Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Мы за здоровый образ жизни"

Цель-формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Задачи-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости . Формирование представлений о здоровом образе жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены. Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении закаливания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 71 «Радость»

ПРОЕКТ

«Мы за здоровый образ жизни»

Нижневартовск, 2022

Наименование раздела

Стр.

Информационная карта Проекта

3

I.

Краткая аннотация Проекта

5

II.

Обоснование необходимости Проекта

5

2.1.

Актуальность и новизна Проекта

5

2.2.

Концептуальные основы проекта

6

III.

Цель и задачи Проекта

6

IV.

Основное содержание Проекта

7

4.1.

Механизм реализации Проекта

7

4.2.

Формы и методы организации деятельности по реализации Проекта

7

4.3.

Ожидаемые результаты Проекта

9

V.

10

VI.

10

6.1.

Взаимодействие с родителями

10

6.2.

Взаимодействие с социумом

10

VII.

План реализации Проекта

12

VIII.

Факторы риска

14

X.

Перспективы развития Проекта

14

Литература

15

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название Проекта

«Мы за здоровый образ жизни»

Автор -

составитель

– воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 71 «Радость»

Руководитель Проекта

Проконина Ольга Евгеньевна - заведующий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 71 «Радость»

Организация исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 71 «Радость»

Адрес организации - исполнителя

628616, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д. 12 "МАДОУ г.Нижневартовска ДС №71 «Радость»

Телефон, факс, электронный адрес

 8 (3466) 67-22-71

mbdou71@yandex.ru

Основание для разработки Проекта

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

-Концепция системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (основные положения);

- Программа развития образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года;

- Программа развития МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко» на 2019 - 2025 годы и на период до 2030 года.

Цель Проекта

формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи Проекта

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости .
Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении закаливания.

Тип и вид Проекта

Познавательно-игровой, информационно-творческий

Целевые группы

Воспитанники групп общеразвивающей направленности

Продолжительность и сроки реализации Проекта

Подготовительный этап: октябрь 2022 г.

Основной этап: октябрь – ноябрь 2022 г.

Итоговый этап: ноябрь 2022 г.

Форма реализации Проекта

Фронтальная, индивидуальная

Краткое содержание Проекта

Данный проект реализуется в ходе педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации: с воспитанниками при организации в ходе организации совместной деятельности воспитанников и взрослых, с педагогами, родителями. Проект ориентирован на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни младших дошкольников, посредством здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семьи.

Образовательная деятельность в рамках проекта позволяет:

- реализовать идеи индивидуального и дифференцированного подхода;

- индивидуализировать образовательную деятельность (за счёт ежегодного обследования уровня физического развития младших дошкольников сформировать у детей представления о здоровом образе жизни.).

Автором проекта использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.

Предполагаемые конечные

результаты Проекта

1.У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни и закаливание.

 2.Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы. проявляют творчество, активность и детальность в работе.

Система контроля за исполнением Проекта

Контроль и координацию деятельности на уровне дошкольной образовательной организации по реализации Проекта осуществляет заведующий, заместитель заведующего по ВМР.

Социальный эффект реализации Проекта

1.Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм работы с воспитанниками;

2.Преобразование развивающей предметно – пространственной среды;

3.Удовлетворение социального заказа родительской общественности;

4.Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию физических способностей детей младшего дошкольного возраста.

5. Укрепление сотрудничества с социальными партнерами.

I. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект реализуется в ходе педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации: с воспитанниками при организации в ходе организации совместной деятельности воспитанников и взрослых, с педагогами, родителями.

Проект ориентирован на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Срок реализации два месяца.

Проект направлен для сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них привычки вести здоровый образ жизни младших дошкольников, посредством здоровье сберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Образовательная деятельность в рамках проекта позволяет:

- реализовать идеи индивидуального и дифференцированного подхода;

- индивидуализировать образовательную деятельность (за счёт ежегодного обследования уровня развития здорового образа жизни младших дошкольников, культурно-гигиенических навыков).

II. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

2.1. Актуальность и новизна Проекта

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.

Новизна проекта  заключается в следующем:

определены  структура и содержание здоровьесберегающей работы в рамках одной возрастной группы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников;

в рамках проекта планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в ходе образовательного процесса;

отобраны действенные формы оздоровительной работы с родителями по развитию партнёрских взаимоотношений с ребёнком в  домашних условиях;

для достижения максимального познавательного эффекта используется мультимедийное  оборудование.

При разработке проекта учтены основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе:

в ходе реализации мероприятий проекта интегрированы образовательные области и виды детской деятельности, основополагающие в дошкольном детстве;

проект предусматривает взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса и включает  в себя средства речевого, музыкально-ритмического и физического развития.

2.2. Концептуальные основы Проекта

Концептуальной основой деятельности структурного подразделения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГТ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив развития.

Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний,

а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

Как показывает практика дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации.

Для детей 5-7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческие фантазии.

Реализация Проекта «Мы за здоровый образ жизни» строится на следующих принципах:

1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей.

Цель проекта - формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости .
-Формирование представлений о здоровом образе жизни.
-Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
- Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
-Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении закаливания.

IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

4.1. Механизм реализации Проекта

Проект рассчитан для реализации на базе МБДОУ города Нижневартовска ДС №71 «Радость». Данный Проект реализуется в ходе педагогической деятельности дошкольной образовательной организации: с воспитанниками – в организации совместной деятельности детей и взрослых,с педагогами в условиях проведения методической работы, с родителями – в ходе совместной деятельности.

Проект ориентирован на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Срок реализации 2 месяца. Разработано перспективное планирование .

Проект реализуется через интеграцию физкультурно - оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества образовательно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания, что отвечает современным ФГОС ДО к общеобразовательной программе.

Для достижения поставленной цели и задач Проекта предусматривается целенаправленная и согласованная творческая деятельность коллектива единомышленников.

Образовательная деятельность выстраивается с учётом возрастных особенностей воспитанников. Формы образовательной деятельности могут быть различны.

Для осуществления контроля за качеством реализации Проекта составлен план реализации Проекта (приложение 1).

4.2. Формы и методы организации педагогических мероприятий

Для успешной реализации поставленных задач в детском саду созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Оборудован спортивный зал, для занятий имеется различный спортивный инвентарь; мячи, кегли, ракетки, обручи, скакалки, тоннели, и т.д. Проводятся занятия по физической культуре в каждой возрастной группе. В группах старшего дошкольного возраста одно занятие проводится на улице.

В детском саду используются следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Содержание Проекта реализует принципы:

Принцип активности и сознательности — определяется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

Принцип «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип оздоровительной направленности — нацелена на укрепление здоровья воспитанников. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Принцип взаимосвязи с семьей - соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка

Реализация задач Проекта осуществляется через организацию педагогических мероприятий с использованием различных методов:

 Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Педагогические мероприятия по Проекту проводятся 1 раз в неделю, имеют свою структуру, отработанную в ходе работы с воспитанниками.

В практической части предлагается продуктивная деятельность с детьми лепка «Мыло для кукол», «Витамины на столе», рисование «Айболит », «Огурцы в банке», аппликации «Расческа для кукол», «Витаминный компот», конструирование «Домик для гостей».

Помимо групповых, проводится и индивидуальная работа с воспитанниками: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии), имитация (подражание), объяснение, пояснение, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, беседа, словесная инструкция; повторение упражнений без изменения и с изменениями, повторение упражнений в игровой форме, подвижные игры, сенсомоторные игры, оздоровительно-развивающие игры (игры на формирования правильной осанки, игры, игры при заболеваниях горла и носа, направленные на исправление плоскостопия) и т.д.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы с детьми: наглядный, игровой, практический, словесный

Ожидаемый результат от педагогических мероприятий по реализации проекта - воспитание потребности в здоровом образе жизни;

выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и подвижных играх;

обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;

приобщение к общечеловеческим ценностям.

-снижение заболеваемости среди воспитанников ;

-сформирование желания у дошкольников и их родителей (законных представителей) вести здоровый образ жизни, формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой и освоения культурно-гигиенических навыков;

-появление у детей возможности активного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

-расширение сотрудничества детского сада с родителями воспитанников (законных представителей), повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья, активизация участия родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;

V. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

В рамках Проекта используется ресурсное обеспечение и материально техническая база МАДОУ города Нижневартовска ДС № 71 «Радость», интернет – ресурсы.

Временные: для реализации Проекта требуется два года. В данный срок входит время, необходимое для набора воспитанников, сбора информации, реализации Проекта, обобщения и систематизации материалов, осуществления рецензирования материалов, выпуска методической продукции ее распространения. Оценка возможных рисков и неудач в реализации Проекта. Презентация и трансляция опыта.

Информационные: ресурсы необходимые для освещения хода реализации Проекта, рекламные буклеты, методические и учебные пособия для работы с воспитанниками, фото - видеоматериалы. Для распространения опыта информационными ресурсами будут являться средства массовой информации, официальный сайт МБДОУ города Нижневартовска ДС № 71 «Радость», интернет - ресурсы, разработанные методические разработки и рекомендации.

Развивающая предметно – пространственная среда: Для организации работы с воспитанниками в рамках реализации Проекта создана развивающая предметно – пространственная среда, позволяющая формировать индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития ребенка; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; особенности физического развития и здоровья детей.   

VI. ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА

6.1.Взаимодействие с родителями

6.2. Социальный эффект реализации Проекта

1. Повышение эффективности управления и качества образования дошкольников на основе создания команды единомышленников педагогов и родительского сообщества.

2. Рост профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогов, и, как следствие, повышение конкурентоспособности дошкольного учреждения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Популяризация семейного воспитания здорового ребенка, укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи и ведение здорового образа жизни.

4. Повышение уровня удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми в дошкольном образовательном учреждении.

5. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивающей здоровьесбережение, здоровьеформирование и социальную адаптацию воспитанников.

6. Расширение партнерских отношений с социально-культурными учреждениями, направленными на решение задач здоровьесбережения детей и формирование здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса

VII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Месяц

Название мероприятия

Форма проведения, цель, продуктивная деятельность

1

Октябрь

1 неделя

Беседа

Дыхательная гимнастика

Подвижная игра

Лепка

«Водичка, водичка»- приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчёсываться, пользоваться носовым платком

«Задуй упрямую свечу»-тренировать силу вдоха и выдоха

«Солнышко и дождик» -развивать двигательную активность детей.

«Мыло для кукол»- Формирование интереса к лепке.

2 неделя

Беседа

Чтение произведения

Дидактическая игра

Пальчиковая гимнастика

Подвижная игра

«Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щётка только для тебя… » -Закреплять знания детей о предметах личной гигиены

«Умоем куклу» -перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания

«Игрушки» -развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

«Кошечка» -развитие навыка ползания, укрепление мышц

3 неделя

Беседа

Пальчиковая гимнастика

Подвижная игра

Рисование

« В гостях у доктора Айболита»- Познакомить с профессиями врача, медсестры, расширить игровой опыт детей;

«Мы капусту рубим, рубим»- развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

«Озорной мяч» -выполнять подскоки в своем темпе и ритме.

«Айболит »- вовлечь детей в совместную творческую деятельность

4 неделя

Беседа

Пальчиковая гимнастика

Подвижная игра

Дыхательная гимнастика Аппликация

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

-Рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно одеваться на прогулку

«Части тела»-развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Маленькие ножки бегут по дорожке» -бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал

«Качели»-укреплять физиологическое дыхание у детей.

«Расческа для кукол»-формировать умения применять технику наклеивания

2

Ноябрь

1 неделя

Беседа

Дидактическая игра

Дыхательная гимнастика

Аппликация

« О пользе витаминов» - рассматривание наглядного пособия - дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья.

«Где живут витамины» -Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах

 «Жук»-тренировать силу вдоха и выдоха.

«Витаминный компот»- формировать умения применять технику наклеивания

2 неделя

Дидактическая игра

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Рисование

«Фрукты или овощи» - учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания. Закрепить знания детей о полезных продуктах.

 «Часики»-укреплять физиологическое дыхание у детей.

«Овощи»-развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Огурцы в банке»- учить рисовать детей предметы овальной формы

3 неделя

Беседа

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Лепка

«Как стать сильным здоровым? » - уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным занятиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом

«Овощи - фрукты»-развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Воздушный шарик»-укреплять физиологическое дыхание у детей.

«Витамины на столе»- прививать интерес к лепке

4 неделя

Беседа

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Конструирование

  «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять… » - создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мотивация деятельности детей на прогулке

«Насос»- укреплять физиологическое дыхание у детей.

«Одежда»-развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Домик для гостей»-упражнять детей в конструировании простых объектов из строительного материала.

VIII. ФАКТОРЫ РИСКА

Проект «Мы за здоровый образ жизни» при отсутствии неблагоприятных обстоятельств может быть реализован в полной мере. Вместе с тем в ходе реализации проекта неизбежно возникновение следующих сложностей:

IX. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.

2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.

3. Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.

4. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Практическое пособие. Воронеж, 2007 г.

5. Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.

6.Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г. 7. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.

8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности во 2 младшей группе. Мозаика - Синтез, М., 2009 г.

9. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. Ростов Н/Д : Феникс 2008 г.

10. Никитина Т. В., Смольякова О. Н. Рабочие программы в ДОУ. Воспитательнообразовательный процесс. Планирование на каждый день. Изд. «Учитель», Волгоград 2013 г.

11. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. Москва «ВАКО» 2012 г.

12. Гербова В. В., Ильчук Н. П. Книга для чтения в детском саду и дома. Изд. «Оникс», Москва 2009 г.

Приложение 1

Дыхательная гимнастика

                             «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись

                                «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

                                 «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: стоя или сидя, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

                               «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

                          «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

                                 «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

                                «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

                               «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

                              «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

                              «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

                                 «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

                                  «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

                           «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

                           «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

                     «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

                               «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

                           «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

                             «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика

Цель:  развитие мелкой моторики рук.

                          “Капуста”

   Мы капусту рубим – рубим,                          Движения прямыми ладонями                      вверх, вниз

      Мы капусту солим-солим,                           Пальцы сложить в щепотку.              Посолить

               Мы морковку трем –трем,               Потереть кулак одной руки, о   кулак другой руки

Мы капусту жмем-жмем,                                        Сжимать и разжимать кулаки

А потом  мы капусту в рот кладем.                    Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.

       Ам!                             

.

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

                                          ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

Приложение 3

Консультация для родителей «Закаливание ребенка в домашних условиях»

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н. М. Амосов Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство -время интенсивного развития ребенка :приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни. Значит, перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека. Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется. В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет. Конечно, родители боятся начинать закаливать своих детей в домашних условиях. В закаливании, как и в любом другом начинании, важен позитивный настрой. На первых порах нужно постараться эту процедуре преобразовать в интересную игру. Закаливание солнцем – эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка. Успешно используется закаливание солнцем в борьбе с рахитом. Солнечный свет, проходя через орган зрения, возбуждает нервную систему. Нервная система, в свою очередь, регулирует состояние и тонус всех систем организма; регулирует биоритмы, активизирует обменные процессы. Обладающие высокой биологической активностью ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний. Закаливание воздухом следует начинать с воздушных ванн, которые полезны как детям, так и взрослым, в том числе бабушкам и дедушкам. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур. Ножные ванны– погружение ног до голеностопных суставов в таз с горячей водой. Ноги погружают на 3-10 секунд. Затем каждые 3 – 4 дня температуру воды следует снижать на 1 градус, доведя её в итоге до 20 –24 градусов С. Контрастные ножные ванны являются хорошей профилактической закаливающей процедурой против ангин и катаров верхних дыхательных путей. Подобные процедуры рекомендуется выполнять по утрам, после сна. Вам понадобятся 2 таза: один - с горячей водой (+38 гр. С), второй - с водой на 3 – 4 градуса холоднее. Сначала ребенок опускает ноги до голеностопных суставов на 2-3 секунды в горячую воду, потом сразу же в более прохладную на 5 секунд. Затем опять в первый таз, потом во второй, но уже на 10 секунд. Обтирание - мероприятие подготавливающее организм человека к таким закаливающим процедурам, как обливание и холодный душ. - Температура воды для первого обтирания должна быть 36-34 градуса С. - Через каждые три процедуры температуру воды снижайте на два градуса С. - Для детей и пожилых людей температура воды не должна быть ниже 20 градусов С. - Здоровым взрослым рекомендуется снизить температуру до 12 С. - Сначала обтирают руки и сразу же насухо вытирают их. - Затем обтирают ноги, далее грудь, потом живот и спину. - Обтирание лучше проводить после утренней гимнастики или после дневного сна. - По мере снижения температуры воды продолжительность обтирания следует уменьшать с двух минут до полминуты. Обливание водой - закаливающая процедура, которую следует начинать летом

Приложение 4

Беседа              «Водичка - водичка»

Цель: формирование представлений о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям).                   Задачи: уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту.   Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.  Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:  аудиозапись шума воды, картинки с изображением моря, реки, ручья, животных, птиц, насекомых, рыб, растений, человека, предметов, для опыта: лейка, пульверизатор

Ход деятельности

Воспитатель: Загадывание загадки:

Мною можно умываться

Я умею проливаться

В кранах я живу всегда

Ну, конечно, я ….(вода)

1. Слышится шум воды (аудизапись)

- Что за звуки вы услышали?( звук воды)

 Молодцы ребята, а скажите, для чего нужна вода?

Дети: Пить, варить, поливать цветы, умываться, стирать и. т. д.

Воспитатель - Ребята, а давайте с вами поиграем в игру

 Игра «Где же спряталась вода?».

      (В кране, в бутыле.) (дети показывают)

- А где еще можно увидеть, как течет вода?

(В ручье, в реке.)

- А кому ещё нужна вода?

3. Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»

Дети рассматривают карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить, кому из них нужна вода и, объяснить, для чего.

(Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми).

- Значит, вода нужна всем? (Да)

- Ребята а сейчас давайте с вами проведем опыт с водой

   Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.

Беседа «Крепкие зубки»

Задачи:

1. Выяснить, для чего нужны зубы.

2. Как устроены зубы.

3. Рассмотреть рисунки полезных и вредных продуктов для зубов.

4. Научиться ухаживать за зубами.

5. Таблица техники чистки зубов.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам придут гости. Давайте настроимся на встречу с ними!

Тренинг «Заряд бодрости».

Мои ушки слышат всё,

Мои глазки видят всё,

Я вдыхаю аромат цветов!

(дети гладят ушки, гладят глазки, делают вдох)

Воспитатель: Молодцы!

Стук в двери. Приходит девочка «Маша» и жалуется.

Маша: Не спала, не ела, у меня очень болит зуб, я не знаю, что мне делать (плачет). Мама отправила меня в детский сад и сказала: там тебя научат!

Воспитатель: Ребята, поможем? Садись и слушай внимательно, и тогда узнаешь, как сделать, чтобы зубы были здоровыми! Дети, а вы хотите тоже узнать, как ухаживать за зубами? (Да)

Воспитатель задаёт вопросы для выяснения знаний у детей:

1. Для чего нужны зубы?

2. Что полезно для зубов, а что нет?

3. Как ухаживать за зубами?

(Ответы детей).

Воспитатель: (рассказ – исследование)

1. Для чего нужны зубы? Чтобы откусывать и пережёвывать пищу (с помощью зеркала рассмотреть зубы) Они одинаковы? (Нет) Передние зубы — откусывают. Задние зубы — пережевывают.

2. А что такое зуб? (Ответы детей)

Рассказ воспитателя: Это маленькая косточка скелета, покрытая специальной защитной плёнкой — эмалью. (Рассмотреть таблицу алгоритма строения зуба). Эмаль очень тонкая плёнка, но очень крепкая. Её нужно беречь. По кости внутри проходят нервные окончания (синего цвета), и проходят кровеносные сосуды (красного цвета). Если в эмали появилась тоненькая трещинка или дырочка, разрушиться весь зуб.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, при рождении у ребёнка зубы есть? (Нет)

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Они ему не нужны. Малыш сосёт мамино молоко. Потом начинает кушать твёрдую пищу, которую нужно пережёвывать в это время и появляются зубки. Но это ещё не настоящие зубы, а молочные, к 5-7 годам зубы выпадают, а на их месте появляются постоянные зубы, они остаются до конца жизни.

Заяц: Что нужно делать, чтобы зубы долго оставались красивыми и здоровыми?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно питаться.

На столе поднос с продуктами (муляжи). Разложить продукты с детьми к рисункам, изображающим 2 зуба «весёлый», «грустный».

Продукты: молоко, кефир, творог, овощи, фрукты, сахар, варенье, орехи, конфеты.

2 рисунка: Что вредно для зубов (рассмотреть)

1. Грызть, кусать твёрдые предметы.

2. Есть холодную, и горячую пищу вместе.

Физминутка

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

На экране слайд «Королева-зубная щетка»  запись голоса

Королева — Зубная щетка: Здравствуйте, дети! Вы знаете, кто я? (Ответы детей). Я Королева — Зубная щетка. Хочу рассказать вам, как надо правильно чистить зубы.

-. А вы знаете, сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза: утром, вечером)

— Как ещё можно почистить зубы? (Прополоскать, пожевать жевательную резинку 5-10 минут).

— Ну, а если всё-таки в зубе появилась дырочка, и зуб болит, что надо делать? (Лечить).

— А кто лечит зубы? (Зубной врач).

Воспитатель: Ребята, и ты, Маша, запомнили, что надо делать?

Маша: Спасибо, ребята, я всё поняла, как надо ухаживать за зубами. Я сейчас пойду к врачу. До свидания!

Воспитатель: Дети, давайте попрощаемся с Машей. И не будем забывать сами, что зубы надо беречь.

Беседа «Профессия доктор»

Цель :

1.Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; 

2.Активизировать в речи детей названия трудовых операций врача, названия

орудий труда врача и их назначение.

3. Закрепить понятие о здоровом образе жизни

4.Формировать элементы сюжетно – ролевой игры.

Задачи:

Закреплять положительные эмоции и чувства, в общении друг с другом;

Побуждать детей к импровизации, при помощи мимики, жестов, движений.

Упражнять в узнавании, и назывании атрибутов врача, такие как халат,

шапочка, трубка-фонендоскоп, штапель для осмотра горла, градусник, шприц,

йод, вата, микстура);

Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, образные выражения,

развивать связную речь;

Планируемые результаты: научить детей по словесному описанию узнавать

профессию врача, по просьбе взрослого соотнести предметы, необходимые в

данной профессии, отвечать на вопросы воспитателя по данной теме.

Оборудование: 

Халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр,

градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, чемоданчик для

инструментов. шприц, мази, таблетки, порошки, дидактические игры. Кукла

Маша, сумка врача, игровой набор «Доктор», предметные картинки –

инструменты доктора.

Аудиозапись с детской музыкой.

Предварительная работа:

- Чтение К.И.Чуйковского «Айболит», П. Образцов. «Лечу куклу»,

В. Берестов Читалочка «Лисица медсестра».

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

Воспитатель: Молодцы, трудная загадка, но вы её отгадали.

Когда люди заболевают, они всегда обращаются за помощью

к врачам. Врач – это человек, который лечит людей. Где работает врач?

Воспитатель: В больнице, в поликлинике. Вы хотите посмотреть, какие

инструменты есть в кабинете у врача?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно отправляться в поликлинику. Становитесь

друг за другом, делайте паровозик и поехали.

Воспитатель: Приехали. Давайте посмотрим, с какими же инструментами

работает врач.

Воспитатель: Для чего этот инструмент врачу? (показать фонендоскоп).

Воспитатель: Это трубочка чтобы слушать больного.

Воспитатель: Правильно, эти инструментом врач прослушивает больных,

а называется он фонендоскоп.

Воспитатель: Как называется этот прибор? (ответы детей).

Воспитатель: что делает этим прибором врач? (показать шпатель)

Дети: Горлышко смотрит.

Воспитатель: Да, это шпатель, им врач смотрит горлышко. Что это такое?

Какой звук нужно произнести, чтобы доктор хорошо рассмотрел горлышко?

Дети: а-а-а.

Воспитатель: Для чего нужен врачу этот инструмент? (показать

градусник).

Дети: Чтобы измерять температуру.

Воспитатель: Как он называется?

Дети: Градусник.

Воспитатель: это что такое? (показать шприц). Что делает врач шприцем?

Воспитатель: Что такое? (показывает бинт). Для чего нужен бинт врачу?

Дети: Перевязывать больных.

Воспитатель: Чем же занимается врач на работе?

Дети: Лечит больных.

Воспитатель: Ребята, конечно, врачи очень умные, добрые, отзывчивые

люди, но ведь мы с вами не хотим болеть, правда? Что нужно делать, чтобы

не болеть?

Дети: Витамины есть.

Воспитатель: Да, кушать фрукты, овощи, т. к. в них есть витамины, а ещё

чистить ежедневно зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе. Я

предлагаю вам сделать физкультурную минутку.

Физкультминутка.

Льётся чистая водица, (Наклоны вперед.)

Мы умеем сами мыться. (Изобразить умывание лица)

Порошок зубной берём (Сгибание и разгибание руки в локте.)

Крепко щёткой зубы трём. (Сгибание и разгибание руки в локте)

Моем шею, моем уши,

После вытремся по суше. (Изображение движения вытирания

полотенцем)

Поверни головку влево,

Поверни головку вправо,

Опусти головку вниз (Наклон головы вперед)

И тихонечко садись

Итог занятия: Молодцы всё правильно сказали. Когда головка горяча, мы

поскорей зовём врача. Болит животик перед сном – опять врача мы позовём.

Пусть гром гремит и дождь идёт, Врач обязательно придёт!

Врач – наш хороший, верный друг.

Он вылечит любой недуг.

Беседа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Цель: сформировать у детей представление о роли солнца, воздуха, воды и витаминов в жизни человека
Задачи:
- расширить знания младших дошкольников о составляющих здорового образа жизни;
- сформировать знание детей о пользе витаминов;
- развивать двигательную, познавательную, речевую активность детей;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран; игрушка – зайчик; угощение для детей – яблоки, морковь.
ХОД НОД:
Занятие сопровождается показом презентации.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю сегодня вам отправиться в очень интересное путешествие за хорошим настроением и крепким здоровьем! (Под музыку дети двигаются друг за другом, взявшись за руки) :
Как весело, как весело
Отправится с друзьями
В загадочное путешествие,
Пойдемте вместе с нами!

Воспитатель: Куда мы пришли? Мне кажется, что мы с вами попали в лес. Как здесь хорошо подышать. Согласны со мной, ребята? Почему в лесу дышится легче?
Дети: Потому что здесь чистый воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, чистый воздух полезен для здоровья?
Дети: Да, полезен.
Воспитатель: Ребята, давайте, чтобы наше здоровье стало крепче, подышим чистым воздухом.
Выполняется дыхательная гимнастика: «Надуй шарик», «Сердитый ежик», «Дерево на ветру»
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребенок сидит или стоит. «Надувая шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, я слышу чьи-то шаги. А вы слышите?
На экране появляется Фея.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
Дети: Фея!
Воспитатель: Да, ребята, это Фея, но не просто Фея, а Фея-Гигиена! Давайте с ней поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, Фея-Гигиена узнала, что мы путешествуем по стране Здоровья, и хочет проверить, хорошо ли вы знакомы с предметами гигиены - ее помощниками (на экране появляется волшебный мешочек) .
Воспитатель: Сейчас я буду загадывать вам загадки, и если вы правильно их отгадаете, на экране будут появляться картинки с вашими правильными ответами! Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель читает загадки, на экране поочередно появляются картинки с ответами детей.
1. Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам? (Зубная щетка)
2. Я в кармане караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
3. Гладко и душисто
Вымоет нас чисто. (Мыло)
4. После бани помогаю,
Промокаю, вытираю.
Пушистое, махровое,
Чистое и новое. (Полотенце)
5. Вы меня намыльте смело,
Сразу я возьмусь за дело.
Руки, ноги, тело тру,
Грязь любую ототру. (Мочалка)
6. Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой
Мною их скорей помой. (Шампунь)
7. Все она по волосам,
Ходит тут и ходит там,
Где проходит, не спеша
Там причёска, хороша! (Расческа)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Угадали всех помощников Феи – Гигиены! Нам пора отправляться с вами дальше!

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, да это же озеро! Давайте присядем на берегу, я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы узнаете, из чего состоит озеро.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая? (Вода)
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Чтобы пить её, мыться, плескаться, умываться, поливать цветы.
Воспитатель: Как часто надо мыться, умываться?
Дети: Умываться надо каждое утро, а мыться - каждый вечер.
Воспитатель: Мне кажется, что озеро нам хочет что-то сказать, давайте послушаем.
Музыкальное сопровождение

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохане,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, всегда и везде
Вечная слава воде!
Воспитатель: Вы узнали, откуда эти стихи?
Дети: Из сказки «Мойдодыр».
Воспитатель: Да, это Знаменитый Мойдодыр! Умывальников начальник! И мочалок бригадир! Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены! Ребята, а давайте немного поиграем!
Подвижная игра «Умывалочка»
Мы намылим наши ручки (круговыми движениями трут одну
ладошку о другую)
Раз! Два! Три! Раз! Два! Три! (2 раза выполняются по 3 ритмичных
хлопка)
А над ручками, как тучки, («выбрасывают» руки вверх)
Пузыри, пузыри! (4 ритмичных прыжка на обеих ногах,
руки на поясе)
Воспитатель: Ребята, но ведь человеку, чтобы быть здоровым, нужны не только воздух и вода, еще нам необходимо солнечное тепло.
Воспитатель: А давайте, чтобы наше здоровье стало крепче, мы с вами поиграем с солнышком.
Массаж «Солнышко»:
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало. (Поднять руки вверх, потянуться, делая руками
«фонарики»)
Гладит грудку, (Массировать «дорожку» на груди снизу вверх)
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху
в низ)
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лоб, (Проводить пальцами от середины к вискам)
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши)
Гладит ручки, (Растирать ладони)
Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх)
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! » Ребята, что еще нужно для того, чтобы вы росли, чтобы у вас были крепкие зубы, хорошо видели глазки?
Дети: Надо есть фрукты и овощи.
Воспитатель: Почему овощи и фрукты полезны для нашего здоровья?
Дети: В них много витаминов.
Воспитатель: Правильно. Ой! Ребята, мне кажется, что к нам опять кто-то пришёл. Ну-ка посмотрите своими глазками, вы никого не заметили? (появляется зайчик ) .
Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я Зайчик-Побегайчик. Живу в этой стране. У меня крепкие зубки, зоркие глазки и чуткие ушки. Потому, что я ем много полезных продуктов. Вот я и вас решил угостить полезными продуктами: овощами и фруктами! (Дарит ребятам пакет с угощениями – яблоками, морковью) .
Воспитатель: Спасибо, Зайчик, мы с ребятами обязательно съедим твое угощение. До свидания, Зайчик!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, мы даже не заметили, как наше путешествие подошло к концу, и мы оказались в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель:
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять!
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни, ведь здоровье.
В магазине не купить!

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».

Цель:  научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у детей представление о здоровье, о здоровом образе жизни;

- сформировать представление о значении полезных продуктов для оздоровления организма;

- обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты».

Развивающие:

- развивать у детей умение обобщать, анализировать.

Воспитательные:

- воспитать у детей желание вести здоровый образ жизни;

- воспитать осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование: 

две корзины с фруктами и овощами; кукла Маша.

Предварительная работа: 

с/р игра «В гостях у куклы Маши»; заучивание стихов о витаминах; д/и «Фруктовое лото» и «Что растёт на грядке»; знакомство детей с понятием «витамины» через игровую деятельность.

Обогащение словаря:

витамины; здоровый образ жизни; правильное питание.

Ход беседы.

Воспитатель. 

Ребята, кукла Маша мне рассказала, что её дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления здоровья. Её дети их очень любят. Поэтому Маша пошла на рынок и купила своим детям целую корзину овощей и фруктов (показывает детям корзину с овощами и фрукты).

Ребята, а вы знаете, что такое витамины? Какие витамины вы знаете? А в каких продуктах  они встречаются?

Ответы детей.

Воспитатель. 

Витамины вкусные. Они бывают не только в таблетках.

Ребята, нужно есть больше овощей и фруктов. В них очень много витаминов: А, В, С, Д.

Ребята, а кто знает стихи про витамины?

Дети рассказывают стихи.

  ***

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

  ***

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

  ***

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

   ***

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

  ***

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.   

Воспитатель рассказывает детям, в каком продукте, какие витамины содержатся (рассказ сопровождается показом)

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Воспитатель. 

А теперь ребята давайте поиграем. Я  зачитаю стихи о продуктах. Если эти продукты полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»   А если о том, что для здоровья вредно, вы  молчите.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и под чтение стихов идут по кругу, если всё верно дети останавливаются, хлопают в ладоши и говорят: «Правильно, правильно совершенно верно», а если нет, дети останавливаются и молчат.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.  

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, ребята, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты. Ребята, а ведь кукла Маша купила и нам витамины (воспитатель берёт корзину с яблоками и раздаёт их детям).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области