Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей в процессе изобразительной деятельности»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Российской Федерации Медведева Сергея Юрьевича»

Статья На тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей в процессе изобразительной деятельности»

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной категории

Мухлыгина Елена Валерьевна.

Бийск, 2023

Развитие мелкой моторики рук детей средствами изобразительной деятельности (из опыта работы.)

Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.

Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является изобразительная деятельность. Поэтому, используя в своей работе по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель:

Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников через изобразительную деятельность.

В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Развивать и укреплять мелкую моторику.

2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

3. Создавать предметно-развивающую среду, помогающую развитию мелкой моторики у дошкольников.

4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот вид деятельности доступен даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делает активность ребёнка более увлекательной и интересной. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использую следующие методы: словесный, наглядно-действенный, практический, исследовательский, игровой.

Для реализации поставленной цели, мною был разработан план деятельности :

1. Изучить работы известных педагогов, работающих по моей теме.

2. Познакомиться с опытом педагогов нашего ДОУ по организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник.

3. Организовать дополнительные образовательные услуги в рамках кружковой работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Пополнить развивающую среду в группе необходимыми материалами.

4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности.

5. Провести ряд консультаций, собраний и мастер-классов для родителей по методике пальчиковых игр, изобразительной деятельности, нетрадиционным техникам рисования.

6. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с учётом возрастных особенностей.

Свою работу по теме я начала в средней группе с диагностики развития мелкой моторики руки. Для анализа полученных данных использовала таблицу. Знания детей оценивались по уровням: высокий, средний, низкий.

Диагностика по изо. деятельности включала в себя технические умения:

умение пользоваться карандашом; умение пользоваться кисточкой и красками;

умение применять выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулировать нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, умение пользоваться ножницами, сгибание бумаги.

После проведения диагностики я решила развивать мелкую моторику рук через кружковую работу по программе «Ловкие пальчики» в рамках дополнительной образовательной услуги.

Программа рассчитана на два года (старшего дошкольного возраста).

Образовательная деятельность проводится с сентября по май включительно, длительностью 25 минут,1 раз в неделю, 4 раза в месяц со всей группой детей.

Организовывается во время свободной деятельности детей, во 2-й половине дня.

Каждое занятие начиналось с пальчиковой гимнастики, затем проводилась работа в тетради с крупной клеткой (штриховка, продолжи узор, графический диктант) и давались задания на различные виды изобразительной деятельности.

Методы работы с детьми :

Наглядные: наблюдение; рассматривание образцов; демонстрация иллюстраций; показ (выполнение) воспитателем; показ детских работ в конце занятия.

Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы.

Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

Формы работы с детьми :

Индивидуальная: Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.

Фронтально-индивидуальная: Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.

Фронтальная: Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

Был составлен перспективный план на год, с учетом названий тематических недель.

Перспективное планирование занятий кружка "Ловкие пальчики"

Тема Содержание

1. Диагностика

2. Дары осени

• Рисунок по точкам (овощи)

• Штриховка (горизонтальные линии)

• Бобы, семечки, рис - отделить друг от друга (перебрать)

• Знакомство с тетрадью в крупную клетку

3. Золотая осень

• Пальчиковая гимнастика "Вышли пальчики гулять"

• Рисование в тетради в клетку (обведи клетку)

• Рисование пальчиками осеннего дерева (3 цвета)

4. В мире музыки

• Пальчиковая гимнастика "Мы играем" 

• Штриховка по вертикали "Музыкальные инструменты"

• Рисование в тетради в клетку: продолжи узор

5. Всемирный день животных • Упражнение "Животные" (показ пальцами, ладошками)

• Рисование жесткой кистью (контур животного)

• Графический диктант (в тетради в клетку)

6. Человек, как представитель живого на земле • Пальчиковая гимнастика "Не плачь, куколка моя" 

• Рисование по образцу в тетради в клетку

• Оригами "Подарок"

7. Предметы быта • Упражнения с граненым карандашом

• Соедини по точкам (посуда)

• Лепка из глины (посуда)

8. Моя страна • Пальчиковая гимнастика "Дом и ворота" 

• Раскрашивание флага восковыми мелками

• Рисование по клеточкам: флажки

9. Фестивальная • Пальчиковая гимнастика "Веселый оркестр" 

• Рисование цветным песком.

• Продолжи узор (в тетради в клетку)

10. Поздняя осень • Пальчиковая гимнастика "Осенний листочек" 

• В тетради в клетку: елочки (по образцу)

• Аппликация "Дерево" (методом обрывания)

11. Моя семья • Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик. "

• В клетку: графический диктант

• Рисование: рамка для семейного фото

12. Приход зимы • Пальчиковая гимнастика "Снежная баба" 

• Рисование по трафарету: снежная баба

• Узор по образцу в тетради в клетку: кружок, палочка

13. Права ребенка • Массаж с шишками

• Работа в тетради в клетку : "Продолжи ряд" 

• Рисование свечой «Зимний пейзаж»

14. Магия бумаги • Игры с мятой бумагой (смять в комок, покатать между ладошек, разгладить)

• Штриховка (вертикальные линии) 

• Оригами "Надувной шарик"

15. Скоро, скоро Новый год! • Пальчиковая гимнастика "Скачет зайка косой" (3, 47)

• "Узор по образцу" в тетради в клетку

• Рисование солью "Зимний лес"

16. Зимние народные праздники • Расскажи стихи руками "Как живёшь?" 

• Соедини по точкам "Самовар"

• Рисование свечой "Снежинка-балеринка"

17. Транспорт. Дороги в разное время года • Упражнение "Самолёт" 

• Графический диктант "Машина"

• Раскрашивание машинки

18. Народная игрушка • Упражнения с маленьким мячом (ежи)

• Узор по образцу в тетради в клетку

• Каргопольская роспись "Козлик"

19. Всемирный день доброты • Пальчиковая гимнастика "Дружба" 

• Графическое упражнение "Пройди лабиринт"

• Гравировка - процарапывание

20. В мире сказок • Пальчиковый театр "Репка"

• Графический диктант в тетради в клетку

• Рисование ладошками "В гости к Мухе-Цокотухе"

21. Наши защитники • Расскажи стихи руками "Смелый капитан"

• Штриховка (разные виды) "Парусник"

• рисование пластилином "Лодочка"

22. Человек славен трудом • Пальчиковая гимнастика "Помощники"

• Штриховка "Пожарная машина"

• Работа с солёным тестом "Рогалик"

23. Международный женский день • Пальчиковая гимнастика "Не плачь, куколка моя" 

• Работа с трафаретом "Ваза"

• Аппликация из мятых салфеток "Мимоза"

24. Край наш северный • Пальчиковая гимнастика "Собери палочки в корзину"

• Работа в тетради в клетку "Нарисуй фигуры" 

• Рисование в технике точечного рисунка "Птичка-невеличка"

25. Правила этикета • Пальчиковая гимнастика "Повстречались" 

• Графический диктант в тетради.

• Оригами "Салфетка"

26. Театральное искусство • Пальчиковая гимнастика "Апельсин" 

• Пальчиковый театр "Колобок"

• "Продолжи узор" - в тетради в клетку

27. Птицы нашего края • Инсценировка стихов при помощи рук "Кря, кря, кря" 

• Соедини по точкам "Сова"

• Графический диктант в тетради

28. Неделя книги • Игры с грецким орехом

• Графический диктант в тетради

• Рисование жесткой кистью Белка с орешком" (по произведению Пушкина А. С.)

29. Моё здоровье • Расскажи стихи руками "Футболисты-проказники" 

• В тетради в клетку - рисование круга в 1 клетке, в 4 клетках

• Рисование пластилином "Мяч"

30. Безопасность жизнедеятельности • Упражнение "Пальчики" 

• Штриховка по диагонали "Машина"

• Аппликация "Светофор"

31. День Победы • Упражнение "Большие и маленькие" 

• Раскрашивание "Звезда"

• В тетради " Нарисуй по образцу: корабль"

32. Русь-Россия • Пальчиковая гимнастика "Домик" 

• Рисование по образцу в тетради в клетку "Дом"

• Процарапывание "Домик"

33. Изменение в природе • Пальчиковая гимнастика "Интересно вокруг" 

• Штриховка (горизонтальные линии) "Бабочка"

• Выкладывание пластилина на картоне "Цветок"

34. Диагностика

На занятиях я учила детей рисовать свечой пейзаж. Ребята превращались в волшебников и учились творить чудеса.

Очень нравилось детям рисовать цветным песком. Этому увлекательному моменту я посвятила несколько занятий. Работы получились очень красочными. Цикл занятий я посвятила сгибанию бумаги. Учились сгибать по диагонали, по горизонтали. Детям предлагалось выполнить такое оригами как, подарок, воздушный шарик, салфетка, лодочка, кораблик.

Детям предлагала рисовать не только кисточкой, но и крупами: греча, манка, рис. Появилась очень красивая картина «Щенок», которую мы отправили на выставку «Мой четвероногий друг»,

В старшей группе большое внимание уделяла графическим упражнениям, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки-раскраски, трафареты разной тематики. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводила в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.

Использовала такие приемы, как, работа с трафаретами, контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); дорисовка (по принципу симметрии); волшебные узоры, лабиринты.

Дома дети устраивали домашние мастерские, где изготавливали различными способами открытки, поделки на выставки, подарки для родителей, бабушкам и дедушкам.

На протяжении всей работы в группе организовывались различные выставки: «Мы-рисуем», «Нетрадиционное рисование», «Нашим мамочкам».

Каждый месяц оформляли выставки детских работ «Наш вернисаж» в коридоре ДОУ.

Совместно с детьми участвовали в городских конкурсах: «Идет коза рогатая», «Петушок-золотой гребешок», «Мой четвероногий друг», «По книжкиным тропинкам; в областных конкурсах: «Забавные отпечатки», «В гостях у сказки», «Природные знатели».

Для молодых специалистов ДОУ проводила консультации: «Развиваем руку ребенка через рисование.»

Провела для педагогов ДОУ мастер-класс — правополушарное рисование.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа с родителями — одно из важнейших направлений в работе. Для родителей было подготовлено собрание, на котором провела мастер-класс «Ловкие пальчики».

Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями для совместной деятельности с детьми.

Задачи:

• повышать педагогическую компетентность родителей в художественно –творческом развитии детей;

• способствовать установлению партнерских отношений между родителями, педагогом.

Родители, совместно с детьми учились рисовать свечой, солью, жесткой кистью, разными видами крупами.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области