Методическое пособие лэпбук «Маленький экономист».
Составила: Загребина Ю.Б., воспитатель МКДОУ «Детский сад №1».
Описание: лэпбук «Маленький экономист» представляет собой интерактивный чемоданчик, состоящий из двух разворотов и двух вкладышей. В изготовлении использовались: картонная коробка, цветной картон, цветная бумага, картинки, фигурки людей.
Лэпбук предназначен для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность методического пособия обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольной и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца. У детей возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Цель: формирование основ финансовой и экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-дать базовые знания об экономике, ее составляющих, семейных доходах, расходах, функциях денег;
- дать представление о различных формах оплаты;
- познакомить с функциями банка, с людьми, которые там работают;
- формировать у дошкольников навыки планирования семейного бюджета и его значимости;
- раскрыть понятие «финансово грамотный человек»;
- стимулировать познавательную активность;
- пополнять активный и пассивный словарь детей: «экономика», «бюджет», «доход», «расход», «потребности», «банк» и т.д.
Информационное наполнение:
1. «Образ финансово грамотного человека».
Задачи: познакомить детей с условиями, при которых человек будет считаться финансово грамотным.
2. Дидактическая игра «Экономика».
Задачи: познакомить детей с понятием «Экономика» и ее составляющими (сельское хозяйство, промышленность, торговля, машиностроение и т.д.); с профессиями людей этих отраслей.
3. Кармашки: «Расходы», «Семейный бюджет», «На чем можно сэкономить».
Задачи: дать детям информацию о расходах в семье; из чего складывается семейный бюджет; на чем можно сэкономить денежные средства.
4. «Форма оплаты».
Задачи: продолжать наглядно знакомить детей с различными формами оплаты (наличная и безналичная).
5. Кармашек «История денег».
Задачи: продолжать знакомить детей с историей возникновения денег, их функциями.
6. Кармашек «Пословицы и поговорки».
Задачи: учить детей анализировать, сравнивать, находить общее в содержании разных пословиц.
7. Кармашек «Советские и российские деньги».
Задачи: познакомить детей с денежными знаками (купюры и монеты), вышедшими из обихода (их внешним видом, размером, номиналом).
8. Кармашек «Экономический словарик».
Задачи: пополнить словарь детей новыми словами, обозначающими экономические явления, учить применять их на практике, способствовать развитию логического мышления и способности к умозаключениям; формировать память.
9. Картинки для раскрашивания.
Задачи: расширять познания детей об окружающем мире; развивать мелкую моторику; вызывать у детей положительные эмоции.
10. Ребусы.
Задачи: развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение; воспитывать интерес к экономике.
11. Экономические загадки.
Задачи: развивать речь детей; обогащать словарь, развивать образное мышление; учить детей простым жизненным истинам; знакомить с окружающими предметами, вещами и миров в целом.
12. Дидактическая игра «Товарный поезд».
Задачи: закреплять знание о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Содержание: дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясная продукция – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т.д.
13. Кармашек «Страны и деньги».
Задачи: совершенствовать знания изображения денежных знаков; развивать зрительную память, внимание; воспитывать интерес к изучению названий и изображений денег и их стран.
14. Дидактическая игра «Банк».
Задачи: дать детям понятие «Банк»; рассказать, что банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, дает деньги в долг; расширить первичные представление детей о некоторых операциях в банке; воспитывать умение общаться, принимать решения, развивать чувство долга; знакомить с профессиями людей, работающих в банке (кассир, управляющий банком, служащий, охранник и техслужащий).
Ожидаемые результаты по использованию лэпбука:
- запоминание материала по теме;
- появление интереса к изучению данной темы;
- проявление самостоятельности в работе с пособием.