических процессов у детей раннего и дошкольного возраста является слаженное, полноценное взаимодействие работы двух полушарий.
Проведение нейрогимнастики:
активизирует мыслительную деятельность и развивает память;
повышает работоспособность и снижает утомляемость детей;
развивает общую и мелкую моторику;
позволяет получить необходимый запас энергии для обучения;
формирует внутреннюю уверенность в своих силах.
Выполнение нейрогимнастических упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.
Сама суть нейрогимнастических упражнений заключается в тесной взаимосвязи мышления и движения.
Гипотеза: Если в работе по активизации психических процессов детей раннего и дошкольного возраста активно использовать нейрогимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется не только на активизации познавательной деятельности, но и разовьет такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, а также повысится активность детей и эмоциональный настрой на занятия.
Цель проекта: Развивать межполушарное взаимодействие посредством применения нейрогимнастических упражнений.
Сформировать у педагогов, работающих с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, представление о значимости нейрогимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приемов и методов.
Задачи:
•Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими проблемы в познавательном развитии;
•Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми раннего и дошкольного возраста;
• Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в познавательном развитии.
•Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работу по познавательному развитию.
Предполагаемый результат:
В результате активизации межполушарного взаимодействия:
1. Синхронизируется и гармонизируется работа левого и правого полушарий;
2. Развиваются высшие психические функции;
3. Формируются пространственные представления;
4. Развивается моторика детей;
5. повышается способность к произвольному контролю.
6. Снижается утомляемость.
Объект проекта: процесс формирования межполушарного взаимодействия.
Предмет проекта: комплекс специальных упражнений нейрогимнастики, направленный на развитие межполушарного взаимодействия у детей раннего и дошкольного возраста.
Продукт деятельности:
Основные принципы реализации проекта
Реализация проекта происходит в рамках требований ФГОС ДО, работа варьируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:
Принцип от простого к сложному – решает вопрос постепенного, корректного усложнения материала, используемого в упражнениях.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – позволяет учитывать знания анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей, которые постоянно углубляются и расширяются, с целью повышения интереса детей к выполнению упражнений.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к выполнению упражнений, активизируя познавательную деятельность.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе выполнения упражнений доброжелательное отношение во взаимодействии: педагог - ребенок и взаимопомощь
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств.
Методы и приемы при реализации проекта.
- словесный (индивидуальные беседы, консультации);
- практический (проведение нейрогимнастических упражнений в структуре занятия учителя-дефектолога, проведение семинаров-практикумов, консультации для воспитателей);
- наглядный (подборка материала, показ презентации, демонстрация дидактического материала);
- игровой (нейрогимнастические игры и игровые упажнения).
Этапы реализации проекта:
Подбор информации о значимости нейрогимнастических упражнений для формирования интеллектуального развития детей.
Знакомство с классиками и современными авторами, работающими в нейропсихологии.
Подготовка дидактических пособий.
Цель: при помощи выполнения упражнений на развитие мелкой моторики активизировать мышление, учить концентрировать внимание, развивать память, речь.
Выполняя двигательные упражнения, пересекающие среднюю линию тела – у малышей улучшается навык слушания усвоения информации. Глазодвигательные упражнения позволяют улучшить и активизировать процессы восприятия, расширяют поле зрения.
Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность в поведении, улучшают ритмичность работы организма.
Растягивающие упражнения – нормализуют неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, активизируют работу головного мозга.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости использования нейрогимнстических комплексов в процессе педагогической деятельности; выработать практические навыки проведения нейрогимнастических игр и упражнений с детьми;
Обучение в ИДПО РСС по дополнительной профессиональной программе «Нейропедагогика: обучение и воспитание по законам работы мозга» 16 часов.
3. Аналитический этап – декабрь 2021 г.
Вывод:
В ходе реализации проекта было подтверждено, что систематическое применение кинезиологического комплекса на занятиях с детьми, имеющими мозговые дисфункции с нарушением познавательного развития, приводит к увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности.
Список литературы:
1.Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.
2.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.
3.Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
5. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
6. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
7. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
8. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
10. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
11. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.