Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Здоровьесберегающая среда учебно- воспитательного процесса слабовидящих и незрячих детей

Создать условия для сохранения здоровья слабовидящих и незрячих детей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Здоровьесберегающая среда учебно-воспитательного процесса слабовидящих и незрячих детей.

Здоровье– ни с чем несравнимая ценность. 

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников. 

В нашей школе ( ГБОУ «Набережночелнинская школа №75 для детей с ОВЗ») учатся слабовидящие и незрячие дети как с сохранным интеллектом и с нарушенным по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ .

В первую очередь, мы с офтальмологом и тифлопедагогом изучаем медицинские документы ребенка, с целью сделать подборку данных и на их основе строить свою работу

Что должен знать учитель:

1.диагноз заболевания органа зрения. 2.нарушенные зрительные функции (острота зрения, цветоощущение, поле зрения, цветоощущение, бинокулярное зрение) 3.коррекция (очки для постоянной носки или для работы) 4.рекомендуемые приборы для улучшения зрения (лупы, увеличители) 5.номер парты и ее место в классе 6.режим зрительной или тактильной работы (в зависимости от диагноза)                                         

Урок имеет определенную структурную специфику построения, которая включает:

Зрительные восприятие слабовидящих качественно отличаются нормально видящих, что проявляется в понижении остроты зрения, световой и цветовой чувствительности, сужении поля зрения. Перед педагогом школы стоит ответственная задача охраны и развития нарушенных зрительных функций.

Поэтому в нашей работе мы используем такие здоровьесберегающие компоненты:

1.Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного:

- Офтальмотренажер Тренаж с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий. Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации можно использовать специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий . На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется только стоя.

-Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается.

-Индивидуальные коврики для самомассажа стоп.

2. Комплекс упражнений для глаз по методике профессора Жданова В. ( разработаны по методу У. Бейтса) Суть самой методики проста – создание баланса подвижности глазных мышц, расслабление слишком напряженных и укрепление слабых.

-Им разработаны специальные зрительные гимнастики для детей с миопией, астигматизмом, гиперметропией.

-Пальминг.

3. Гимнастика для глаз профессора АветисоваЭдуарда Сергеевича

- Упражнение для развития аккомодации глаз (способностить видеть на разных расстояниях). Метка на окне на уровне глаз учащегося. Нужно сфокусировать взгляд на отметке, а после посмотреть вдаль. Данное упражнение выполняется в очках.

4. Развитие сохранных анализаторов на уроках и внеурочной деятельности

- Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре “Что в коробочке?”, “Чудесный мешочек”, “Угадай на вкус и запах”, “Разложи отдельно”, “Сказочная полянка” дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, развить вкусовые, тактильные ощущения.

-Наблюдая за детьми с аномалиями зрения, нетрудно заметить, что во всех видах деятельности они пытаются использовать в первую очередь зрение. Примером тому может служить чтение частичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматривание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий и т. п. Мы используем мягкие повязки для глаз, чтобы исключить зрительный контроль, тогда ребенок усиленно начинает работать пальчиками.

- известно, что совершенствование мелкой моторики и тактильных ощущений играет в общем развитии ребенка далеко не последнюю роль. Детей мы учим через игру нанизывать бусы разного размера на нитку, на проволоку разной толщины, работать с контурами изображений, рисовать по точкам, рисовать крупой, выкладывать рисунки из различных предметов, конструировать из крупного и мелкого конструктора, работать с пазлом, мозаикой, что способствует развитию остроты зрения, коррекции зрительного восприятия и развивает воображение. В этой работе обязателен индивидуальный подход.

5. Выполнение тифлопедагогических требований:

- использовать специальные учебники созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья или адаптировать обычные при помощи ТСО;

- тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы; используется безнаклонное письмо);

- ручки с черной пастой (для записи учебного материала); прибор для письма, прибор для рисования, специальные линейки, грифель для незрячих;

- использование увеличителей, луп в процессе урока;

- высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина – 8 см, пишем на матовой зеленой доске желательно желтым мелом.

- темп урока должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала;

- показывая дидактический материал, наглядные средства, учитель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку;

- не использовать глянцевую поверхность наглядного и раздаточного материала, материала в файлах и ламинированную поверхность.

- лучшее средство наглядности для детей с нарушением зрения – натуральные объекты, а не муляжи, макеты и т.д. Важна полисенсорность восприятия – т.е. восприятие всеми сохранными органами чувств.

-в процессе занятий изобразительной деятельностью дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией может использовать карандаши, а ребенку с близорукостью показаны фломастеры;

- При чтении и письме использовать подставку не всем детям (детям с расходящимся косоглазием нельзя); Л.В. Фомичева;

- при нистагме читать только по линейке, давать в два раза больше времени на обследование, рассматривание предмета;

-следить, чтобы дети носили очки, окклюдеры.

6. Дыхательная гимнастика для профилактики утомления зрения
Дыхательная гимнастика как метод лечения нарушений зрения имеет цель научиться не задерживать дыхание, сознательно дышать во время рассматривания какого-либо объекта. Через несколько тренировок человек замечает, что нормальное дыхание не только не мешает ему рассмотреть объект, но и улучшает четкость видения.
Упражнение 1. Подготовительная часть. Исходное положение – стоя на улице или у открытого окна. Сделать максимально глубокий вдох, одновременно представляя себе, как поток кислорода проходит по всему телу, от носа к пальцам ног. Затем выдохнуть воздух. Повторить несколько раз и перейти к выполнению самого упражнения.
Основная часть. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание и, не дыша, наклонить голову и туловище вперед так, чтобы голова оказалась ниже, чем сердце. Для этого можно слегка согнуть ноги в коленях. Оставаться в таком положении 4-5 с, а затем вернуться в исходное положение и выдохнуть. Во время наклона кровь, обогащенная кислородом, приливает к голове и глазам и уносит накопившиеся токсины.
Это упражнение выполняется однократно, но несколько раз в течение дня. Начинать нужно с малых количеств, постепенно доводя до 10 таких вдохов за день. В первые дни выполнения этого упражнения может появиться головокружение, поэтому начинать выполнять упражнение можно не в полную силу, чтобы избежать появления этого неприятного симптома.

Упражнение 2. Исходное положение – стоя на улице или в хорошо проветриваемой комнате, ноги на ширине плеч. Сделать долгий глубокий вдох и задержать дыхание. Затем, согнув колени, наклонить голову вперед как можно ниже и в таком положении зажмурить глаза. Затем широко раскрыть их. Задержав дыхание на 10—15 с, несколько раз зажмуривать и открывать глаза. Это упражнение позволяет снять напряжение с глаз при длительной работе с мелкими объектами.
7. Психогимнастика

Нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса присуще детям с нарушением зрения. Поэтому иногда физминутки проводим в виде игры или перевоплощений. Например, тема по окружающему миру : «Части растения», задание: «Покажите, как из семян растут растения, растения тянутся к солнышку. Вот вы зернышко, сжались в комочек. Посадили зернышко в землю, оно стало набухать, раздуваться, появился росточек, стал пробиваться через почву, расти вверх, не спешите, тянемся, тянемся и выросли, расправили плечики, подняли головки, потянулись. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи, туловище. Полил дождик и растения сново ожили»

8. Ароматерапия по методу Шичко-Бейтса.

Аромалампа – специальное приспособление, состоящее из чашечки (в нее наливают воду и добавляют аромамасло) и основы, в которую помещают небольшую свечу для подогрева водного раствора эфирного масла.

Для эффективности ароматерапии можно использовать такие  эфирные масла: апельсин, грейпфрут, лимон, эвкалипт, сандал, лаванда, пихта, фенхель, роза, укроп, розмарин, куркума, кориандр, чабрец. Благотворное влияние на зрение эфирных масел подтверждается исследованиями офтальмологов. В частности, ученые из Донецкого медуниверситета им. М.Горького на 10-м съезде офтальмологов Украины поделились результатами своих исследований о действии аромамасел на зрение школьников начальных и средних классов. Ученые использовали композицию, состоящую из таких масел: розмарина (40%), бергамота (30%), апельсина (15%) и лимона (15%). Этой смесью с помощью аромаламп в течение 1 часа насыщался воздух в школьных классах после третьего урока (обычно к окончанию 3-го урока из-за зрительного утомления наблюдается заметное снижение цветовосприятия и остроты зрения у школьников). После такого сеанса ароматерапии исследователи отмечали почти полное восстановление зрения у тестируемых школьников.

Можно использовать эту смесь в аромалампе  в течение  40-60 минут для профилактики  усталости глаз и ухудшения зрения.

9)Аппаратное лечение 2 раза в год в кабинете охраны зрения по направлению офтальмолога.

Заключение:

Регулярное проведение коррекционной работы с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; активнее развивается общая, мелкая моторика; повышается речевая активность детей; повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели здоровья школьников.

Литература:

1.Б.К. Тупоногов. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие -М.:АПК и ПРО, 2001.-

2.Фомичева Л.В. Клинико-Педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб.: КАРО,2007.

3.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: КАРО,2006.

4.В.Ф. БАЗАРНЫЙ Зрение у детей ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.— Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.

5. Л.И.Плаксина «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения», М., 1998 г.

6. РостиславФартушинский Эфирные масла для улучшения зрения

7.Статья из книги: Супер-зрение: Лучшие рецепты народной медицины отАдо Я | Козлова Е.А. Кочнева С.А.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области