Роль музейной педагогике в патриотической воспитании в современной школе.
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать- воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам».
Д.С. Лихачёв
Преобразования в Российской Федерации , сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической, духовной и культурной сферах жизни общества. В общественном сознании распространяются равнодушие общества, эгоизм, агрессивность, неуважительное отношение к государственному строю и социальным институтам.
В этой ситуации, необходимо возрождение духовности, культуры воспитания населения, особенно молодежи и подростков , в духе любви к Родине, прекращение разносторонней пропаганды запада.
Главном фактором в этой среде выступает патриотическое воспитание молодого подрастающего поколения, в котором главным целью является создании новых условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование разных этапов социальных и личностных качеств человека для реализации на благо общества, воспитания гражданина и патриота своей Родины в раннем развитии ребенка. .
Поэтому ,основа патриотизма должна формироваться , в социализации и воспитания школьников в процессе обучения
Патриотическое воспитание школьника –это одной из важнейших составляющих воспитательного процесса.
Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются;
Получая информацию из пожелтевших документальных источников, школьник развивает свои мыслительные возможности, накапливает свои исследовательские навыки , формирует критическое мышление, учится систематизировать материал и логически мыслить.
Основой воспитания ,в музейной педагогики , это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей в школе. Школьный музей является не только хранителем экспонатов, документов, но и местом, где школьникам могут провести урок. И такие уроки запоминаются надолго, они увлекательны и интересны..
Существует мнение, что музей популяризирует знания о прошлом. Сложно не согласиться с таким мнением. Однако остается и следующая истина, что без прошлого, нет будущего
Цели музейной педагогики в школе:
формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать чувства национального самосознания и любви к истории родного края.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Применяется разные направления в музейной педагогики.
Краеведческая работа:
Важнейшие направление патриотического воспитания является краеведение. Поэтому в музее зарождаются основы активной краеведческой работы, когда исследуются местные события, традиции, обряды, Таким образом, воспитание патриотических чувств, через путешествие в прошлое, позволяет формировать особое мироощущение ребенка. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, село в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания.
Поисковая работа:
Молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие. Изучение военной истории и поисковая работа приведут к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны. Базой для этой работы являются школьные музеи и военно-патриотические организации. Учащиеся должны знать своих героев на лицо
Основной формы работы нашего школьного музея в МБОУ «Псякская средняя школа»:это поисковая и экскурсионная работа, работа в школьном музее. Система классных часов, встреча с земляками, НПК им Ф. Галимуллина , «Бессмертный полк».
Активное участие в конкурсе «Шәҗәрә –Моя родословная» , НПК "Память сердца" МБОУ«Средняя общеобразовательная школа им. С.А.Ахтямова с. Манзарас» , работа с ветеранами Великой Отечественной войны
В деятельности музея в школьной образовательной организации осуществляется дидактическая и воспитательная деятельность ,направленная на патриотическое воспитание нового поколения молодежи. Основным показателем эффективности деятельности школьного музея является личность, ценящая значимость культурного и исторического прошлого для современной России. Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому основная деятельность музейной педагогики заключается в воспитании у школьников активной гражданской позиции, бережному отношению к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.
Мироненко, Е. М. Роль школьных музеев в патриотическом воспитании / Е. М. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80695/ (дата обращения: 09.01.2023).