ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА
К МИРУ, К ДРУГИМ ЛЮДЯМ, К СЕБЕ САМОМУ
Осинцева Нина Александровна, педагог-психолог
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №45»
Формирование личности ребенка к приобщению социального мира остается одной из главных проблем в наше время. Мы должны помнить о необходимости оказать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация дошкольника - усвоение ребенком социальных норм, ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.
Социализируясь, ребенок начинает осознавать самоценность собственной личности и окружения, умения выражать свои чувства к близким и миру в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности трактует, что к 7 годам «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми».
Данные об окружающем мире у ребенка накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со сверстниками и взрослыми, то есть лицами, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие - это семья и, конечно же, детский сад. Именно родители служат моделями поведения для своих детей.
Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Наблюдая за взрослыми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Для дошкольника образ взрослого — это не образ другого человека, а образ самого себя, который в будущем, в детском сознании, станет перестраиваться и переосмысливаться.
Организуя в дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие «педагог - ребенок - родитель», можно помочь ребенку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодами возрастных кризисов. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребенок все больше начинает осознавать свое собственное Я.
Родителям так же, как и специалистам, работающим с детьми, необходимо знать, что основы становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка начинают формироваться в раннем детстве.
Семья для ребенка является источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у всех членов семьи определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения у дошкольника. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт. В наше время семейное воспитание требует к сеое нового отношения и новых форм работы со стороны дошкольного учреждения. Эти формы определяются как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
Взаимодействие - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в нормализации его развития.
Для формирования положительного отношения дошкольников к миру и другим людям важным является формирование такого компонента самосознания, как самооценка.
Самооценка - одно из основных новообразований дошкольного возраста. Она определяет те свойства характера человека, которые он сам в себе считает важными. Один выделяет такие качества, как доброта, другой же придает особое значение тому, интересный он или нет.
Самооценка возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь.
Улыбка, похвала, одобрение - это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ «Я».
Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная, чаще завышенная, но бывают и дети с очень заниженной самооценкой. Задача нас, взрослых, - сформировать у дошкольника адекватную самооценку. Ведь формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки.
Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности и сознательного усвоения норм поведения в обществе. Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К товарищам ребенок более требователен и оценивает его более объективно.
В дошкольном возрасте начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Для формирования у дошкольника положительного осознания себя, уверенности в себе, ребенку нужно знать, быть уверенным, что его любят таким, какой он есть. И только тогда в дошкольнике появится уверенность, положительное отношение к себе, будет формироваться адекватная самооценка, и он будет развиваться, как полноценная, гармоничная личность.
Список литературы:
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Питер, 2006, - 713 с.
2.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977, 143 с.
З.Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский - Екатеринбург. «Деловая книга», 1995. - 258с.
4.http://fb.ru/article/192678/sotsializatsiva-rebenka-sotsializatsiya-detey-i-
podrostkov-v-kollektive [электронный ресурс]